Подписанный в конце 2000 г. контракт о продаже Индии лицензии на производство многоцелевого истребителя Су-30МКИ — самолета, которому в настоящее время нет равных в мире, является свидетельством не только успешно развивающейся многолетней российско-индийской дружбы, но и степени доверия к российскому вооружению, его разработчикам и производителям.

Су-30МКИЭтот успех — результат длительной и кропотливой работы разработчика (АО «ОКБ Сухого»), завода-изготовителя (Иркутское авиационное производственное объединение — ИАПО), Государственной компании «Росвооружение» и большой группы смежников по разработке и изготовлению двигателя, систем и оборудования этого до сих пор непревзойденного самолета.

В то же время это событие является подтверждением высокого уровня авиационной промышленности Индии, необходимого для производства такого сложного самолета, как Су-30МКИ.

Собственная авиационная промышленность Индии – компания HAL (Hindustan Aeronautics Ltd.) — была основана относительно недавно, в декабре 1964 г. Определенный положительный опыт был извлечен компанией из длительного периода доработок уже состоящих на вооружении самолетов, из производства самолетов по лицензиям и, наконец, в ходе собственных и совместных с другими странами разработок. Одно время по лицензии в Индии производились лишь самолеты западных стран, преимущественно английские. Здесь были истребители «Нэт» (построено 213 машин), на базе которых компания HAL разработала усовершенствованный вариант «Аджит» («Непобедимый»), англо-французские боевые самолеты “Ягуар”, авиационные двигатели «Орфей» английской фирмы «Роллс-Ройс».

Помимо заказанных в Великобритании готовых самолетов (40 машин), в 1981 г. состоялась поставка первых из 45 самолетных комплектов английского производства. Компанией был дополнительно построен по лицензии 31 самолет «Ягуар». По французской лицензии в Индии производятся вертолеты SA316B «Алуэт» III (название HAL — «Четак») и SA315B «Лама» (HAL — «Читах»).

Компания HAL самостоятельно разработала дозвуковой учебно-тренировочный самолет НДТ-16 «Киран» («Луч света»), который, совершив первый полет в 1964 г., строился серийно для ВВС и ВМС Индии вплоть до 1989 г. Компания также занимается амбициозной индийской самолетостроительной программой — разработкой легкого боевого самолета (LCA). В силу ряда обстоятельств эта программа продвигается очень трудно. Хотя первый опытный самолет LCA (DT-1) выкатили еще в ноябре 1995 г., свой первый полет он совершил совсем недавно — 4 января 2001 г.

Большая военно-техническая помощь Индии оказывалась со стороны Советского Союза, постоянного друга и делового партнера, преемником которого в настоящее время является Россия. В разные годы Индия в категории боевых самолетов приобретала исключительно машины разработки полюбившегося ей РСК «МиГ» — МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27 и МиГ-29. Самолеты МиГ-21 и МиГ-27 строились также по лицензии компанией HAL. Одновременно было организовано лицензионное производство двигателей Р-13-300 и Р-25-300 для МиГ-21, Р-29Б-З00 для МиГ-27.

Только однажды исключение составили истребители-бомбардировщики Су-7, разработанные в «ОКБ Сухого», которые приняли активное участие в индо-пакистанской войне 1971 г. Выполняя трудную, но почетную роль «рабочей лошади», самолеты успешно действовали не только по наземным, но и воздушным целям. Это было первое близкое знакомство индийских военных с самолетами, созданными в «ОКБ Сухого». Самолетами Су-7 в индийских ВВС было укомплектовано шесть эскадрилий.

На авиационной выставке «Авиа Индия-91» индийским специалистам демонстрировались самолеты Су-27 и его двухместный вариант Су-27УБ, а на одной из авиабаз проводились полеты этих самолетов, что явилось многозначительным исключением. В программе выставки не было демонстрационных полетов этих самолетов, и организаторам выставки пришлось добиваться разрешения на их проведение на самом высоком уровне.

Переориентации Индии на авиационную технику «ОКБ Сухого» в значительной степени способствовала продажа КНР в 1992 г. первой партии самолетов Су-27СК/УБК, а также непрекращающиеся попытки Пакистана приобрести самолеты этого типа.

