Владимир Карнозов

Парижский аэрокосмический салон нередко приносил неприятности советским, а затем и российским участникам. Достаточно вспомнить, что во время демонстрационных полетов разбились лучшие отечественные ЛА своего времени — сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144 в 1972 г. и многоцелевой истребитель Су-30МКИ в 1999 г. Не обошлось без сюрпризов и на 44-м салоне, проходившем с 17 по 24 июня 2001 г. В пятницу 22 июня, когда большинство деловых посетителей салона уже покинули пределы гостеприимной Франции, была предпринята попытка ареста представленных на выставке самолетов Су-30МКК и МиГ-АТ, стоимостью $35 и $12 млн соответственно, за «долги» российского государства швейцарской фирме «Нога».
К счастью, опережающие действия Посольства РФ во Франции и «военные хитрости» устроителей салона и сотрудников РСК «МиГ» и АВПК «Сухой» позволили, несмотря на оказываемое противодействие, вовремя отбуксировать обе машины на удаленную стоянку для военной техники, куда судебные приставы не имели допуска. В короткое время удалось получить разрешение на вылет в Россию, поднять самолеты в воздух и, в буквальном смысле, «вырваться из лап тюремщиков» на свободу. В результате программа летного показа двух новейших и наиболее перспективных в экспортном отношении ЛА российского производства была выполнена не полностью. Больше всего от «бегства» главных экспонатов выставки пострадали посетители салона — парижская публика. А россиянам на сей раз удалось отделаться «легким испугом».

Су-30МКК борт 502Несмотря на этот инцидент, который через призму времени выглядит трагикомично, салон 2001 г. стал в целом позитивным для авиакосмической отрасли России. Наша экспозиция привлекла пристальное внимание посетителей салона, в том числе президента Франции Жака Ширака. Он встретился с вице-премьером Ильей Клебановым, посетившим Францию с целью проведения переговоров и согласования позиций сторон перед визитом Ширака в Россию в начале июля. Так, удалось уточнить некоторые моменты в соглашении о стратегическом партнерстве между европейским концерном ЕАDS и Росавиакосмосом, подписанном 2 июля в Москве в присутствии президентов Путина и Ширака. Соглашение открывает «окно в Европу» для российской промышленности, которая приглашена принять участие в новых программах ЕАDS, в том числе по сверхбольшому самолету А380. В ближайшие 10 лет общий оборот отечественных предприятий в рамках работ по совместным программам с ЕАDS оценивается в 2.1 млрд евро.

В Париже Клебанов встречался с министрами правительства Франции, чтобы обсудить широкий круг вопросов по расширению сотрудничества в авиакосмической области между нашими странами. В ходе переговоров Клебанову удалось заручиться поддержкой правительства Франции и концерна ЕА05 по плану запусков российской РН «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Франция обещала поспособствовать принятию позитивного решения по данному вопросу на сессии Европейского космического агентства (ЕSА) в ноябре с.г. Если ЕSА даст «добро» и выделит необходимые $250 млн, то первый запуск может произойти уже в 2005 г. «Инвестиции в проект окупятся очень быстро», — заявил Клебанов на пресс-конференции 19 июня в Париже, — «так как Куру имеет значительно более выгодное географическое положение, чем Байконур, что позволит лучше использовать технические возможности ракеты. «Услуги по выводу на орбиту коммерческих спутников с помощью РН «Союз» предлагаются российско-французским СП «Стареем», которое вошло в концерн ЕАDS. «Стареем» уже выполнил 10 заказов на использование российской ракеты.

В числе удачных примеров российско-французского сотрудничества Клебанов назвал проект УТС МиГ-АТ. От России в нем участвует РСК «МиГ», от Франции — Turbomecca и Thales Avionics. Французы поставляют двигатели Larzac и комплекс авионики TopFlight, а также, совместно с российским разработчиком и производителем самолета, проводят маркетинг МиГ-АТ. Участники проекта договорились о распределении доходов от продаж самолета третьим странам. В числе его потенциальных покупателей числятся Индия, Греция и государства Ближнего Востока. Два летных экземпляра МиГ АТ уже выполнили более 600 полетов. В сентябре начнутся сертификационные испытания самолета, в которых примут участие специалисты Минобороны РФ. В случае их успешного завершения МиГ-АТ будет «принят на довольствие» российских ВВС. Столь необычная формулировка принята из-за недостатка средств в казне, что не позволяет российским военным всерьез рассматривать вопрос о приобретении новых УТС в обозримом будущем. В Ле Бурже демонстрировался доработанный второй прототип МиГ-АТ с усовершенствованной системой электродистанционного управления разработки МНПК «Авионика». Его пилотировали летчики-испытатели Павел Власов и Марат Алыков.

В летной программе также участвовал многоцелевой истребитель Су-30МКК, серийное производство которого ведется Комсомольским-на-• Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО) в рамках долгосрочных контрактов по линии ВТС между Россией и Китаем. Двухместный Су-30МКК представляет собой модернизированный вариант базового Су-30, оснащен улучшенной РЛС Н-001 и комплексом управляемого оружия класса «воздух-поверхность», в который входят ракеты X-29Т и Х-59Е. В кабине летчиков установлены отечественные индикаторы с импортными жидкокристаллическими матрицами.

