Анатолий Карпов,
президент аэрокосмической корпорации «Воздушный старт», генеральный директор авиакомпании «Полет»

Воздушный стартАвиационно-ракетный комплекс космического назначения (АРК КН) легкого класса «Воздушный старт» предназначен для выведения в космос легких космических аппаратов (КА) массой до 3-4 т на круговые орбиты в широком диапазоне высот (от 200 до 10000 км) и наклонений (от экваториальных орбит до 115°, включая полярные и синхронно-солнечные), выведения на высокоэллиптические орбиты, включая геопереходную и отлетные траектории к Луне и планетам.

Разработка проекта «Воздушный старт» проводится ведущими российскими предприятиями авиационно-космической отрасли при участии украинского Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. O.K. Антонова и базируется на созданных высокосовершенных технологиях:

  • тяжелом самолете Ан-124-100 «Руслан», используемом в качестве воздушной стартовой платформы;
  • кислородно-керосиновых ЖРД НК-43, а также 11Д58М, разгонном блоке (РБ) «ДМ», эксплуатируемом на РН «Протон» и РН «Зенит-3» в проекте «Морской старт»;
  • высокоточных системах управления на базе созданных и эксплуатируемых в составе блоков «ДМ» и «ДМ-SL» (РН «Зенит-SL»);
  • достижениях российской науки и промышленности в области криогеники, управления подготовкой к пуску и полетам, современных конструкционных и теплозащитных материалов.

В состав комплекса «Воздушный старт» входят:

  • самолет-носитель (СН) Ан-124ВС «Руслан», являющийся воздушной стартовой платформой;
  • двухступенчатая РН «Полет» с модифицированными кислородно-керосиновыми двигателями НК-43М на первой ступени и 11Д58МФД на второй;
  • наземный комплекс подготовки пуска на базовом и промежуточных аэродромах;
  • комплекс автоматизированных систем управления подготовкой, пуском и полетом. Для управления и передачи телеметрических измерений потребителям предусматривается арендовать каналы спутниковой связи (TDRSS, Инмарсат).

Самолет-носитель Ан-124ВС «Руслан» на базе тяжелого самолета Ан-124-100, эксплуатируемого с 1982 г., может стартовать практически из любой точки земного шара, где есть ВПП длиной не менее 3 км.

СН оснащается бортовыми стартовыми системами, обеспечивающими:

  • загрузку РН с полезным грузом (ПГ) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) в грузовую кабину;
  • заправку ракеты компонентами топлива и газами;
  • десантирование РН в районе запуска;
  • управление и контроль состояния РН и ПГ в полете;
  • передачу необходимой информации в Центр управления полетами (ЦУП) и другим потребителям.

Двухступенчатая РН «Полет» размещается в ТПК внутри СН, транспортируется на специальных опорах (обтюраторах) в грузовой кабине самолета на всех этапах ее эксплуатации. При достижении зоны запуска в заданный момент десантируется из СН за счет пневматической системы выталкивания, размещаемой на ТПК и обеспечивающей выход из самолета со скоростью 20 м/с (относительно СН) и отставание РН на безопасное расстояние от него при запуске двигателя первой ступени. Минимальное время расхождения РН и СН составляет 7-10 с до запуска маршевых двигателей. Этим исключается возможность повреждения самолета в случае их взрыва. Безопасность комплекса в целом обеспечивается высокой надежностью всех его элементов, в особенности маршевых двигателей РН «Полет».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...