В июне 1994 г. группа представителей ВВС Индии во главе с вице-маршалом Кришнасвами посещает Россию для проведения испытательных полетов и оценки самолета Су-27. Осенью того же года другая индийская делегация по приезде в Россию посетила старого знакомого — ИАПО, где изготавливались истребители Су-27ПУ и Су-30.

В середине 1995 г. индийский парламент одобрил приобретение самолетов Су-30МКИ для ВВС Индии, а в апреле 1996 г. Кабинет министров Индии утвердил закупку этих машин, открыв тем самым «зеленую улицу» совместным НИОКР, направленным на создание самолета, значительно превосходящего Су-27 по своим летным характеристикам. 30 ноября того же года индийская делегация во главе с объединенным секретарем Министерства обороны Бернарджи подписала в г. Иркутске официальный контракт по многоцелевому самолету Су-30МКИ, а уже в январе 1997 г. 50 человек летного и технического состава ВВС Индии приехали в Россию на переподготовку, которая осуществлялась под руководством шефа-пилота «ОКБ Сухого» Виктора Пугачева.

В апреле 1997 г. хорошо осведомленный журнал International Defence Review сообщил, что согласно анализу индийской военной доктрины, основной стратегической задачей ВВС Индии становится противовоздушная оборона с использованием самолетов с большим радиусом действия и временем барражирования. Подобный подход оправдан наличием у потенциальных противников ядерного оружия, а также относительно малым подлетным временем авиации одного из них до важнейших индийских объектов. Журнал сообщил, что правительство Индии решило вопрос о покупке самолетов Су-30 после того, как была сформирована доктрина.

По перспективному плану индийских ВВС в период по 2020 г. включительно (Vision Plan of Indian Air Force’2020) намечается переключить внимание с наступательных действий на оборонительные. При составлении плана во внимание принимались как угрозы со стороны Пакистана, так и важные изменения в доктрине Народно-освободительной армии Китая, предусматривающей более агрессивные шаги во внешней политике. Значительную остроту вопросу придает закупка Китаем в России многоцелевых истребителей Су-30МКК, которые, правда, обладают менее выдающимися маневренными характеристиками и боевой эффективностью, чем Су-30МКИ. Действительно, многоцелевые Су-30МКИ в своем окончательном варианте смогут полностью удовлетворить потребности индийского военного руководства в самолетах такого класса.

Согласно контракту будет осуществляться поэтапная поставка Индии 40 многоцелевых истребителей Су-ЗОМКИ, разработанных применительно к требованиям индийских ВВС, плюс опцион еще на 20 самолетов. Первоначально предусмотрены поставки самолетов в варианте Су-30К с российской авионикой, которые затем будут модернизироваться в вариант Су-30МКИ путем установки переднего горизонтального оперения (ПГО), замены двигателей Ал-31Ф на Ал-31ФП, а также частичной замены российского бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на иностранную авионику, выбранную Индией.

Первые восемь самолетов Су-30К (самолеты Су-30 в коммерческом варианте) в разобранном виде доставлялись самолетом Ан-124 «Руслан». Сборка и облет на месте проводились специалистами и летчиками ИАПО.

В контракте был определен состав комплекса радиоэлектронного оборудования, а также выбрано оборудование, поставляемое российской и индийской сторонами. В документе также определено оборудование, которое будет поставляться другими странами. В дальнейшем индийской стороной были выбраны конкретные поставщики из других стран (Израиль, Франция).

Оборудованию французских фирм было отдано предпочтение перед другими конкурирующими компаниями Западной Европы и США. Мотивы этого выбора «лежат на поверхности»: оборудование французских фирм планируется использовать в программах модернизации индийских самолетов МиГ-21, МиГ-27, «Ягуар», а также для установки на легких боевых самолетах и перспективных легких вертолетах. В частности, речь идет об инерциально-навигационной системе на лазерных гироскопах, сопряженной со спутниковой навигацией, о многофункциональных цветных индикаторах и некоторых других видах оборудования. Основными фирмами-поставщиками выбраны SAGEM и Sextant Avionique.

