Беседу вел Валентин Руденко На вопросы редакции отвечает директор программы КнААПО «Авиация корабельного базирования»,лауреат Государственной премии России, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-полковник Владимир Дейнека.

МиГ-29К«АП»: Владимир Григорьевич, уволившись в запас с должности командующего морской авиацией ВМФ России, Вы возглавили дирекцию программы «Авиация корабельного базирования»,созданную в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО). Какие задачи будет решать эта дирекция?

В.Д.: КнААПО — ведущее авиастроительное предприятие России, где серийно выпускаются самолеты корабельного базирования. Именно здесь построены истребители Су-33, составляющие основу авиационной группировки тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Кузнецов». Чтобы эти самолеты содержать в исправном состоянии и модернизировать, решением генерального директора КнААПО Виктора Меркулова была создана дирекция программы «Авиация корабельного базирования». Думаю, ни у кого нет сомнений в том, что ремонтировать, модернизировать и даже утилизировать такие самолеты, как Су-33, представляющие собой сложнейший авиационный комплекс, надо там, где они построены.

Кроме решения чисто технических вопросов одной из главных задач дирекции является разработка предложений по стратегии развития Палубной авиации. Создать хороший палубный самолет — это сегодня полдела. Грозным боевым оружием авиационный комплекс станет лишь тогда, когда в его составе будет лучший радиолокационный комплекс, самое современное бортовое оборудование, мощное оружие. Известно, что в России есть несколько фирм, разрабатывающих локаторы, авионику, системы оружия. Задача дирекции — выбрать оптимальный вариант по составу оборудования и вооружения и представить свои предложения генеральному директору предприятия.

Следующий аспект — это двигатель и планер самолета. Многие за рубежом интересуются передним горизонтальным оперением (ПГО) Су-33, которое установлено на палубный самолет для того, чтобы иметь возможность выходить на большие углы атаки. Есть вопросы по управляемому вектору тяги (УВТ). Я лично за двигателями, имеющими УВТ, вижу большое будущее.

Су-27КУБ на палубеХотел бы заметить, что палубный истребитель хотя и разрабатывался на базе Су-27, но по своей конструкции принципиально от него отличается. Причем, отличие существенное — на 70%. В палубной модификации самолета переделана практически вся хвостовая часть, усилено шасси, установлено ПГО, консоли крыла складывающиеся. Все это накладывает свой отпечаток на его эксплуатацию.

«АП»: Как Вы оцениваете нынешнее состояние авиации корабельного базирования?

В.Д.: Самое главное то, что, несмотря на все трудности, мы не остались без палубной авиации. ТАКР «Адмирал Кузнецов» в настоящее время полностью укомплектован истребителями Су-33. Они все исправны и готовы к выполнению поставленных задач.

Первые палубные истребители ВМФ России начал получать из Комсомольска-на-Амуре в начале 90-х гг. К 1994 г. полк был полностью укомплектован, и мы приступили к обучению летчиков полетам с авианосца. До этого они летали в Феодосии на «Нитке» — специально оборудованном аналоге палубы корабля. Будучи командующим морской авиацией, я не покинул авианосец до тех пор, пока не села первая десятка летчиков. Должен сказать, что на Су-33 летает элита военной авиации. На всю Россию таких летчиков только 30. В полку воспитано пять Героев России. И формировал его Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Сегодня полком командует известный летчик полковник Игорь Кожин.

В конце 1995 г. «Адмирал Кузнецов» выполнил успешный поход в Средиземное море. На всем протяжении похода летчики выполняли полеты с палубы корабля. С тех пор, несмотря на все трудности, удается поддерживать необходимый уровень натренированности летного состава. Ежегодно летчики палубной авиации тренируются на «Нитке», которую мы арендуем у Украины. После этого они летают с палубы ТАКР «Адмирал Кузнецов». Словом, база для того, чтобы развивать палубную авиацию, — есть. Теперь все зависит от возможностей Минобороны наращивать авианосную группировку России.

Як-141«АП»: Почему выбор был сделан в пользу Су-33, а не МиГ-29К, который также является прекрасным палубным самолетом и к тому же многофункциональным?

