Геннадий Панатов,
генеральный директор – генеральный конструктор
ОАО “ТАНТК им. Г.М.Бериева”

Появление в начале ХХ века авиации позволило намного уменьшить время доставки грузов и пассажиров на удаленные друг от друга континенты. Но отсутствие достаточного количества подготовленных площадок для взлета и посадки самолетов послужило главной предпосылкой создания летательных аппаратов, способных использовать для этого водную поверхность. Так появились гидросамолеты и самолеты-амфибии. Естественно, не обошли их вниманием и военные. Гидросамолеты применялись для разведки морских коммуникаций, выполнения поисково-спасательных задач, борьбы с кораблями и подводными лодками противника.

Бе-200С наступлением эры реактивной авиации и развитием ракетной техники интерес к гидроавиации заметно остыл. Создатели реактивных гидросамолетов за рубежом, столкнувшиеся с определенными трудностями и не поддержанные своими правительствами, были вынуждены свернуть практически все работы. Этим можно объяснить мало крупных гидросамолетов и самолетов-амфибий, эксплуатирующихся сегодня в мире. В то же время с ростом уровня жизни в развитых странах бурное развитие получили небольшие, 1-5-местные машины.Основное преимущество гидроавиации сегодня состоит в том, что только она может выполнять некоторые задачи, такие как эффективное тушение лесных пожаров, быстрый поиск и спасение потерпевших на море, патрулирование водных акваторий и задержание нарушителей на воде. Способна связать в единую транспортную систему большие территории, а для базирования и эксплуатации не требует строительства дорогостоящих ВВП. В то же время гидросамолеты имеют лучшие экономические показатели по сравнению с вертолетами и экранопланами.

Быстрое экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии привело к росту потоков пассажиров и грузов, превышающих более чем в два раза среднее значение по всему миру. Ожидается, что общее число пассажиров в этом регионе в ближайшие годы достигнет 82 млн человек. Подобные темпы создают серьезную проблему переполнения аэропортов. Только в США это обходится потерями в $2 млрд ежегодно. Разгрузить аэропорты-центры, расположенные вблизи водоемов, от пассажиров, летящих на близкие и средние расстояния, способны современные самолеты-амфибии. Они могут выполнять перевозки с гидродромов, оборудованных вблизи аэропорта, в котором останутся только пассажиры рейсов. Эксплуатация самолетов-амфибий потребует минимальных изменений в инфраструктуре транспортной системы. По сравнению с миллиардными расходами на строительство новых аэропортов, средства на оборудование акватории требуются незначительные. Затраты на развертывание и поддержание работы гидроаэропорта соизмеримы с затратами на аэродром с грунтовой ВВП.

В отличие от “сухопутной” авиации, спрос и предложение на которую в мире практически сбалансированы, гидроавиация имеет свою “нишу”. В “Обзоре российской авиационной промышленности”, выпущенном департаментом торговли США, отмечается, что “… рынок самолетов-амфибий в мире имеет особые перспективы, а российские производители — приоритетные шансы в его освоении”. ТАНТК им. Г.М. Бериева с помощью ЦАГИ и других российских отраслевых институтов успешно решены многие технические проблемы, вставшие преградой перед другими создателями крупных амфибийных самолетов. Создан и проходит летные и сертификационные испытания многоцелевой гражданский самолет-амфибия Бе-200. Основной его вариант предназначен для тушения лесных пожаров. Герметичный фюзеляж позволяет быстро переоборудовать самолет для перевозки пассажиров или грузов. Амфибийные качества Бе-200 делают его привлекательным не только для островных районов Азии, но и для Европы и Северной Америки. Уже подписан контракт на поставку Министерству по чрезвычайным ситуациям России самолетов Бе-200 в 2001-2003 гг.

Ведутся испытания легкого самолета-амфибии Бе-103. Он может использоваться для грузопассажирских перевозок, противопожарного надзора, оперативного контроля за экологическим состоянием акваторий, преследования и перехвата браконьерских лодок и катеров, оказания срочной медицинской помощи, доставки малогабаритных грузов. Вместе с лидером гидросамолетостроения – ТАНТК им. Г.М. Бериева – свой вклад в развитие отечественной гидроавиации вносит ряд малых фирм и конструкторских бюро, создающих летательные аппараты для авиации общего назначения. В частности, ООО “Гидроплан” (“Корвет” и М-2), НПО “АВИА ЛТД” (“Анкорд-201”) и др.

Однако показать все, что могут гидросамолеты в рамках традиционных международных авиасалонов и авиашоу оказалось невозможно. Поэтому по решению Правительства РФ на территории испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта г. Геленджика один раз в два года проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации. Основная цель – предоставить авиацию водного и корабельного базирования, показать перспективы ее развития и применения для перевозки пассажиров и грузов, в интересах туризма, для выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Выставка предоставляет всем без исключения широкие возможности для ознакомления с новинками авиационной индустрии, летательными аппаратами различных типов, самолетами-амфибиями, гидросамолетами, вертолетами и самолетами корабельного базирования. Созданная в Геленджике выставочная инфраструктура соответствует международным стандартам.