Индикаторы на лобовом стекле для самолетов Су-30МКИ будет поставлять израильская фирма ELOP Electrooptics Industries Ltd., которая, возможно, поставит их и на самолеты МиГ-27. Индия разрабатывает для Су-30МКИ часть системы госопознавания, вычислители и др.

Все самолеты Су-30МКИ будут обладать повышенной маневренностью за счет использования ПГО и двигателей с отклоняемым вектором тяги. Конечно, особая роль отводится системе управления полетом с учетом всех известных факторов и органов управления. В состав вооружения самолета входит широкий набор управляемого оружия класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

Официальное включение восьми поставленных Су-30К в их первоначальном виде в состав 24-й авиаэскадрильи ВВС Индии состоялось 11 июня 1997 г. на авиабазе Лохегаон в присутствии премьер-министра Гуджала, министра обороны Ядава и главнокомандующего ВВС Сарина.

Эта эскадрилья находится на стратегически важном направлении и оперативно подчинена Юго-Западному командованию (SWAC), штаб которого летом 1998 г. был перенесен из г. Джоджпур (шт. Раджастан) в г. Гандинагар (под г. Ахмедабад, шт. Гуджарат). Зона ответственности SWAC увеличена таким образом, чтобы охватить весь стратегически важный район, примыкающий к Пакистану и располагающий резервами сырой нефти, природного газа и морских месторождений. Гуджарат берет нефть и газ из г. Бомбей и является центром поставки нефти и газа в северо-восточные районы Индии. В распоряжении командования SWAC находится семь 6. авиабаз, самолеты МиГ-29, «Ягуар», Генеральный Су-30 и ракетные комплексы ПВО.

Первый опытный самолет Су-30 «ОКБ Сухого» 30МКИ (борт 01) был построен в «ОКБ Сухого» и передан в ЛИИ им. М.М. Громова на испытания, где 1 июля 1997 г. летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов соершил первый полет. Вскоре на испытания поступил второй такой самолет (борт 06), который поднялся в воздух в марте 1998 г. В декабре 1998 г. на аэродроме Индийских ВВС в г.Бангалор состоялся очередной авиасалон «Аэро Индия 98», в котором принял участие самолет Су-30МКИ (борт 01), оборудованный ПГО и двигателями с управляемым вектором тяги. На авиасалоне побывала группа летчиков 24-й аэ во главе с командиром эскадрильи Саини.

В своем интервью газете The Asian Age Саини отметил: «Так как Су-30 станет фронтовым истребителем и в его задачи будет входить быстрое нанесение ударов и ведение ближних маневренных боев, поэтому его способность выходить из ближнего боя является крайне важной. И для этих задач он очень хорош».

После завершения авиасалона компания «Росвооружение» подписала новый контракт на поставку ВВС Индии десяти истребителей Су-30К из имеющегося опциона в дополнение к 40 многоцелевым истребителям Су-30МКИ, заказанным ранее. Заключение этого контракта было обусловлено необходимостью усиления ударной мощи Индии истребителями Су-30К и изменением графика выполнения контракта 1986 г., связанным с задержкой индийской стороной выбора состава авионики для самолетов Су-30МКИ. Четыре самолета Су-30К по новому контракту были поставлены ВВС Индии в июне 1999 г. Остальные шесть поступили на вооружение к концу года. Впоследствии все 18 самолетов Су-30К будут модернизированы в Су-30МКИ. Однако, как считают, эти работы будут выполнены не ранее 2003 г., когда будет выполнен график поставки 32 истребителей Су-30МКИ. В первой партии (конец 2001 г.) будет поставлено 10 машин, остальные 22 истребителя будут отгружены заказчику до конца 2003 г.

26 ноября 2000 г. в ИАПО поднялся в воздух прототип серийного многофункционального истребителя Су-30МКИ. Его особенностью является то, что впервые испытывается самолет с полным комплектом бортового оборудования, согласно подписанному контракту. Испытания этого самолета проводят летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Вячеслав Аверьянов и Роман Кондратьев.