В воздух поднимались штурмовик Су-25, модернизированный израильскими специалистами и переименованный в «Скорпион», и Су-31 с российской регистрацией, но принадлежащий английской фирме — дилеру спортивных самолетов разработки «ОКБ Сухого». На статической стоянке демонстрировались оснащенный аппаратурой ночного видения вертолет огневой поддержки Ми-35М, первый серийный авиалайнер Ту-214, недавно переданный на эксплуатацию в авиакомпанию «Дальавиа», и спортивный Як-52. А различные иностранные участники выставили модернизированный боевой вертолет Ми-24 (ВВС Узбекистана) с французским прицельно-навигационным комплексом, улучшенный вариант транспортно-десантного вертолета Ми-8 с израильской авио-никой и ставший итальянским АеroМассhi М-346 «бывший наш» первый летный прототип УТС Як-130Д.

На отдельной площадке между выставочными павильонами ГКНПЦ им. М.В.Хруничева установил полномасштабный макет «Байкала» — альтернативного многоразового варианта первой ступени РН «Ангара». «Байкал» стоял на том месте, где на предыдущем салоне находился полноразмерный макет ракеты «Ангара 1.1».

В ходе выставки был подписан ряд важных документов, закрепляющих достигнутый уровень кооперации между авиационно-космическими предприятиями России и их зарубежными партнерами. АВПК «Сухой» и АК «Ильюшин» заключили соглашение с американской фирмой Boeing по изучению возможности проведения совместных работ по новому семейству региональных самолетов на 50-90 мест. Сама возможность этого обсуждалась во время визита главы фирмы Воeing Филиппа Кондита в Москву в апреле с.г., а в Ле Бурже определились основные фирмы-участники проекта с российской стороны.

Впервые за свою историю выставка в Ле Бурже была использована в качестве места для анонсирования новых проектов российских и украинских фирм. В дни салона четыре компании — Иркутское АПО, ТАНТК им. Г.М.Бериева, ГУП «Завод им. В.Я.Климова» и «Мотор Сич» подписали протокол о намерениях совместной разработки и производства регионального самолета Бе-132МК. Новая машина создается на базе Бе-32К. Она будет иметь удлиненный фюзеляж с герметичной кабиной на 26 пассажиров идва двигателя ВК-1500П (новая модификация хорошо зарекомендовавших себя вертолетных моторов семейства «ТВЗ»). Объем потребного финансирования НИОКР по Бе-132МК оценивается в $60-70 млн. ИАПО также участвует, вместе с АК «Ильюшин» и индийской фирмой НАL, в создании другого регионального самолета — Ил-214 — с объемом НИОКР $250-300 млн. Сначала в воздух поднимется военно-транспортный вариант, предназначенный для замены стареющего парка транспортных самолетов Ан-12, Ан-26 и Ан-32, а затем пассажирский на 100-120 мест.
В ходе выставки представители трех крупных отечественных двигателестроительных фирм (УМПО, «А. Люлька-Сатурн» и «Рыбинские моторы») давали комментарии о своем слиянии в единую структуру — НПО «Сатурн». Генеральный директор УМПО Валерий Лесунов сказал, что разработка двигателя пятого поколения и выполнение больших экспортных заказов на двигатели четвертого поколения семейства «АЛ-31» требуют объединения интеллектуальных, технологических и производственных ресурсов их производителей и разработчиков. Объединение необходимо еще и потому, что в начале 90-х годов российские двигателестроители пережили значительный спад производства, который привел к существенному уменьшению производственного потенциала.
Создание НПО «Сатурн» также необходимо из маркетинговых соображений, чтобы убедить заказчиков, особенно иностранных, в том, что в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке Россия сможет не только разработать авиадвигатели нового поколения и наладить их производство, но еще и обеспечить эффективную послепродажную поддержку в перспективе на 30-40 лет, в течение которых эти изделия будут находиться в эксплуатации. Необходимость наращивания усилий в этом направлении диктуется еще и тем обстоятельством, что в США уже создан истребитель пятого поколения Р-22А КарЮг и начаты ЛКИ прототипов легкого ударного истребителя JSF, один из которых — Х-35 фирмы Lockheed-Магtin — демонстрировался в Ле Бурже.

Хотя вопрос о создании конкурентоспособного двигателя следующего поколения и является критическим для судеб отечественного самолето- и двигателестроения, потенциал существующих моделей (особенно АЛ-31), установленных на пользующихся большим спросом на мировом рынке истребителях семейства Су-27, еще далеко не исчерпан. Громадную работу по совершенствованию технологий производства АЛ-31 и поддержанию работоспособности двигателей в эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла ведет ФНПЦ ММПП «Салют». На стенде «Салюта» были представлены новое оборудование и технологии, разработанные специалистами предприятия, в том числе современные средства диагностики и неразрушающего контроля за состоянием двигателей и их элементов.

Подводя итоги российского участия на салоне «Ле Бурже -2001», можно сказать, что оно проходило под знаком углубления интеграции между отечественными предприятиями и расширения их участия в международных программах. Эти процессы идут непросто и не столь быстро, как хотелось бы, но, как говорится, «прогресс уже налицо».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...