П.О.Сухой22 июля 2000 г. исполнилось 105 лет со дня рождения известного российского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. О Сухом и о созданных им самолетах написано немало книг и существует большое количество разных публикаций. Но далеко не все они рассказывают о Сухом как о человеке, а история созданных под его руководством самолетов зачастую грешит многими неточностями и «белыми пятнами».

Павел Осипович Сухой был высокообразованным, интеллигентным и очень скромным человеком. Он не пил, не курил, никогда не употреблял «крепких» выражений, в отношениях с подчиненными был исключительно корректен. Сухой не любил, чтобы знаменательные даты, связанные с его рождением, носили помпезный характер. Да и поздравления по этому поводу он по устоявшейся традиции принимал 10 июля по старому стилю, т.е. именно в тот день, когда он родился. Обычно он старался в день своего рождения «улизнуть» из КБ и скромно отметить его в кругу своей семьи.
В отличие от своих коллег по конструкторской работе Сухой никогда не состоял в рядах коммунистической партии, что было в отдельные периоды непонятно и во многом небезопасно. Это могли расценить не как желание быть вне политики и идеологии и заниматься исключительно наукой и техникой, а как протест против существующего правящего режима. Были и другие отличия в судьбе Сухого: за годы сталинской диктатуры он не подвергался репрессиям. Оказался он и без соответствующего военного звания советского времени.
Большинству других авиаконструкторов были присвоены высокие военные звания генерал-майоров и даже генерал-полковников. Последнее воинское звание Сухого — прапорщик царской армии.
В период своей творческой деятельности Сухой никогда не стремился к каким-либо званиям и наградам. Ученая степень доктора технических наук была присвоена ему без защиты еще в 1940 г. Попытки одного из соратников представить его к званию академика Сухой попросту пресек: он искренне считал, что никакие звания и регалии не заменят реально созданных первоклассных самолетов. Сухой не стремился к славе, но все же она его не обошла при жизни. Только была разной… Тем не менее в узком кругу авиаконструкторов и их смежников Сухой всегда пользовался заслуженным авторитетом.
На раннем этапе своей деятельности Сухой возглавлял бригаду конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ под общим руководством А.Н.Туполева и создал самолеты АНТ-25 (РД) и «Родина» (вариант дальнего бомбардировщика ДБ-2), получившие мировую известность благодаря своим рекордным перелетам. Однако лавры славы триумфальных перелетов достались Туполеву, а Сухой был «тихо» награжден орденами Красной Звезды (1933 г.), «Знак Почета» (1936 г.) и Трудового Красного Знамени (1938 г.).
После получения самостоятельного КБ и опытного завода в 1939 г. создание Сухим ближнего бомбардировщика ББ-1 и запуск его в массовое производство под обозначением Су-2 никак не были отмечены правительством. Самолеты Су-2 сражались в первые годы Великой Отечественной войны под Львовом, Киевом, Сталинградом, затем на Орловско-Курской дуге, а в качестве корректировщика — до конца боев под Ленинградом. Всего было выпущено более 900 самолетов Су-2, из которых было сформировано 13 авиаполков и более 10 дивизионных разведывательных и отдельных корректировочных авиаэскадрилий.
Однако за создание штурмовика Су-6, отличавшегося высокими летно-техническими данными, а по скорости, вооружению и защите экипажа превосходившего знаменитый Ил-2, Сухой в 1943 г. был удостоен Сталинской премии 1-ой степени. Этот замечательный самолет не был запущен в серию из-за трудностей в переналаживании производства в военной обстановке.
Роль самолетов Су-2 в войне многими историками и авиационными специалистами до недавнего времени необоснованно принижалась. Как правило, обычно указывалось, что большой вклад в дело победы внесли самолеты А. Яковлева, А. Микояна, С. Лавочкина, А. Туполева, В. Петлякова. А самолеты Н.Н. Поликарпова, и тем более П.О. Сухого, часто не упоминались вовсе.
Послевоенные работы Сухого по освоению и созданию реактивной авиационной техники, имевшие много технических новшеств, были «отмечены» своеобразно: в 1949 г. принято решение о расформировании КБ и завода, руководимых Сухим.
После восстановления КБ в 1953 г. начался новый период творчества Сухого, который принес ему заслуженную мировую известность как авиаконструктору высшей квалификации. На Западе Сухого назвали «конструктором, вышедшим из тени». Реактивные самолеты Сухого стали появляться на воздушных парадах с 1947 г. Его имя в это время держалось в тайне. Но показ новых самолетов Сухого на параде 1956 г. в Тушино впервые вызвал интерес иностранных наблюдателей — о нем начали говорить. Новинки КБ, в том числе самолет с изменяемой стреловидностью крыла, показанный на воздушном параде 1967 г. в Домодедово, привлекли к работам этого бюро пристальное внимание, не ослабевающее по сей день.
Показанный на параде самолет западные экперты поначалу расценили как экспериментальный, построенный исключительно для понимания техники и преимуществ крыла изменяемой стреловидности. Им суждено было совершить серьезную ошибку, поскольку показанный самолет был прообразом истребителя-бомбардировщика, известного в дальнейшем под обозначением Су-17. Самолет строился серийно, до недавнего времени состоял на вооружении ВВС и авиации ВМС РФ и экспортировался в 18 стран мира. Самолеты этого типа воевали в Сирии, Афганистане и других странах. Работы над крылом изменяемой стреловидности в дальнейшем привели к созданию фронтового бомбардировщика Су-24.