В преддверии начала переговоров о лицензионном производстве в январе 1995 г. делегация ИАПО и «ОКБ Сухого» посетила в Индии самолетостроительное предприятие в г. Насик, где представители Иркутского авиационного завода поделились своим опытом перевода производства самолетов МиГ-27 на машины типа Су-27. В ноябре 1997 г. в Москве российская сторона провела переговоры с представителями индийской авиапромышленности и передала им проект технико-экономического обоснования по программе лицензионного производства самолетов Су-30МКИ в Индии. В рамках подписанной с Индией долгосрочной «Программы военно-технического сотрудничества на период до 2000 года» в приоритетное направление была выделена подготовка российско-индийского контракта о передаче Индии лицензионного производства. К концу 1999 г. эта работа находилась на весьма продвинутой стадии.

Во время государственного визита Президента России Владимира Путина в октябре 2000 г. было подписано межправительственное соглашение о предоставлении лицензии и технической документации на производство самолета Су-30МКИ. Тогда же был парафирован и текст контракта. Согласно существующим планам первый самолет Су-30МКИ будет собран на предприятии компании HAL в г. Насик при техническом содействии ИАПО в 2004 г.

Контракт на передачу лицензии был подписан в ИАПО 28 декабря 2000 г., в канун нового тысячелетия. Согласно условиям контракта в Индии в течение 18 лет должно быть произведено 140 самолетов Су-30МКИ без права реэкспорта в другие страны. Стоимость контракта составляет более $3 млрд. По словам Сингха, объединенного секретаря Министерства обороны Индии, не исключено, что в будущем самолеты этого типа будут производиться на индийских предприятиях для третьих стран. Однако начало таких поставок возможно только после консультаций с Россией, подчеркнул Сингх.

Лицензионное производство самолетов Су-30МКИ имеет множество преимуществ для авиационной промышленности Индии.В процессе перехода на производство самолетов Су-30 ИАПО был приобретен большой опыт. В настоящее время такой процесс предстоит компании HAL, и поэтому опыт ИАПО является для индийских специалистов поистине бесценным.

В 1984 г. компания HAL приступила к лицензионной сборке советских самолетов МиГ-27Л. Тогда большую помощь в освоении этого производства Индии оказал Иркутский авиационный завод. С его участием в Индии были организованы сборка и обслуживание этих истребителей.

Опыт ИАПО в освоении самолета Су-30 с учетом хорошо налаженных рабочих контактов с HAL значительно сократит расходы индийской стороны на перепрофилирование производства и ускорит выпуск новых истребителей Су-30МКИ на индийской земле. В работе по лицензионному контракту принимают участие ОАО «Люлька-Сатурн» (разработчик и производитель двигателей Ал-31ФП) и Уфимское моторостроительное производственное объединение — УМПО (также производитель двигателей Ал-31ФП). УМПО не видит никаких сложностей в процессе передачи лицензии, так как в предыдущие годы уже три раза передавало индийской стороне лицензии на производство двигателей для МиГ-21 и МиГ-27.

Приобретение Индией самолета Су-30МКИ с учетом его лицензионного производства, называемое «контрактом века , интересно во многих отношениях. Индия является первой страной в мире, на вооружение которой поступает такой первоклассный многоцелевой истребитель, как Су-30МКИ. Заложенная в контракте возможность международной кооперации в части бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграция в составе комплекса успешно реализуются. Индия принимает практическое участие в опытно-конструкторской разработке бортовых систем и комплекса БРЭО самолета Су-30МКИ.

Для российской стороны этот контракт — важная часть военно-технического сотрудничества с одной из самых крупных дружественных России стран Азии и гарант мира в данном регионе. Несмотря на некоторые естественные трудности в реализации контрактов по самолету Су-30МКИ, они обеспечивают не только сохранение, но и развитие интеллектуального и промышленного потенциала «ОКБ Сухого», ИАПО и других российских разработчиков и производителей.

События последних лет показывают, что российская авиационная составляющая в ВВС Индии усилилась за счет расширения поставок истребителей МиГ-29, МиГ-29УБ, Су-30К/МКИ, а также благодаря решению правительства Индии о модернизации значительной части парка самолетов МиГ-21 (125 машин) и о приобретении палубных самолетов МиГ-29К для передаваемого индийским ВМС авианесущего корабля «Адмирал Горшков». С учетом выполнения всех контрактов по самолетам «Су» на вооружении ВВС Индии будут находиться 190 многофункциональных истребителей Су-30МКИ.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...