Николай Новичков

Нынешняя выставка стала самой представительной как по составу участников, так и количеству образцов авиатехники. В частности, если в первой выставке в Бангалоре участвовали четыре российские компании, во второй — 10, то в этом году Россию представляли уже 49 фирм. Главным организатором российской экспозиции выступала компания «Рособоронэкспорт». Ее экспозиция была построена с учетом наиболее перспективных направлений развития ВТС с Индией, а также потенциальными заказчиками из стран региона. Индия является стратегическим партнером России. В суммарном объеме экспорта вооружений, который по итогам 2000 г. приблизился к $4 млрд., на Индию приходится около одной трети. В портфеле заказов компании «Рособоронэкспорт» индийские контракты также составляют одну треть, отметил глава делегации Виктор Комардин.

Су-30КИРоссия придает исключительно важное значение развитию двустороннего ВТС с Индией, авиационная составляющая которого достигает 70%. В программе российско-индийского сотрудничества на модернизацию ранее поставленной техники приходятся около 50% общего экспорта ВиВТ. Главным экспонатом выставки в Бангалоре стал многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Россия представила первый предсерийный Су-30МКИ (бортовой номер 05). Эта машина построена в ИАПО в рамках поставочного контракта, подписанного с ВВС Индии 30 ноября 1996 г. Ее отличием от первых двух опытных машин с бортовыми номерами 01 (разбилась на салоне в Ле-Бурже в июне 1999 г.) и 06 является комплекс БРЭО. По требованию заказчика в его состав входит российская, французская, индийская и израильская аппаратура.

Самолет с бортовым номером 05 по своим ТТХ полностью соответствует облику Су-ЗОМКИ, которые будут передаваться Индии в первой поставочной партии из 10 машин в конце 2001 — начале 2002 г. Всего по 2003 г. включительно индийские ВВС получат 32 истребителя Су-30МКИ тремя партиями: 10,12 и 10. Поставленные ранее 18 самолетов Су-30К начиная с 2003 г. будут последовательно доработаны. Помимо переднего горизонтального оперения, двигателей АЛ-31ФП (форсажный, поворотный) с управляемым вектором тяги и российско-французско-индийско-израильского БРЭО с коллиматорным индикатором на лобовом стекле самолеты оснастят подвесным лазерным целеуказателем израильского производства для высокоточного оружия с лазерной системой наведения.

ВВС Индии приняли правильное решение, выбрав российский многоцелевой Су-30МКИ в качестве базового для себя. Так заявил маршал авиации А. Типнис, выполнив свой первый полет на этом истребителе вместе с летчиком-испытателем «ОКБ Сухого» Вячеславом Аверьяновым. Полет продолжался 20 мин., в течение которых главком ВВС Индии опробовал систему управления самолетом.

Как сообщил в ходе салона президент ИАПО Алексей Федоров, первый лицензионный многоцелевой Су-30МКИ, произведенный в Индии из российских комплектующих, поднимется в воздух в 2004 г. По его словам, согласно подписанному 28 декабря 2000 г. контракту Индии передается «глубокая лицензия» на выпуск этих истребителей, относящихся к поколению «4+». Лицензионное производство разбито на четыре этапа. По мере их реализации количество производимых Су-30МКИ будет возрастать. Первый истребитель, полностью изготовленный в Индии, взлетит в 2007 г.

В начале января состоялся первый испытательный полет индийского сверхзвукового многоцелевого легкого истребителя LCA. Он набрал высоту 3000 м и развил скорость 450 км/ч. Но работы над проектом были остановлены из-за американского эмбарго на поставки электронного оборудования. По местным прогнозам, самолет будет готов к принятию на вооружение лишь к 2005 г. Посетивший Бангалор главком российских ВВС генерал армии Анатолий Корнуков заявил, что Россия готова сотрудничать с Индией в завершении этого проекта. «Мы уже обсуждали такую возможность с индийскими коллегами. Нам есть что предложить. В частности, в сфере придания самолету качеств учебно-боевой машины и легкого штурмовика», — сказал генерал. Корнуков также сообщил, что Индия приобретет в лизинг четыре российских дальних бомбардировщика Ту-22М3 с полным комплектом авиационного вооружения. Их поставка пойдет через «Рособоронэкспорт». С его слов, индийские летчики, которые будут пилотировать бомбардировщики, пройдут обучение в центре дальней авиации в Рязани.

РСК «МиГ» впервые представила на авиасалоне в Бангалоре летный образец палубного истребителя МиГ-29К, принявшего участие в демонстрационных полетах. Этот самолет является одним из двух прототипов, которые уже испытывались на ТАКР «Адмирал Кузнецов». В соответствии с соглашением, подписанным в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в Индию в октябре минувшего года, Россия модернизирует для индийских ВМС ТАКР «Адмирал Горшков» и оснастит его авиагруппой. На авианосце предлагается иметь 22 МиГ-29К, два учебно-боевых МиГ-29КУБ и шесть вертолетов ДРЛО Ка-31, что позволит ему эффективно решать поставленные задачи. С учетом же развития ВМС самолеты МиГ-29К могут быть также размещены на одном или нескольких авианосцах индийской постройки. В этом случае общее количество заказанных МиГ-29К может достичь 60.