Многие самолеты, разработанные в «ОКБ Сухого», имели незаурядные характеристики и в ряде случаев значительно опережали время, но не технические возможности отечественной промышленности. Сухой не занимался созданием ширпотреба, но и не был прожектером, всегда остро чувствуя грань возможного. Так было и со ставшей впоследствии легендарной «соткой» — ударно-разведывательным самолетом имеющим скорость, в три раза превышающей скорость звука, который предназначался для противодействия авианосным соединениям противника, чувствовавшим себя вольготно в прилегающих к Советскому Союзу водных акваториях и располагавшим палубными носителями ядерного оружия. Только политиканство МАП и недальновидность военно-политического руководства страны не дали внедрить это смертоносное для противника оружие в серию, чем нанесли непоправимый урон нашей стране на мировой арене.
Под руководством Сухого были разработаны три совершенно новых базовых типа самолетов: фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла, бронированный армейский штурмовик Су-25 и истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-27. Они до сих пор состоят на вооружении ВВС и ПВО России и являются основой тактической авиации страны. Указанные самолеты в различных модификациях поставлялись также на экспорт, и этот процесс в настоящее время продолжается.
В Афганистане была подтверждена правильность выбранной «ОКБ Сухого» концепции по созданию бронированного дозвукового армейского штурмовика, имеющего мощное вооружение и обладающего высокой маневренностью. За время эксплуатации штурмовиков Су-25 было выполнено около 60 тыс. боевых вылетов. Почти за девять лет войны в боевых действиях было потеряно всего 23 самолета и только 6 летчиков, большинство из которых добровольно покончили с собой уже на земле, чтобы не попасть в руки моджахедов. Все это говорит о хорошей защите летчика и о высокой надежности самолета и его систем. Так, концепции обеспечения живучести самолета и экипажа, разработанные под руководством Сухого еще для самолетов Су-2 и Су-6 во время Великой Отечественной войны, нашли свое применение и дальнейшее развитие в новых самолетах «Су», в том числе в новейшем разведывательно-ударном самолете Су-32.
Вспыхнувшие в 90-х гг. на территории бывшего Советского Союза войны и конфликты не обходились без применения суховских самолетов. Самолеты Су-17, Су-24 и Су-25 принимали участие в Карабахском и Грузино-Абхазском конфликтах, в боевых действиях на таджикско-афганской границе. Ударные самолеты Су-24 и Су-25 при поддержке истребителей Су-27, обеспечивавших прикрытие воздушного пространства в пограничных с сопредельными государствами районах, успешно выполняли поставленные перед ними боевые задачи в ходе 1-й Чеченской войны (1994-1995 гг.).
Разгоревшаяся в 1999 г. 2-я Чеченская война на территории Дагестана и собственно Чечни вновь вынудила в целях снижения потерь сухопутных войск в борьбе с чеченскими и интернациональными бандформированиями применить авиацию, и в первую очередь самолеты Су-24М и Су-25. Для ведения разведки использовался также самолет Су-24МР, специализированный вариант фронтового бомбардировщика Су-24. В этой войне ВВС РФ впервые применили модернизированный вариант — всепогодный многоцелевой самолет Су-25Т, обладающий современным прицельно-навигационным оборудованием и повышенной огневой мощью за счет применения высокоточных боеприпасов.
О выдающихся характеристиках истребителя Су-27 и созданных на его основе самолетах сегодня знает весь мир. Подтверждением служит большое количество мировых рекордов, установленных этими самолетами, непревзойденные маневренные характеристики, неоднократно демонстрировавшиеся на различных мировых авиасалонах, учебные и боевые победы, одержанные над противником в ходе учебных боев и реальных военных конфликтов.
О творчестве Сухого говорилось много, но наиболее характерными и в действительности отражающими его суть были высказывания трех авторитетных людей в области авиации — О.Антонова, генерального авиаконструктора, А. Люлька, генерального конструктора авиационных двигателей, и И. Пстыго, классного летчика и маршала авиации.
«Все генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше нас всех, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей авиации».
«Павел Осипович Сухой создал образцы оборонной техники на острие науки, на грани фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов».
«Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, что он принимал решения, которые, казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала».
За 33 года, в течение которых Сухой возглавлял коллектив КБ, он создал замечательную конструкторскую школу и воспитал выдающихся конструкторов, ставших его соратниками и продолжателями — Е. Иванов, Н. Черняков, Н. Зырин, Е. Фельснер, Н. Поленов, В. Алыбин, И. Баславский, О. Самойлович, К. Курьянский, И. Закс, Н. Дубинин и многие другие.
Несмотря на трудности, переживаемые КБ в разные периоды, школу Сухого удалось сохранить, равно как и заложенные в ней традиции. Сохранились некоторые прежние и появились новые последователи этих традиций.
В настоящее время «ОКБ Сухого» продолжает заниматься модернизацией существующих типов боевых самолетов, состоящих на вооружении армии РФ и некоторых других стран, а также проводит работы по созданию новейших образцов авиационной техники, некоторые из которых уже находятся на летных испытаниях. Разработанные в «ОКБ Сухого» самолеты сегодня являются гордостью Вооруженных Сил России и ярким показателем высокого научно-технического потенциала этой фирмы, имеющей международное признание.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...