В.Д.: Изначально задумывалось, что на нашем авианосце будет базироваться три типа самолетов — дальний перехватчик Су-33, многофункциональный истребитель МиГ-29К для прикрытия средней и ближней зон и работы по морским целям, а также самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения фирмы «Яковлев». Но когда развалился Советский Союз, строительство тяжелых авианесущих кораблей практически прекратилось. По сути, остался один «Адмирал Кузнецов». В соответствии с теми скудными финансовыми ресурсами, которые выделялись, мы вынуждены были остановиться на одном самолете. Результаты расчетов и проработок оказались в пользу Су-33. По критерию «эффективность-стоимость» специалисты считают его оптимальным палубным истребителем.

По аэродинамическим характеристикам и мощи огня Су-33 пока непревзойденная машина. Это признают даже наши конкуренты. За рубежом нет палубного самолета со взлетной массой 33 т. Что касается состава оборудования и вооружения, то здесь имеются большие возможности для модернизации, наращивания искусственного интеллекта борта, применения самых современных управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». ТАКР «Адмирал Кузнецов» изначально задумывался как авианосец ПВО, поэтому Су-33 разрабатывался в варианте чистого истребителя. Теперь этого недостаточно. В отдаленных районах океана необходимо иметь сильную ударную авианосную группировку.

«АП»: Ведутся ли сейчас работы по модернизации Су-33? Если да, то в каком направлении?

Ка-27В.Д.: Палубный истребитель Су-33, как оказалось, имеет уникальные модернизационные возможности. На его базе сейчас создается учебно-боевая машина. Пока она называется Су-27КУБ, но когда будет принята на вооружение, а в этом у меня никаких сомнений нет, то название изменится. По своим характеристикам Су-27КУБ — уже многофункциональный истребитель. Кроме того, силами КнААПО разрабатывается еще одна версия Су-33 — разведчик-целеуказатель. Как видите, появляется целое семейство палубных самолетов.

«АП»: Строятся ли сейчас корабельные самолеты? Или после того, как авианосец «Адмирал Кузнецов» был полностью укомплектован, их серийный выпуск в КнААПО прекращен?

В.Д.: КнААПО — один из самых мощных и прочно стоящих на ногах авиационных заводов России. Он экспортно ориентирован, имеет большую загрузку. Строительство палубных самолетов здесь не прекращалось никогда. ВМФ заказывает и получает их до сегодняшнего дня.

Что касается экспортных перспектив Су-33, то пока предприятие поставляет за рубеж лишь «сухопутные» истребители. Но не сомневаюсь, что в обозримой перспективе мы выйдем на мировой рынок и с палубными машинами. Ряд стран, например, проявляет большой интерес к Су-27КУБ, который разрешено поставлять на экспорт.

«АП»: Не секрет, что в последнее время мы фактически свернули работы по самолету вертикального взлета и посадки Як-141, в загоне находится экранопланная тематика, еле теплится жизнь в амфибийной авиации. Каким видится Вам будущее палубных самолетов?

В.Д.: Все это, к сожалению, действительно имеет место. Из-за нехватки средств интерес к корабельной тематике на ряде авиационных фирм в последние годы заметно снизился. Я лично считаю, что прекращение работ по МиГ-29К, первому в мире сверхзвуковому палубному истребителю вертикального взлета и посадки Як-141 и экранопланам было ошибкой. Не должны мы так прохладно относиться к гидроавиации. Исследования по этим темам нужно вести хотя бы на уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, чтобы не остановить мысль и сохранить приоритеты в области морской авиации, которые Россия, безусловно, имела.

Но тогда роль экономики оказалась определяющей, в результате чего ряд КБ просто прекратил свое существование. Я убежден, что это временное явление. К авиации корабельного базирования мы еще вернемся. Если говорить о приоритетах, то это палубная авиация, тяжелый патрульный самолет и вертолеты. Вот триада, над которой мы сейчас работаем. Пока Россия имеет только один авианосец. Но это только пока. Уверен, что в XXI веке авиация корабельного базирования получит мощное развитие.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...