Анатолий КАНАЩЕНКОВ
Генеральный директор,
Генеральный конструктор
ОАО “Корпорация “Фазотрон-НИИР”Юрий ГУСЬКОВ
Заместитель Генерального директора
Первый заместитель Генерального конструктора

В последние годы ОАО “Корпорация “Фазотрон-НИИР” создала ряд базовых радаров, способных удовлетворить все потребности современных истребителей и ударных самолетов. Многие из них со своими опережавшими время конструкторскими новинками были и есть одними из лучших истребителей мира, они и сегодня стоят на вооружении России и многих зарубежных стран. Отличные прочностные характеристики, высокая маневренность, способность нести на борту большое количество разнообразного оружия и многие другие передовые технические решения позволяют лучшим из них, в первую очередь, МиГ-29 и Су-27 и их модификациям, еще много лет уверенно продолжать полет.

Однако происшедшие за последние годы политические и экономические преобразования в мире изменили назначение этих замечательных машин – из истребителей, ведущих перехват бомбардировщиков и бой с истребителями, они превратились в многофункциональные самолеты, способные кроме вышеуказанных функций выполнять и новые – наносить удары по наземным и надводным целям, в том числе с использованим современного высокоточного оружия (что стало одной из важнейших задач современных локальных войн, конфликтов, а также крупных антитеррорестических операций).

Работа по земле МиГ-29 и Су-27 и других истребителей может быть реализована лишь созданием и введением в их бортовой радар режима радиолокационного обзора (просмотра) земной поверхности с выводом результатов на индикатор в виде карты участка земной поверхности. Такой режим работы бортового радара получил название “режим картографирования”. Работа в этом режиме позволяет пилоту: самостоятельно ориентироваться на местности по такой карте без использования внешних средств (спутниковой связи и т.п.); – выделять наземные цели и средства их обороны; — определять рациональные трассы выхода на цель с непрерывной выдачей корректирующего сигнала навигационным системам самолета, выдавать целеуказание бортовым системам и оружию.

Расширение функций МиГ-29, Су-27 и их модификаций также потребовало заметного улучшения других характеристик бортового радара, обеспечивающих увеличение: дальности действия, количества одновременно сопровождаемых и атакуемых целей, номенклатуры и количества управляемого с помощью радара оружия (путем целеуказания, непрерывного управления или коррекции траектории полета с помощью бортового радара).

Современные радары разработки корпорации “Фазотрон-НИИР” обеспечивают выполнение всех вышеуказанных функций, при этом радары с щелевой антенной решеткой (ЩАР) одновременно обнаруживают до 10 целей и обстреливают 2-4 из них, а радары с фазированной антенной решеткой (ФАР) обнаруживают до 30 целей со стрельбой по 6 из них. Это позволяет успешно использовать радары с ФАР в новом качестве – для защиты задней полусферы (“защиты хвоста”).

В результате складывается следующая картина использования радаров “Фазотрона” в модернизируемых МиГ-29 и Су-27, а также других истребителях и ударных самолетах.

Модернизация МиГ-21 бис (МиГ-21-93). МиГ-21-93 – модернизация МиГ-21 бис, основой которой является замена радара “Сапфир-21” на “Копье”, превращающая его в многофункциональный истребитель четвертого поколения, способный использовать самое современное ракетно-бомбовое оружие. В настоящее время практически завершены летные испытания с боевыми стрельбами, подтвердившие все заявленные корпорацией “Фазотрон-НИИР” тактико-технические характеристики и СУВ на его основе.

Модернизация МиГ-29 (МиГ-29 СМТ2 и другие модернизации). Использование радара “Жук-М” (с ЩАР) вместо радара Н-О19 обеспечивает выполнение всех вышеуказанных функций, (см. таблицу) в том числе, работу по наземным и надводным целям. Дальность обнаружения при этом возрастает в 1,5 раза. Увеличивается количество одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

Модернизация Су-25 ТМ (Су-39). Использование подвесного (контейнерного) варианта БРЛС “Копье” (с ЩАР) позволяет в войсковых условиях весьма быстро с минимальными доработками самолета и с минимальными затратами ввести в его состав радар. При этом обеспечиваются новые качества — всепогодная круглосуточная работа самолета, а также все вышеуказанные новые возможности боевой работы с единственным недостатком – некоторым ограничением по зонам в режиме “воздух-воздух” из-за затенения носовой частью самолета углов обзора радара.

Такая модернизация осуществлятся с 1999 года, в настоящее время идут успешные летные испытания Су-25 ТМ с контейнерным вариантом БРЛС “Копье”.

Корпорацией “Фазотрон-НИИР” и ОКБ “Сухого” проработан вариант размещении радара “Копье-М” в носовой части самолета. При этом обеспечиваются все вышеуказанные для модернизации Су-25ТМ новые боевые возможности без ограничения обзора радара и уменьшения зон в режиме “воздух-воздух”. Дальность обнаружения увеличивается при этом в 1,3 раза при увеличении количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей. Кроме того появляется новая возможность – сопровождать движущиеся по земле цели и улучшаются ТТХ в режимах “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” ( за счет наличия в составе радара “Копье-М” усовершенствованной вычислительной системы: вместо МПС (малогобаритного процессора сигнала устанавливается Ц501Ф (перепрограммируемый процессор) и вместо БЦВМ Ц175 устанавливается Ц181Ф) разработанные корпорацией “Фазотрон-НИИР”. Однако объем доработок и стоимость модернизации самолета несколько больше, чем в контейнерном варианте.

