Александр Матвеев,
вице-президент АК «АЛРОСА», доктор экономических наук, профессор

Взглянув на карту России, каждый любознательный человек поразится гигантскими размерами одного из 89 субъектов Российской Федерации — Республики Саха (Якутия). Этот регион занимает площадь 3,103 млн кв. км, или более одной шестой части всей территории России. Республика обладает уникальным сырьевым и производственным потенциалом. Это алмазы и золото, цветные и редкие металлы, уникальные месторождения угля, нефти и газа. Здесь и крупные промышленные центры — Якутск, Мирный, Нерюнгри, Чульман и Алдан. Наземные транспортные коммуникации республики развиты весьма слабо. Автомобильные дороги с твердым покрытием представляют собой не единую связанную сеть, а лишь отдельные ее фрагменты. Слабо развита и сеть железных дорог. Водный транспорт, несмотря на значительное количество судоходных рек и большую протяженность морского побережья, в силу климатических условий может функционировать не более четырех месяцев в году.

Ту-134 АК АЛРОСАВсе это свидетельствует о том, что основным, надежным и круглогодичным видом транспорта на этой гигантской территории является только гражданская авиация.

В прежние годы на территории Республики Саха (Якутия) была создана развитая сеть аэропортов, на базе которых была сформирована система магистральных, внутрирегиональных и межулусных пассажирских и грузовых авиаперевозок. Для осуществления этих перевозок на территории республики базировался весьма внушительный парк самолетов и вертолетов различных классов и назначений. Гражданская авиация в республике являлась одним из основных факторов ее экономического и социального развития.

Последнее десятилетие было для гражданской авиации Республики Саха (Якутия) далеко не лучшим временем. С 1993 по 1998 г. пассажирские перевозки сократились с 1100 тыс. до 500 тыс. человек, т.е. более чем вдвое. Значительно увеличился физический износ воздушных судов. Сейчас он составляет: по магистральным пассажирским самолетам — 55-60%, по грузовым самолетам — более 75%, по самолетам Ан-2 и вертолетам — более 70%. Вызывает тревогу состояние аэродромной сети, особенно взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием. Авиакомпании республики, как показывает анализ их финансовых результатов за 1997-1999 гг., в подавляющем большинстве убыточны. Ряд авиакомпаний, включая ведущую НАК “Саха Авиалинии”, находится под конкурсным управлением. Убыточными являются и все аэропорты. В такой ситуации ни о каком обновлении материальной базы за счет собственных источников финансирования не может быть и речи. Вызывает серьезную тревогу и сложившаяся структура авиаперевозчиков, когда на весьма ограниченном авиатранспортном рынке (население республики в 1999 г. составило 990 тыс. человек) функционирует 10 авиакомпаний, не считая самолетов, прилетающих из других регионов.

Без принятия срочных мер максимум через два года гражданская авиация в регионе перестанет существовать, что приведет к невосполнимым экономическим и социальным потерям как в Республике Саха (Якутия), так и в Российской Федерации.

Исходя из анализа сложившейся ситуации в начале 2000 г. по инициативе АК “АЛРОСА” и правительства Республики Саха (Якутия) была разработана “Программа развития гражданской авиации Республики Саха (Якутия) на 2000-2010 гг.”. Проведение этой работы было поручено головному отраслевому институту ГосНИИ ГА.

В марте текущего года разработка программы была в основном завершена.

В целом программа подразделяется на три конкретных этапа:

первый этап — 2000-2003 гг., второй этап — 2004-2005 гг., третий этап — 2006-2010 гг.

Стартовым и наиболее важным мероприятием первого этапа программы является реструктуризация авиаперевозчиков. На базе существующих десяти авиакомпаний предлагается создать две основных — авиакомпанию магистральных перевозок и авиакомпанию внутрирегиональных перевозок с сохранением на рынке мелких акционерных авиакомпаний, имеющих собственную рыночную нишу и исчезновение которых при неблагоприятных обстоятельствах не повлечет за собой никаких негативных последствий для экономики и социальной сферы республики.

На этом же этапе реализации программы предполагается создание системы технического и коммерческого обслуживания воздушных судов (ВС) авиакомпаний республики в одном из аэропортов Московского авиационного узла.

При условии реализации этих основных мероприятий — программы на первом этапе предусмотрена поставка двум основным авиакомпаниям Республики Саха (Якутия) на условиях льготного финансового лизинга двух самолетов Ту-134, одного самолета Ту-154М, шести самолетов Ил-114 и Ан-140, трех самолетов Ил-76ТД, 12 вертолетов Ми-8МТ (24 ВС на общую сумму более $130 млн).

На втором этапе реализации программы на условиях финансового лизинга в авиакомпании республики предусмотрены поставки трех самолетов Ту-214, десяти самолетов Ил-114 и Ан-140, двух самолетов Ил-76ТФ, 12 вертолетов Ми-8МТ и восьми вертолетов КА-226, (34 ВС на общую сумму более $240 млн).

На третьем этапе реализации программы также на условиях финансового лизинга предусмотрены поставки шести самолетов Ту-214, пяти самолетов Ил-114 и Ан-140, восьми самолетов Ил-112В, двух самолетов Ил-76ТФ, семи вертолетов Ми-8МТ и 12 вертолетов Ка-226 (40 ВС на общую сумму около $250 млн).

Одним из вопросов, требующих дополнения к разработанной программе, является выбор типа и определение сроков и потребных объемов поставок самолетов на замену Ан-2, включая гидровариант легкого самолета.

В целом при реализации программы предусмотрены поставки на условиях льготного финансового лизинга более 100 ВС различных классов и назначений. Осуществление столь масштабного технического перевооружения ВС нового поколения невозможно без восстановления принципа систематизированного заказа авиатехники, обеспечивающего ее жизненный цикл от создания опытных образцов до списания. В этой сфере программой предусмотрено создание специализированного уполномоченного органа по заказам и поддержанию эксплуатации авиационной техники, действующего на коммерческой основе, но функционально подчиненного правительству Республики Саха (Якутия) в части осуществления этой деятельности на данной территории. В сферу деятельности этого органа (с привлечением НИИ ГА) включаются маркетинг авиатехники и технико-экономическая оценка проектов. При определенной поддержке АК “АЛРОСА” этот уполномоченный орган сможет не только осуществлять поставки авиатехники, но и воссоздать (с помощью НИИ ГА) систему технологического, организационного и научного обеспечения ее эксплуатации с момента поставки до момента списания.

Реализация этих мероприятий позволит не только обеспечить развитие гражданской авиации и всей экономики Республики Саха (Якутия), но и создать мощный прецедент для всей авиатранспортной системы России.

Таким образом, если программа будет утверждена в ближайшее время, а ее реализация будет начата в предусмотренные сроки (не позднее августа-сентября 2000 г.) Республика Саха (Якутия) станет первым субъектом Российской Федерации, прервавшим затяжной и болезненный кризис в развитии гражданской авиации. Кроме того, за рассматриваемый период реализация программы приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия) на $94 млн, а в федеральный бюджет — на $39 млн, что говорит о ее экономической эффективности.

Здесь необходимо учитывать и социальную значимость рассматриваемых мероприятий. Сохранение и даже некоторый рост занятости в сфере гражданской авиации позволит сохранить и приумножить бесценный кадровый потенциал высококвалифицированных авиационных специалистов, адаптированных к работе в непростых условиях этого богатого края.

АК «АЛРОСА»
109017, Москва, 1-й Казачий пер., д. 10/12
Тел.: (095) 232-3346.
Факс: (095) 230-6631.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...