Виктор Нестеров,
начальник отдела внешних связей и протокола ОАО “А.Люлька-Сатурн”

За более чем 50-летний опыт работы КБ созданы и успешно применяются: турбореактивные двигатели для боевой авиации, энергетические установки для газоперекачки и теплоснабжения, ракетные и турбовальные двигатели, источники питания для ракетно-космических систем, турбовинтовые двигатели для легких самолетов и вертолетов.

Всемирно известная фирма-разработчик авиационно-космических двигателей и энергетических установок ОАО “А. Люлька — Сатурн” была основана в марте 1946 г. генеральным конструктором, академиком Архипом Михайловичем Люлькой, возглавлявшим предприятие до 1984 г. После него и по настоящее время фирмой руководит генеральный конструктор, академик Виктор Михайлович Чепкин, которому в сентябре 1999 г. было присвоено звание лауреата Международного общества по воздушно-реактивным двигателям (ISOABE). Это является признанием его высокого авторитета и той большой роли, которую играет российская авиационная техника в мире.

История фирмы началась с создания первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1, имевшего тягу 1350 кгс (1947 г.). Эти двигатели устанавливались на реактивных самолетах П.О. Сухого (истребитель Су-11), С.В. Ильюшина (бомбардировщик Ил-22) и С.М.Алексеева (истребитель И-211).

С начала 50-х гг. турбореактивные двигатели носят марку “АЛ” — инициалы Архипа Люльки. Они устанавливались на самолетах ведущих отечественных самолетостроительных фирм — Ильюшина, Сухого, Лавочкина, Микояна, Туполева и Яковлева. Созданный в начале 60-х гг. двигатель АЛ-7Ф был установлен на самолетах Сухого (Су-7, Су-9, Су-7Б, Су-17). Рекордными вариантами истребителя-перехватчика Су-9 — Т-405 и Т-431 с двигателем АЛ-7Ф были установлены четыре мировых рекорда высоты и скорости полета.

В начале 70-х гг. предприятием создан турбореактивный двигатель третьего поколения — АЛ-21Ф3, который находился в крупносерийном производстве и устанавливался на самолеты Сухого (истребители-бомбардировщики Су-17, Су-20 и фронтовой бомбардировщик Су-24) и Микояна (фронтовой истребитель МиГ-23Б). Эти самолеты до последнего времени находились на вооружении ВВС и авиации ВМФ Советского Союза и России (Су-24 до сих пор в строю), а также широко поставлялись на экспорт.

В 70-х гг. были проведены завершающие испытания многоразового жидкостного ракетного двигателя Д-57 на высокоэнергетическом топливе — жидком водороде и жидком кислороде. Тяга двигателя с постоянным профилем сопла составляла 40 тс, его предполагалось использовать на третьей ступени ракетно-космического комплекса Н-1 для полета человека на Луну.

В 1985 г. фирмой был создан двухконтурный турбореактивный двигатель модульной конструкции АЛ-31Ф. Тяга этого двигателя четвертого поколения достигала 12500 кгс, а его характеристики значительно превосходили данные ранее созданных предприятием одноконтурных ТРД. Двигатель АЛ-31Ф очень скоро приобрел мировую известность. Силовая установка из двух таких двигателей применяется на истребителе Су-27, его учебно-боевом варианте Су-27УБ, многоцелевом истребителе Су-35. Двигатель АЛ-31Ф установлен также на новом китайском многоцелевом истребителе J-10, совершившим первый полет в 1999 г.

На базе двухконтурного турбореактивного двигателя АЛ-31Ф созданы три вида бесфорсажного и форсажного (с дозвуковым соплом) ТРД. Они обеспечивали полеты самолета-аналога воздушно-космического корабля “Буран”, и давали ему возможность совершать посадку по-самолетному.

В начале 80-х гг. началась разработка ракетно-турбовального двигателя РТВД-14 и турбопривода ТП-22. Эти энергоисточники гидросистем управления мощностью от 10 до 150 кВт успешно прошли испытания в составе комплекса — универсальной ракетно-космической транспортной системы “Энергия” с кораблем многоразового использования “Буран”, старт которого был осуществлен 15 ноября 1988 г.

С 1988 г. предприятие успешно проводит работы по двигателю с поворотным соплом — АЛ-31ФП. Самолет Су-37 (бортовой № 711), оснащенный двумя такими двигателями, участвовал в авиасалонах в Фарнборо (1996 г.), Сеуле (1996 г.) и Ле Бурже (1997 г.), демонстрируя чудеса маневренности. Этот же двигатель с системой управления вектором тяги в одной плоскости устанавливается на двухместном самолете Су-30МКИ для ВВС Индии. На “МАКС-99” было показано новое сопло с полностью управляемым вектором тяги.