Главное достоинство гидроавиасалонов – демонстрация авиатехники на воде, в воздухе и на суше, чего нет ни на каком другом салоне в мире. Взлеты и посадки на акваторию Геленджикской бухты, спуски на воду и выходы на берег, пожаротушение с посадкой на водную поверхность для забора воды. Это представляет собой уникальное и захватывающее зрелище, как и демонстрационные полеты и показательные выступления спортсменов.

Гидроавиасалон – это еще и научная конференция, на которой рассматриваются проблемы применения гидроавиации для решения транспортных, противопожарных, спасательных, поисковых, экологических и некоторых других задач, а также вопросы разработки специальных комплексов и оборудования для морских летательных аппаратов. Участие в ней предоставляет специалистам и представителям ведущих предприятий аэрокосмической отрасли возможность свободного обмена мнениями и выработки долговременной стратегии сотрудничества.

Две такие выставки и научные конференции, прошедшие с большим успехом 23-29 сентября 1996 г. и 1-5 июля 1998г., существенно повлияли на возрастание общего интереса и внимания к достижениям российской гидроавиации, получили самые высокие оценки фирм – участников, федеральных органов власти и администрации Краснодарского края, способствовали получению заказов на авиатехнику морского назначения.

В выставке “Геленджик-96” приняли участие 82 фирмы и организации из 15 стран. Среди них АО “ОКБ Сухого”, АО “Камов”, МВЗ им. М.Л. Миля, АНТК им. О.К. Антонова, АО “Мотор Сич”, ВО “Авиаэкспорт”, ГК “Росвооружение” и др. А также известные зарубежные фирмы “Эллайд Сигнэл”, “Даймлер-Бенц Аэроспейс” и “Люфтфарттехник ГмБХ”. Украшением стало авиашоу. Мастерство Виктора Пугачева на Су-27К, Анатолия Квочура и Владимира Логиновского на Су-27П, Александра Гарнаева на МиГ-29УБ, пилотажных групп “Витязи” на Су-27 и “Стрижи” на МиГ-29 покорили всех. Много летали и летчики-испытатели ТАНТК на самолетах-амфибиях А-40 и Бе-12П-200. Выставку посетили более 100 тыс. человек.

В “Геленджик-98” участвовали более 120 фирм и организаций из 12 стран. Широкий обмен научной информацией, технологиями состоялся на научной конференции, которая привлекла внимание 108 представителей из 28 фирм. На выставке демонстрировалось 23 летательных аппарата. Крупнейший в мире реактивный самолет-амфибия А-40 “Альбатрос” непосредственно в дни работы салона установил 14 мировых рекордов. Теперь их за ним числится 140. Вертолеты Ми-14ПС и Ка-32А демонстрировали выполнение спасательных операций на море в реальных условиях. Проводились групповые полеты А-40 и Бе-12П-200, осуществлялось взаимодействие амфибийной авиатехники на воде. Свои возможности, работу на воде и в воздухе показывали легкие самолеты Бе-103, А-25 “Бриз”, Че-15, Че-22, А-27. Кроме того, в демонстрационных полетах принимали участие пилотажная группа “Стрижи” ВВС России на самолетах МиГ-29, летчики-испытатели ЛИИ им. М.М. Громова на МиГ-29УБ и Су-27П. Выставку посетили 120 тыс. человек. Следует отметить, что на обеих выставках были широко представлены предприятия Краснодарского края, администрация которого входит в состав организаторов гидроавиасалона и деятельно участвует в его подготовке и проведении.

Очередная Международная выставка и научная конференция по гидроавиации “Гидроавиасалон-2000” пройдет с 6 по 10 сентября 2000 г. На ней помимо различных летательных аппаратов, будут демонстрироваться прогулочные и патрульные катера, суда специального назначения, парусные яхты и, впервые, отдельные образцы ракетно-космической техники, что выводит салон на совершенно новый уровень. Есть уверенность, что “Гидроавиасалон-2000” внесет заметный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование авиационной техники, укрепление международного сотрудничества в области гидроавиации, а также создаст благоприятные условия для заключения взаимовыгодных контрактов и привлечения инвестиций.

В применении гидроавиации заинтересованы сейчас многие страны. Рациональное использование накопленного опыта кооперации, разработки и производства в нескольких странах агрегатов и систем самолетов может обеспечить создание высокоэффективных авиационных комплексов морского назначения. Для выполнения межконтинентальных перевозок ТАНТК разрабатывает проекты сверхтяжелых гидросамолетов взлетным весом от 1000 до 2500 т. Эти аппараты позволят связать в единую транспортную систему авиационные и морские перевозки и окажутся гораздо эффективней морского транспорта, вписавшись в существующую инфраструктуру морских портов. А для всей гидроавиации задач на сегодня предостаточно. Это позволяет прогнозировать ее интенсивное развитие и широкое применение.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...