Владимир Карнозов

Airbus A380В последние годы европейский авиастроительный консорциум “Эрбас Индастри” уверенно держит первое место по продажам гражданских самолетов. Единственный серьезный конкурент – американская фирма “Боинг” — уступил первое место по объему заказов, но еще сохраняет за собой лидерство в секторе самых крупных пассажирских лайнеров. Причем речь идет не сколько о количестве заказов, сколько об имидже – все знают, что самый большой “воздушный автобус” — это “Боинг-747” (далее – 747). Высокий рейтинг “слона”, как любовно американцы называют свой самолет, не дает покоя менеджерам “Эрбас”. Срабатывает эффект “большой дороги”: если ты самый “крутой”, то почему у тебя не самый большой автомобиль? Чтобы закрепить за собой роль лидера на рынке, “Эрбас” просто должен создать самолет, превосходящий 747-400, самый современный из семейства “слонов”. Проект такой машины есть. А3ХХ, работа над которым начались несколько лет назад, еще официально не “запущен” как коммерческий проект, но уже реально существует, пусть пока только в виде полноразмерного макета фюзеляжа из дерева и картона. Базовая модель А3ХХ-100 рассчитана на 555 пассажиров, но, путем удлинения фюзеляжа, вместимость может возрасти до 656 мест (вариант А3ХХ-200).

Конструкторы уже довольно детально проработали не только контуры будущей машины, но и ее интерьер, силовую установку, отдельные системы. Ознакомившись с заявленными летно-техническими характеристиками А3ХХ, несколько крупных авиакомпаний заявили о своем намерении приобрести такой самолет, в их числе “Emirates”, “Singapore Airlines”, “Air France”, а также лизинговая фирма ILFC. Но развитие проекта сдерживаются отсутствием политического решения на постройку самолета. В “Эрбас” понимают, что проект несет в себе немалый технический и коммерческий риск. Поэтому европейцы, привыкшие к размеренной и спокойной жизни, не спешат. Да и куда торопиться? Конкурент ведь даже пока серьезно не рассматривает замену модели 747, поступившей в эксплуатацию еще в 1970 г., на более современную. Более того, есть основания утверждать, что “Боинг”, в некотором смысле, “сильно надеется” на А3ХХ – столь масштабный проект потребует вовлечения огромных финансовых и человеческих ресурсов, а, значит, конкурент будет меньше внимания уделять самолетам меньшей размерности, где “Боинг” сейчас проигрывает. Между тем, даже при успешной “раскрутке” А3ХХ, за усовершенствованными моделями “слона”, скрывающимися под обозначениями 747-GROWTH и 747X, все равно сохранится определенная доля рынка в среднесрочной перспективе. Это, кстати, признает и “Эрбас”, который надеется получить “по крайней мере половину” из 1200 ожидаемых заказов на сверхбольшие самолеты в период до 2020 г.

Авиакомпании не сразу приняли А3ХХ, ведь большой самолет – это ведь не только большая цена, но еще и проблемы с поддержанием его в летном состоянии, загрузке рейсов, посадкой и высадкой пассажиров в аэропортах, безопасностью полета. Представьте себе тяжесть ответственности за шестьсот жизней. И все же авиа перевозчики, по всей видимости, сделают выбор в пользу А3ХХ. Во-первых, потому, что “Эрбас” — надежный, проверенный временем партнер по бизнесу, с высококвалифицированным персоналом, прекрасной системой поддержки заказчиков. Во-вторых, потому, что самолет проектируется в тесном контакте с авиакомпаниями, которые имеют доступ к рабочим чертежам и возможность давать конкретные советы по улучшению конструкции. Но, самое главное, — слоты. Ежегодный прирост мирового объема пассажирских перевозок в период до 2018 г., как предполагается, составит 5%. Это значит, что трафик возрастет с 3 млрд. пасс.*км в 1998 г. до 8 млрд. в 2018. Особенно бурно будут расти перевозки между Европой и США, в среднем на 12.5% в год. При этом основная доля пассажирооборота придется на пары крупных городов, что усложнит и без того серьезную проблему организации воздушного движения вокруг больших аэропортов. Авиакомпаниям будет все сложнее получать удобные для пассажиров слоты, то есть летать тогда, когда людям того хочется. И уж если удастся получить хороший слот, его будут использовать по максимуму, и здесь без вместительного самолета не обойтись.