Модернизация Су-27 и палубных Су-33. Использование радара “Жук-М-С” (с ЩАР) вместо Н-001 обеспечивает выполнение всех вышеуказанных функций, в том числе работу по морским целям. Дальность обнаружения возрастает в 1,5 раза при увеличении количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

Модернизация Су-30МК, новый самолет Су-27 КУБ. Установка радара “Сокол” (с ФАР) обеспечивает выполнение всех вышеуказанных функций. “Сокол” обнаруживает цели на расстоянии 180 км, одновременно сопровождает 30 целей, из которых обстреливает 6.

Радары для новых разработок ОКБ “Сухого”

Для новейших машин ОКБ “Сухого” корпорация “Фазотрон-НИИР” предлагает свою новинку – систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы “Сокол” с ФАР, прицельной БРЛС защиты задней полусферы “Фараон” с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны самолета.

Подробные данные о радарах “Копье”, “Копье-М”, “Жук-М”, “Жук-М-С”, “Сокол”, “Фараон” приведены в таблицах. Следует отметить, что созданная корпорацией унифицированная система базовых радаров и рядов унифицированных блоков, используемых в них, позволяют резко сократить время их внедрения на самолеты (вместо разработки новых радаров осуществляется адаптация базовых) и существенно уменьшить затраты на их эксплуатацию и техническое обслуживание, в том числе за счет значительного сокращения ЗИПов.

Радары “Фазотрона” для вертолетов

В настоящее время значительно возрос интерес к боевым вертолетам, в первую очередь как к разведывательным и ударным средствам поражения наземных целей из-за их более высокой эффективности по сравнению с самолетами фронтовой авиации.

Современные вертолеты, решающие самые разнообразные задачи: ударные, разведывательные, связные, поисково-спасательные и т.д. создавались с постоянным увеличением грузоподъемности, скорости полета, высоты полета, надежности. При этом были достигнуты успехи, которые обеспечивают решение упомянутых выше задач на современном уровне.

Дальнейшие пути развития вертолетной техники в значительной мере связаны с совершенствованием бортовых информационных систем, обеспечивающим навигацию, разведку и наведение оружия. С помощью этих систем можно значительно увеличить объем и скорость получения и обработки информации как в широком диапазоне погодных условий, так и для различных видов подстилающей поверхности.

Эффективность применения в настоящее время электронно-оптических систем, которые обладают весьма высокой разрешающей способностью по углам, существенно зависит от времени суток (освещенности), погодных условий (дождь, снег, туман), а также других факторов, влияющих на наблюдаемость целей (пыль, дым, лиственный покров). Кроме того, электронно-оптические системы имеют очень низкую скорость обзора из-за необходимости использования узких полей зрения (для обеспечения требуемой дальности действия). Например, рабочий сектор по азимуту может просматриваться за время около 30-ти секунд или более, что значительно снижает боевую эффективность и живучесть вертолета.

Устранить все эти недостатки позволяет оснащение вертолета радаром. Применение радаров позволяет в дожде, тумане, при задымлении и запылении, в любое время суток получать информацию о морских, наземных и воздушных объектах, о препятствиях и рельефе местности при маловысотном полете, о грузовых фронтах, а также получать радиолокационную карту местности в широком диапазоне дальности.

Корпорация в последние годы уделяет большое внимание созданию бортовых вертолетных радаров в интересах как отечественных, так и иностранных заказчиков. Сравнительный анализ характеристик существующих зарубежных радаров с радарами семейства “Арбалет”, разработанным “Фазотроном”, показал, что комбинация Х- и Ка-, либо L- и Ка- диапазонов позволяет радарам “Арбалет” работать в более широком диапазоне погодных условий и иметь большую дальность действия.

Кроме того в радарах “Арбалет” обеспечен режим маловысотного полета с широким сектором поиска препятствий, с возможностью обнаружения метеообразований и определение границ опасных зон.

Для вертолетов Ми-28Н предусмотрен 2-х диапазонный радар с надвинтовым расположением антенной системы; для вертолета Ка-32 разрабатывается 2-х диапазонный радиолокационный обзорно-навигационный комплекс; для вертолетов Ка-32 — обзорно-поисковый и прицельный радар повышенной дальности для работы по морским объектам (с передатчиком повышенной мощности).

Метеорадары “Фазотрона”

С 1997 года корпорация разрабатывает бортовые когерентные метеонавигационные радиолокационные станции (МНРЛС) нового поколения, соответствующие требованиям международного стандарта ARINC-708A, семейства “Гукол”, обеспечивающие определение сдвига ветра.

МНРЛС “Гукол-1” предназначена для установки на магистральные самолеты гражданских воздушных линий. Масса – 45 кг, дальность обнаружения метеообразований – до 600 км.

МНРЛС “Гукол-2” предназначена для установки на региональные самолеты типа Ту-324, Ил-114, самолеты бизнес-класса, а также на самолеты специального назначения, поисково-спасательной службы и вертолеты. Масса – 18 кг (моноблок), дальность обнаружения метеообразований – до 400 км.

В настоящее время заводами корпорации “Фазотрон-НИИР” изготовлена и проходит стендовые испытания головная партия “Гукол-1”. Завершается разработка КД на “Гукол-2”, начато изготовление блоков на заводах корпорации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...