Юрий Сухоросов

Второе тысячелетие Научно-производственное предприятие “Аэросила” заканчивает активными разноплановыми разработками новой техники и заботами по подготовке серийного производства уже созданных и сертифицированных изделий.

Особое значение сегодня придается тематике по разработке вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД), которой предприятие занимается более сорока лет, являясь в этой области ведущими в отрасли. Вызвано это большими потребностями отечественной авиации в ВГТД нового поколения.

Рекордсменом по долголетию является ВГТД ТА-4, разработки 1960г., одна из модификаций которого до сих пор безотказно трудится на самолете Ан-22 “Антей”.

О ВГТД “Аэросилы”, предназначенных для запуска маршевых двигателей самолетов и вертолетов, питания сжатым воздухом систем кондиционирования салонов и кабин летательных аппаратов, электроснабжения бортовых систем и др., можно образно сказать, что они питают всех.

Однако время неумолимо к рукотворным творениям. Прежние разработки морально устаревают и по своим параметрам уже не могут удовлетворять потребителей, поэтому предприятие совместно с ЦИАМ кардинально переосмысливает концепцию разработки современных ВГТД.

На финише второго тысячелетия предприятие провело сертификацию ВГТД ТА-12-60, устанавливаемого на самолетах Ту-204, Ту-214 и Бе-200, а также осуществило новую разработку ТА-14 с эквивалентной мощностью 120 кВт. Опытные образцы этого двигателя сейчас проходят всесторонние испытания, в дальнейшем его различные модификации потенциально обеспечат рынок региональных самолетов Ил-114, Ан-140, С-80, Миг-110, Ту-324 и вертолетов Ка-62, Ми-8МТ. Этому двигателю предстоит большой объем доводочных и сертификационных работ, которые завершатся в 2001 году.

Другая крупная разработка — ВГТД нового поколения ТА-18. Так же как и ТА-14, выполняется согласно Федеральной программе развития гражданской авиационной техники до 2015 года.

Первая модификация ТА-18-100 с эквивалентной мощностью 250 кВт предназначена для замены морально устаревших двигателей ТА-8, ТА-6 и применения на самолетах Ту-334, Бе-200.

Другая модификация ТА-18-200 с эквивалентной мощностью 350 кВт призвана заменить двигатели ТА-12 и его модификации. Этот ВГТД создается для эксплуатации на самолетах Ту-204, Ту-214, Ту-330 и Ан-70.

По газодинамическим и другим удельным параметрам, экономичности и массово-габаритным характеристикам эти двигатели будут полностью соответствовать современным требованиям и намного превосходить ранее созданные предприятием аналогичные ВГТД.

Внедрение ВГТД ТА-14 и ТА-18 и их модификаций позволит полностью удовлетворить потребности современной отечественной авиации.

Наряду с созданием ВГТД предприятие продолжает заниматься разработкой воздушных винтов и винтовентиляторов нового поколения с легкими лопастями из полимерных композиционных материалов (ПКМ).

После сертификации в 1997 году первого отечественного воздушного винта с композитными лопастями СВ-34 для самолета Ил-114 в текущем году сертифицирован композитный воздушный винт АВ-140 для самолета Ан-140, а также винт с металлическими лопастями АВ-17 для турбовинтового самолета Ан-3Т с двигателем ТВД-20, пришедшего на смену массовому самолету Ан-2 с поршневым двигателем. Проведение сертификации производства в конце 2000 года открывает в новом году дорогу для серийных поставок указанных винтов и их регуляторов.

Аэросила продолжает ОКР по созданию композитного воздушного винта АВ-36 для эксплуатации на самолете Ан-38 совместно с двигателями ТВД-20 и ТВД-1500. Работы по варианту винта с двигателем ТВД-20 идут впереди и его сертификация состоится в 2001 году.

Значительное место на предприятии занимают опытно — конструкторские работы по уникальному флюгерно-реверсивному соосному винтовентилятору СВ-27 с композитными лопастями для военно-транспортного самолета XXI века Ан-70. Винтовентилятор СВ-27 имеет 500 часовую летную наработку на самолете Ан-70. По СВ-27 и его системе автоматического управления (САУ) проделана огромная работа, однако предстоит еще очень много сделать, чтобы винтовентилятор был сертифицирован.

Предприятие также ведет активную работу по созданию соосного закапотированного флюгерно-реверсивного винтовентилятора СВ-92 с композитными лопастями для двигателя НК-93 со сверхвысокой степенью двухконтурности. Эта разработка является уникальной и содержит множество научно-технических проблем. Изготовлены первые опытные образцы этого винтовентилятора, преобразующего мощность в 30000 л.с. и не имеющего мировых аналогов. В октябре начнутся моторно-стендовые испытания этого двигателя.

Одной из первых разработок третьего тысячелетия явится проектирование многолопастного винта АВ-112 с композитными лопастями для многоцелевого самолета Ил-112 с двигателем ТВ-7-117С (3 сер.), обеспечивающим на чрезвычайном режиме мощность до 4000 л.с. Винт для этого самолета будет отвечать самым современным требованиям по массовым, тяговым взлетным характеристикам, а также по КПД на крейсерской скорости полета до 650 км/час.

АВ-112 будет снабжен перспективной электронно-гидравлической системой автоматического управления. Сегодня большее доверие к надежности электроники формирует новый подход к САУ воздушных винтов. В новых САУ все функции управления и контроля, а также большинство защитных функций будут отданы электронике, а гидромеханическая часть системы осуществит в основном исполнительные функции управления, а также необходимые защитные функции при отказе электроники.

Начало нового века НПП “Аэросила” ознаменует также развертыванием работ по созданию современного воздушного винта с лопастями из ПКМ для авиации общего назначения. Это будет винт АВ-100 с электронно-гидравлической САУ для легкого многоцелевого самолета Ил-100 с двумя турбовинтовыми двигателями НК-123 мощностью по 600 л.с. Этот самолет вместимостью до 12 пассажиров и со скоростью крейсерского полета до 400 км/час крайне необходим для обеспечения перевозок на местных воздушных линиях. Интерес к самолету проявляют как Министерство обороны, так и пограничные службы, службы МЧС, Минздрав и другие.

Кроме того в 2001 году предприятие готово приступить к созданию воздушного винта с композитными лопастями для самолета С-80 ОКБ Сухого.

Наряду с традиционными разработками образцов авиационной техники “Аэросила” в последние годы уходящего столетия осуществила проектирование и изготовление воздушных винтов, нагнетательных вентилятора, редукторов и трансмиссии для движительного подъемного комплекса (ДПК-1) патрульно-пограничного катера “Чилим”. Разработанный Санкт-Петербургским КБ “Алмаз” этот катер в настоящее время проходит государственные ресурсные испытания, которые завершатся в этом году, после чего ожидаются новые поставки комплектов ДПК-1 для данного катера.

Показанное обилие разноплановых и важных задач, сконцентрировавшихся перед “Аэросилой” на рубеже тысячелетий, создает множество объективных проблем, но вместе с тем вселяет в коллектив чувство оптимизма и уверенности в завтрашнем дне и создает перспективы для полноценного созидательного труда.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...