С подписанием соглашения по ТАКР «Адмирал Горшков» в РСК «МиГ» появился заказ, который на несколько лет обеспечит загрузку КБ и серийных заводов. В корпорации уже развернуты полномасштабные работы по подготовке серийного производства МиГ-29К. Летные испытания экспортного варианта самолета на «Адмирале Горшкове» российская сторона планирует провести в 2002-2003 гг. А в ходе салона компания «Рособоронэкспорт» подписала контракт с министерством обороны Индии на поставку индийским ВМС пяти вертолетов ДРЛО Ка-31. Стоимость контракта превышает $100 млн. Поставка вертолетов должна быть осуществлена в течение 2002 г.

Индийская корпорация «Хиндустан аэронотикс лимитед» («ХАЛ») успешно осваивает технологию модернизации самолетов МиГ-21бис в вариант МиГ-21-93. Как сообщил генеральный директор нижегородского авиазавода (НАЗ) «Сокол» Василий Панков, поставка в декабре 2000 г. двух истребителей МиГ-21-93, модернизированных на НАЗ «Сокол», стала первым этапом подписанного в 1996 г. контракта на модернизацию 125 МиГ-21бис. Работы по остальным 123 истребителям будут вестись на индийских предприятиях «ХАЛ». Выполнение этой совместной программы даст возможность продлить срок их эксплуатации до 2015 г.

МиГ-29КВ настоящее время решается вопрос о модернизации парка истребителей МиГ-27М «Бахадур», произведенных по российской лицензии на предприятиях «ХАЛ». Свидетельством повышенного внимания руководства ВВС Индии к МиГ-27М стало то, что именно им было доверено право открыть программу демонстрационных полетов на «Аэро Индия-2001». РСК «МиГ» направила свои предложения о системе дозаправки в воздухе, баллистике и интеграции вооружения для модернизации МиГ-27. Ранее свои предложения представили ИАПО и израильские фирмы. Но РСК «МиГ», как разработчик и производитель МиГ-27, имеет наибольшие шансы стать партнером Индии по этой программе. Всего на предприятиях «ХАЛ» было выпущено 146 МиГ-27М «Бахадур», которые требуют модернизации. РСК «МиГ» также представила на авиасалоне программу модернизации состоящих на вооружении индийских ВВС истребителей МиГ-29 в МиГ-29СМТ с двигателями РД-33. Модернизированный МиГ-29СМТ обладает рядом принципиально новых возможностей, включая уничтожение как воздушных, так наземных и надводных целей высокоточными УР класса «воздух-поверхность». В настоящее время Индия имеет 70 МиГ-29, которые могут быть модернизированы. По критерию «стоимость-эффективность» программа модернизации МиГ-29 очень выгодна. По предварительным данным, стоимость модернизации одной машины составляет $3-4 млн. при цене нового самолета $25-30 млн. Кроме того, у России и Индии уже есть опыт сотрудничества по модернизации МиГ-21бис, который можно использовать и в программе по МиГ-29.

В ходе салона представители ряда отечественных предприятий высказывали озабоченность медленными темпами модернизации российской авиационной техники. Заместитель генерального директора по внешнеэкономическим связям УОМЗ Вениамин Элинсон, в частности, заявил, что Россия может быть вытеснена с мирового рынка модернизации вертолетов Ми-8/17 и Ми-24/35, если «Рособоронэкспорт» не предпримет энергичных усилий по продвижению систем, обеспечивающих возможность их круглосуточной работы. По его словам, авиасалон продемонстрировал огромный интерес многих стран к оснащению имеющихся у них Ми-17 и Ми-35 пилотажными и прицельными гиростабилизированными оптико-электронными системами (ГОЭС), обеспечивающими пилотирование и ведение огня неуправляемыми и управляемыми ракетами днем и ночью. В России подобные системы созданы и уже показали свою эффективность, однако на международных выставках, по непонятным причинам, до сих пор не демонстрировались.

В то же время Израиль, не имея права вносить изменения в конструкции российского производства, показал в Бангалоре вертолет Ми-17 в ночном варианте, что стало полной неожиданностью для России. По мнению В. Элинсона, если Россия на ближайших авиасалонах не представит ночные варианты Ми-17 и Ми-35, которые могут реально заинтересовать потенциальных зарубежных заказчиков, то потеряет рынок модернизации, оцениваемый в 3000 машин. Только индийский рынок, за который теперь придется бороться с Израилем, насчитывает 500 вертолетов. По мнению российских военных экспертов, компания «Рособоронэкспорт» не уделяет должного внимания вопросам модернизации ранее поставленной за рубеж вертолетной техники. Потери от этого лишь на индийском рынке могут составить в ближайшие несколько лет до $1,5 млрд.

С большой экспозицией на «Аэро Индия-2001» выступила Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». Ее генеральный директор Сергей Бодрунов объявил о создании в Индии сервисного технического центра, основной задачей которого станет обслуживание поставленной российской авиатехники, в том числе истребителей Су-30МКИ. Для индийских ВВС предприятия корпорации разрабатывают и поставляют радиолокационные прицельно-навигационные комплексы и различные бортовые системы. Сервисный центр будет представлять своеобразный консигнационный склад, занимающийся диспетчеризацией заказов на запчасти и заблаговременно поставляющий их по требованию заказчика. Его создание позволит поднять на качественно новый уровень послепродажное обслуживание поставленной техники и обеспечение ее запасными частями. Причем не только в Индии, но и других странах этого региона.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...