Николай Новичков

Берлинский авиасалон “ИЛА-2000”В Берлинском авиасалоне “ИЛА-2000”, проходившем с 6 по 12 июня в аэропорту Шенефельд, приняли участие 940 фирм из 38 стран. Наряду с присутствием фирм Германии, Франции, Великобритании, США и Японии, а также крупнейших международных концернов, здесь были достаточно широко представлены страны Центральной и Восточной Европы, Азии. Впервые свои экспозиции развернули Ирландия, ЮАР и Узбекистан. В числе основных участников была и Россия, которую представляли ведущие авиакосмические организации и фирмы, объединившиеся под эгидой “Росавиакосмоса” и ГК «Росвооружение». Выставку посетило более 200 тыс. человек, в том числе 68 тыс. специалистов. Были подписаны контракты на сумму 50 млрд марок.

Результаты салона показали, что ГК «Росвооружение» намерена укрепить свои позиции на авиационном рынке стран Центральной и Восточной Европы. Как заявил руководитель делегации «Росвооружения» Анатолий Аксенов, только за счет модернизации парка имеющихся в ЦВЕ истребителей МиГ-29 Россия может получить $500 млн. Компания «Росвооружение» также представила программы космического мониторинга.

На выставке было наглядно продемонстрировано намерение России сократить в ближайшие годы отставание от ведущих западных фирм в оснащении авиатехники современным бортовым оборудованием. ЗАО «Кронштадт», созданное весной 2000 г. ГК «Росвооружение», АКБ «Еврофинанс» и компанией «Транзас», планирует, в частности, потеснить западных производителей военных тренажеров. Со слов председателя совета директоров «Кронштадта» Николая Лебедева, ежегодный объем мирового рынка в области тренажеростроения, где сегодня практически нет российских разработок, оценивается в $15-20 млрд. В ближайшие годы «Кронштадту» вполне по силам занять нишу в $0,5 млрд. За счет уже имеющихся наработок российская компания может повторить рывок ведущих израильских фирм, стремительно ворвавшихся в элиту мировых производителей военной авионики и захвативших около 30% мирового рынка бортовых радиоэлектронных систем.

На “ИЛА-2000” экспозиция “Кронштадта” хорошо дополнялась и другой продукцией российских производителей военной авионики. Продемонстрированная оптико-электронная аппаратура Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) позволяет, в частности, круглосуточно использовать военно-транспортные вертолеты Ми-8 и ударные Ми-24. В Берлине УОМЗ впервые представил также макет новейшего подвесного лазерного контейнера «Сапсан» для боевых самолетов. Первый опытный образец контейнера будет создан в конце этого года. Его применение позволяет без переделки борта самолета поражать наземные цели управляемым оружием. Сменная головка на «Сапсане» при горизонтальном полете самолета поворачивается на угол до 150° для обеспечения наведения корректируемых авиабомб (КАБ) по лазерному лучу.

К “Сапсану” проявило интерес “ОКБ Сухого”. По словам руководителя УОМЗ Эдуарда Яламова, если в первом квартале 2001 г. опытный образец контейнера будет отправлен в «ОКБ Сухого», то уже в конце года самолеты Су-27 смогут совершить с ним первые полеты. Сейчас на «Сапсане» смонтирован только «дневной» канал. К концу года, когда планируется создать первый отечественный тепловизор второго поколения, “Сапсан” получит и «ночной» канал. В ходе салона УОМЗ получил два коммерческих предложения — от канадской фирмы «Весткам» и полицейского управления Земли Бранденбург (Берлин) — на оснащение 7 полицейских вертолетов обзорной оптико-электронной системой круглосуточного видения ГОЭС-520.

АВПК “Сухой” продемонстрировал на выставке макет модернизированного бомбардировщика Су-24МК с тремя авиабомбами УАБ-500. Эта бомба оснащена телевизионной ГСН, как на существующей КАБ-500Кр, но имеет большие по размеру панели крыла и стабилизатора. Она снабжена небольшим ракетным ускорителем, может сбрасываться на большей дальности от цели и наводиться в большем диапазоне углов. Самолет Су-24МК является дальнейшим развитием Су-24. В настоящее время на мировом рынке авиационной техники существует определенная ниша по модернизации ранее поставленных самолетов Су-24, и АВПК “Сухой” готов к работе со всеми потенциальными заказчиками.

Одним из сюрпризов салона явилось подписание соглашения АВПК “Сухой” с американской компанией «Альянс эйркрафт корпорейшн» о своем участии в программе создания семейства региональных двухдвигательных реактивных самолетов «Старлайнер», рассчитанных на перевозку 50-90 пассажиров. Как заявил генеральный директор АВПК «Сухой» Михаил Погосян, работа будет вестись через недавно организованную фирму «Гражданские самолеты Сухого». Это даст возможность реализовать интеллектуальный потенциал корпорации в области создания гражданских самолетов. И, кроме того, позволит диферсифицировать основную деятельность «Сухого». Анализ рынка региональных лайнеров показывает, что по самолетам семейства «Старлайнер» у международного альянса имеются неплохие перспективы. Корпорация планирует заниматься проектированием, производством, маркетингом и продвижением этих машин как на отечественный, так и на международный рынок. Участие в проекте позволит АВПК «Сухой» получить доступ к международным финансам для обеспечения программы реализации имеющихся технологий в области гражданского авиастроения.

Неприятной новостью для российской авиапромышленности на “ИЛА-2000” стало известие об отказе Германии участвовать в программе российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70, принимавшего участие в тендере Западной Европы по выбору общеевропейского ВТС. Западноевропейские страны высказались в пользу самолета А400М, и Германия решила присоединиться к пулу участников данного проекта. На это генеральный директор консорциума “Средний транспортный самолет” Леонид Терентьев заявил, что Россия и Украина не примут участия в создании европейского военно-транспортного самолета A400M ни при каких условиях. Программа Ан-70 будет продолжена, и самолет станут продвигать на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.

Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ) представило лайнер Ил-114-100, который участвовал в демонстрационных полетах. Как заявил генеральный директор ТАПОиЧ Вадим Кучеров, на Ил-114-100 с двигателями «Пратт энд Уитни» получен российский сертификат летной годности. Объединение совместно с АК им. С.В. Ильюшина продвигает машину на отечественный и мировой рынки. Ее стоимость — $10,5 млн. В ходе “ИЛА-2000” были подписаны контракты с эстонской авиакомпанией «Элк эйруэйз» на поставку в аренду двух самолетов с возможностью их дальнейшей продажи в собственность и с авиапредприятием «Выборг» (Санкт-Петербург) на финансовый лизинг трех самолетов. В 2000 г. три Ил-114-100 будут поставлены узбекской авиакомпании «Узбекистан Хава Йуллари», а в 2000 г. такое же количество Сингапуру. Дальнейшим развитием программы является создание транспортного самолета Ил-114-100Т. В 2004 г. на него будет получен сертификат летной годности. Маркетинговые исследования показывают, что рынок Ил-114-100 составляет около 800 единиц.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...