Сергей Сокут

Один из аспектов серьезного кризиса, в котором оказалась российская военная авиация в 90-х гг., связан с ошибками в концепции развития боевой авиатехники. Машины, составлявшие основу парка ВВС и армейской авиации, практически не совершенствовались с момента принятия на вооружение. Особенно ярко это проявляется на примере истребительной авиации. Промышленность настаивала на радикальных вариантах, требующих многолетнего ритмичного финансирования.

В 1997-1998 гг. Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) приняло решение профинансировать работы по приемлемому для ВВС России варианту модернизации. То, что именно иркутяне стали инициаторами новых подходов, вполне объяснимо: ИАПО — одно из самых мобильных и активных предприятий отечественной оборонки, за плечами которого — победы в конкурентной борьбе с «Миражами» на весьма непростом индийском рынке.

Су-30КНРезультаты работы проявились уже в 1999 г., когда ИАПО представило на авиасалоне «МАКС-99» истребитель Су-30 с бортовым номером 302. В 1999-2000 гг. машина прошла летные испытания, в том числе и на применение оружия, в ГЛИЦ ВВС. Было выполнено около 80 зачетных полетов, которые показали правильность концепции доработок и сопровождались, по свидетельству специалистов ВВС, небывало низким числом отказов аппаратуры. В 2000 г. машина получила имя — Су-30КН — и была с успехом показана на гидро-авиасалоне в Геленджике.

Идеология модернизации предложена руководством ВВС и предусматривает постепенное наращивание возможностей авиационных комплексов. С точки зрения технической, проект предусматривает не замену, а как бы надстройку системы управления вооружением. В состав бортового оборудования интегрируется многофункциональный вычислительный комплекс (МВК), который берет на себя выполнение новых функций.Среди них — интеграция информации от различные датчиков (бортовая РЛС, оптико-электронная прицельная станция, головки самонаведения ракет и бомб и т.п.), а также управление теми АСП, которые вводятся в арсенал самолета. В результате бортовой радиолокационный комплекс Н-001 получил способность функционировать в режиме картографирования и обнаруживать наземные (на дальности до 100 км) и надводные (до 300 км) радиолокационно-контрастные цели. В режиме синтезированной апертуры обеспечивается высокая разрешающая способность — 20 м.

Одним из важнейших новшеств стало комплексирование радиолокационной и спутниковой навигационной информации от систем ГЛОНАСС и НАВСТАР. Это позволило реализовать принципиально новые способы нанесения авиационных ударов. Еще больший вклад в повышение боевой эффективности авиационного комплекса вносит система АИСТ, которая позволяет в реальном масштабе времени обмениваться информацией между различными объектами как на земле, так и в воздухе. АИСТ способен транслировать любую — радиолокационную, телевизионную, тепловизионную — «картинку», а также передавать координаты обнаруженного объекта. Это позволяет реализовать ранее недоступные тактические приемы. Фактически с внедрением системы АИСТ российская боевая авиация получает на вооружение разведывательно-ударный комплекс, современный даже по западным меркам.

Представленный в Жуковском 6 марта 2001 г. Су-27УБМ — первый строевой самолет, модернизированный практически в полном соответствии с вариантом, опробованном на Су-30КН. Сама доработка заняла всего месяц. При этом на истребитель было установлено порядка 50 новых приборов и устройств. Аналогичные усовершенствования предстоит провести на машинах Су-27УБ, Су-27 и Су-30 из состава ВВС. Максимальный темп переоборудования может составить 70-100 самолетов в год. На первом этапе их арсенал будет дополнен ракетами Р-77 класса «воздух-воздух», а также широким спектром АСП класса «воздух-земля»: ракетами Х-31А, Х-31П, Х-29Т и корректируемыми авиабомбами КАБ-500 и КАБ-1500. В состав вооружения Су-30КН может входить и ракета Х-59М с телевизионно-командным наведением.

Осенью 2001 г. начнутся испытания в рамках второго этапа модернизации, который предусматривает коренное обновление информационно-управляющего поля (по три индикатора размером 6х8 дюймов по два — 5х5 дюймов в каждой кабине). Еще более радикальным новшеством станет замена антенны РЛС Н-001 на ФАР, разработанную в НИИ приборостроения. В результате машина приобретет принципиально новые возможности по обнаружению целей и ведению боя и по своей эффективности превзойдет F-15E, «Рафаль» и «Тайфун». Предстоит и третий этап модернизации, в рамках которого машины семейства «Су-27» получат «длинную руку» — противокорабельную ракету «Яхонт» НПО Машиностроения с дальностью пуска до 300 км. По своей эффективности в борьбе с надводными целями такой комплекс не будет иметь равных в мире.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...