На базе авиационного газотурбинного двигателя АЛ-31Ф создан высокоэффективный газотурбинный привод АЛ-31СТ. Он разработан по заданию РАО “Газпром” и предназначен для газоперекачивающих агрегатов мощностью 16-20 МВт. Привод АЛ-31СТ в настоящее время успешно работает в системе “Тюменьтрансгаз” на станции “Карпинская”, а также на компрессорной станции (КС) “Алмазная”, Нуово-Пиньоне. Кроме того, он установлен на КС “Долгое” и “Ржевская”. Согласован проект привязки АЛ-31СТ в Казани (“Авиадвигатель”) и в Перми (АО “Искра”). Планируется замена ГТК-10-4 на АЛ-31СТ на КС “Москово” (ООО “Баштрансгаз”).

Также разработан газотурбинный привод АЛ-31СТЭ по заданию “Газпрома”, предназначенный для привода электрогенераторов электростанций мощностью от 16 до 20 Мвт.

Работы по двигателю АЛ-34 ведутся в рамках чисто коммерческой программы, и направлены на создание двигателей мощностью от 1000 до 1500 л.с. для относительно небольших пассажирских самолетов. Эта тема в последнее время получила направление в сторону стационарной техники, т.к. высокая экономичность сделала такие двигатели очень привлекательными.

ОАО “А. Люлька — Сатурн” ведет работы с японской фирмой “Кавасаки” по созданию силовых установок для небольших электростанций в варианте топлива “газ — газ”, “жидкость — газ”, “дизель”, а также в варианте , использующем в качестве топлива отходы от переработки рисовой шелухи. Хотя работы над АЛ-34 ведутся с уклоном в сторону стационарного варианта, но основные элементы двигателя остаются неизменными.

К двигателям 5-го поколения несомненно относится двигатель АЛ-41Ф, который установлен на самолете-демонстраторе технологии перспективных истребителей “изделие 1.44” РСК “МиГ”, который совершил свой первый полет в феврале с.г. До этого двигатель АЛ-41Ф был облетан на специальной сверхзвуковой летающей лаборатории на базе самолета МиГ-25. В 1987-1988 гг. на этой лаборатории были отработаны все режимы силовой установки.

Фирмой разработан новейший двигатель АЛ-55, который впитал в себя весь более чем 50-летний опыт КБ по созданию двигателей, особенно 4-го и 5-го поколений. Базовый АЛ-55 — это малоразмерный двухконтурный бесфорсажный двигатель с нерегулируемым реактивным соплом. Он обладает высокими удельными параметрами, большим ресурсом (до 2000 ч) и малой массой. Его стоимость в серийном производстве оценивается в $500-600 тыс. Основные технические данные и высотно-скоростные характеристики двигателя АЛ-55 показывают явное преимущество в сравнении с аналогичными отечественными и зарубежными двигателями (см. “Авиапанорама”, № 3, май-июнь, 1999 г.).

Стандартный АЛ-55 является базовым для семейства перспективных двигателей, предназначенных для самолетов РСК “МиГ” (учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ), АО “ОКБ им. А.С.Яковлева” (учебно-тренировочный самолет Як-130, АО “ОКБ П.О.Сухого”. Помимо базового бесфорсажного двигателя АЛ-55 разработаны АЛ-55 с всеракурсным поворотным соплом, АЛ-55Ф с форсажной камерой и АЛ-55 с форсажной камерой и всеракурсным поворотным соплом. Масса указанных двигателей лежит в диапазоне 350-445 кг при тяге 2000-3000 кгс.

Семейство разработанных двигателей АЛ-55 найдет широкое применение на учебных и учебно-боевых самолетах. Согласно предварительным проработкам такие самолеты будут иметь высокий экспортный потенциал. Не исключено применение этого двигателя на разрабатываемом легком фронтовом истребителе. Двигатель АЛ-55 с поворотным соплом может быть установлен и на одномоторных самолетах. Создание легкого самолета с реактивным двигателем, оснащенным вектором тяги, открывает широкие перспективы, в частности, в области спортивной авиации. Станут возможными соревнования реактивных сверхманевренных самолетов, что будет являть собой новое направление.

АО “А. Люлька — Сатурн” успешно развивает плодотворные взаимоотношения с ведущими фирмами других стран, в том числе с США, Великобританией, Швейцарией, Китаем, Чехией, Индией, Италией и др. В сотрудничестве со швейцарской фирмой “АВВ” образовано СП “АВВ — Юнитурбо” по проектированию и изготовлению проточной части газовых турбин для стационарных энергетических установок. Создан газогенератор на базе энергопривода АЛ-31СТ для совместного российско-итальянского газоперекачивающего агрегата PGT-21S с силовой турбиной и компрессором фирмы “Нуове-Пиньоне”.

Для реализации новых перспективных проектов предприятие направляет большие средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...