Леонид Воробьев,
директор авиационных программ гражданского назначения КнААПО
Распад Советского Союза привел к резкому сокращению военных программ России и стран СНГ. В результате высвободились значительные производственные мощности. Не стало исключением и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), выпускающее истребители Су-27 и его модификации для ВС РФ и других стран. Для загрузки производства и сохранения уникальных технологий в создавшихся условиях руководством объединения было принято решение о перепрофилировании части мощностей на выпуск гражданской авиационной продукции.

Бе-103После тщательного анализа перспектив рынка КнААПО в начале 90-х гг. выбрало легкий многоцелевой самолет-амфибию Бе-103, разработанный ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева», имеющим более чем полувековой опыт создания гидросамолетов. Согласно анализу отечественного и зарубежного рынков самолетов класса Бе-103, проведенному Авиационным сертификационным центром ГосНИИ гражданской авиации, их емкость до 2015 г. составляет 520 и 250-330 самолетов соответственно.
Самолет-амфибия Бе-103 может использоваться для решения широкого круга задач: перевозки пассажиров, транспортировки малогабаритных грузов и почты, патрулирования лесных массивов, морских границ и экономической зоны, оперативного контроля экологического состояния акваторий (при необходимости с посадкой для взятия проб воды), идентификации загрязняющих воду судов, преследования и перехвата браконьерских и контрабандистских лодок и катеров, обеспечения аварийно-спасательных работ на воде, срочной медицинской помощи, административно-связных функций, аэрофотосъемки, сельскохозяйственных работ, отдыха и туризма.
Самолет может по требованию заказчика выполняться в различных вариантах: пассажирском, административном, транспортном, медицинском, патрульном и т.д.
Амфибия спроектирована в соответствии с требованиями АП-23 и FAR-23. Конструктивно Бе-103 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, цельноповоротным горизонтальным оперением и трехопорным убирающимся шасси. Особенностью конструкции является водоизмещающее крыло с возможностью глиссирования в трех точках (редан, правая и левая задние кромки крыла), что дает существенный выигрыш в устойчивости движения и повышении мореходности.
Самолет имеет высокие летные характеристики и может выполнять полеты днем по Правилам визуальных полетов. При установке дополнительного пилотажно-навигационного оборудования он способен летать по Правилам полетов по приборам, светотехнического оборудования — осуществлять полеты ночью, противообледенительного оборудования — эксплуатироваться в условиях низких температур.
Бе-103В конструкции самолета широко использованы алюминиевые сплавы с применением антикоррозийной защиты и композиционных материалов на основе стекловолокна. Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей американской фирмы Teledyne Continental ТСМ I0-360ES4 мощностью по 210 л.с. каждый.
Система управления самолетом механическая: по тангажу — с помощью цельноповоротного стабилизатора, по крену и курсу — с помощью элеронов и руля направления. Предусмотрена установка дублирующих органов управления, что дает возможность использовать самолет в учебно-тренировочном варианте.
Пилотажно-навигационное оборудование Бе-103 соответствует требованиям сертификационного базиса и позволяет выполнять ручное самолетовождение во всем диапазоне высот и скоростей с соблюдением действующих навигационных требований. На экспортном варианте устанавливается оборудование американской фирмы Bendix King. Для российских заказчиков предусматривается установка смешанного оборудования — отечественного и зарубежного — или только российского. По требованию заказчика возможна установка метеорадиолокатора, автопилота и бортового устройства регистрации параметров полета.
В настоящее время самолет Бе-103 заканчивает программу сертификационных испытаний. Получение отечественного сертификата типа планируется в IV квартале 2000 г. Выполнен комплекс статических испытаний. КнААПО полностью провело подготовку серийного производства и готово выпускать самолет-амфибию в вариантах, удовлетворяющих требованиям заказчика. Согласно расчетам, КнААПО в состоянии выпускать до 60 самолетов в год.

Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение
681018, г. Комсомольск-на-Амуре,
ул.Советская, д. 1.
Тел.: (42172) 6-3200, 6-3589.
Факс: (42172) 6-3451.
Телекс: 141149 BURAN.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...