В глазах авиакомпаний у А3ХХ есть одно очень важное достоинство. Кабина еще не построенного самолета уже хорошо знакома пилотам, летающим на самолетах семейств А320 и А330/А340. Ничего удивительного здесь нет, потому, что все кабины самолетов “Эрбас”, начиная с модели А320, спроектированы в соответствие с концепцией перекрестной подготовки экипажей (cross-crew qualification — CQQ). Ее разработали для “переноса” значительной части знаний и подготовки, полученных пилотами для одного типа ВС, на другие типы на основе общих конструктивных особенностей самолетов “Эрбас”. Курс CQQ един, он пригоден для унифицированного ряда самолетов, оснащенных системой дистанционного управления, и позволяет осуществлять полеты экипажей на смешанном парке ВС.

Следует отметить, что большая вместимость А3ХХ достигнута не за счет увеличения длины самолета, а с помощью большего диаметра фюзеляжа. Таким образом появилась возможность разместить пассажиров не на одной палубе, как обычно, а на двух. Общая длина и размах крыла 747-400 незначительно уступают соответствующим размерам нового европейского авиалайнера, но последний, за счет широкого фюзеляжа, на 43% вместительнее в плане объема пассажирского салона и грузовых отсеков. Как использовать объемы – дело авиакомпаний. Предполагается, что эксплуатация А3ХХ продлится 3-5 десятилетий, а за столь продолжительное время требования пассажиров к уровню комфорта и сервиса на борту ВС могут значительно возрасти, особенно в случае многочасовых межконтинентальных полетов. Уже сейчас авиакомпании просят конструкторов изучить возможность размещения на широкофюзеляжных самолетах спальных мест, комнат для детей, массажных кабинетов, магазинов “duty-free”. Таким образом, авиалайнер превращается в некий многопалубный “воздушный корабль”.

Но авиакомпании не только мечтают, но и самым серьезным образом участвуют в улучшении и доработке проекта самолета. Так, по их требованию, верхнюю пассажирскую палубу опустили вниз на 35 мм с целью увеличения высоты потолка салона. Кроме того, они попросили увеличить длину переднего грузового отсека, в результате чего дополнительно уместилось разместить два контейнера LD3. Заднюю грузовую дверь на левом борту отнесли на пять шпангоутов назад для улучшения условий работы операторов аэропортовых разгрузочно-загрузочных машин (их работе могло помешать крыло). Широкий диалог между конструкторами А3ХХ и авиакомпаниями, который идет с активным использованием интернет и компьютерных технологий, несомненно, повышает интерес заказчиков к новому продукту европейских авиастроителей.

Хотя внешние формы А3ХХ были “заморожены” в январе 1999 г., над конструкцией самолета еще предстоит много поработать. Одна из стоящих перед инженерами задач – снизить, благодаря использованию новейших достижений в области конструкции крыла, интенсивность концевых вихрей до требуемого уровня. Еще одна задача — путем совершенствования крыла и силовой установки достичь снижения прямых операционных расходы в расчете на одного пассажира на 15% по сравнению с 747-400. Предстоит решить вопрос о путях экстренной эвакуации пассажиров с борта ВС.

Старший исполнительный директор, человек “номер один” в “Эрбас”, Ноэль Форжар, заявил в конце мая с.г. что он “более чем уверен в будущем А3ХХ”. Если акционеры компании дадут “добро” на коммерческий запуск проекта до конца 2000 г., то первый полет прототипа самолета может состояться в 2004 г., а поставки заказчикам начнутся осенью 2005 г.

747-400 А3ХХ-100
Макс.взлетный вес, т 397 560
Полезная нагрузка, т 61 90
Число пасс. Мест (три класса) 413 550
Дальность полета, миль 7200 8150
Стоимость, $ млн. 185 216
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...