Владимир Карнозов

С-37 Беркут в сопровождении Су-35УБ и Су-30МККПо традиции салон открыл Президент России. Владимир Путин прибыл на выставку на вертолете Ми-8. Во время салона стало известно, что МВЗ им. М.Л. Миля и Казанский вертолетный завод получили заказ на два новых Ми-8, предназначенных для обслуживания высшего должностного лица страны. А неделей ранее пришло подтверждение заказа правительственной авиакомпании ГТК «Россия» на два авиалайнера Ту-214. Это — знаковые события в жизни отечественной авиационной промышленности: новая кремлевская администрация демонстрирует поддержку российской авиации не только на словах, но и конкретными, пусть и небольшими, заказами.
Следуя хорошему примеру, «естественный монополист» РАО «Газпром» и фирма «Камов» подписали на «МАКС» опционное соглашение на 50 вертолетов Ка-226А, которое предполагает инвестиции в проект на этапе постановки производства на заводах в Оренбурге и Кумертау в обмен на сниженную цену серийной машины. Если к опционному соглашению присоединятся МЧС и Правительство Москвы, то общий заказ на Ка-226 возрастет до 100 машин.

МиГ-29КСреди важнейших событий салона — вручение сертификата типа по АП-25 на амфибийный самолет Бе-200 разработки ТАНТК им. Г.М. Бериева. Торжественная церемония состоялась 16 августа. На то время опытная машина налетала 380 ч в 455 полетах, в том числе 100 с поверхности воды. В Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) завершается строительство второго летного экземпляра в варианте Бе-200ЧС. А на очереди еще одна перспективная машина ТАНТК — шестиместный многоцелевой Бе-103 с американскими двигателями Теledyne Continental IO-360ЕS4 и авионикой Веndix/King. Налет на опытных машинах уже превысил 400 ч. Сертификат по нормам АП-23 планируется получить до конца этого года. Завод в Комсомольске-на-Амуре уже построил пять Бе-103. ТАНТК и КнААПО изучают возможность организации второй линии сборки самолета в свободной экономической зоне в Юго-Восточной Азии.

МиГ-АТ на МАКС 2001Стало хорошей традицией отмечать на «МАКС» дни рождения. В этом году исполнилось 25 лет с момента создания в Ульяновске крупнейшего в Европе авиазавода «Авиастар». Вместе с мероприятиями по этому поводу ульяновцы провели переговоры с заинтересованными сторонами по продаже выставленного на салоне Ту-204 с серийным номером 20.

На салоне в Жуковском получал поздравления с 50-летним юбилеем генеральный директор ФНПЦ ММПП «Салют» Юрий Елисеев. Руководимое им предприятие представляло на выставке новый вариант двигателя АЛ-31Ф с всеракурсным соплом «КЛИВТ» разработки санкт-петербургского «Завода им. В.Я. Климова». Стенд «Салюта» — один из лучших по дизайну на «МАКС-2001» — посетили Президент России Владимир Путин и главком ВВС Анатолий Корнуков.

Сопла, выполненные по технологии «КЛИВТ», установлены на двигатели РД-33 опытного самолета МиГ-29ОВТ. Машина была представлена на статической стоянке РСК «МиГ». Ее испытания начнутся в этом году. В статике демонстрировались и другие новинки РСК «МиГ» — новый многоцелевой МиГ-29М2/МКСА и модернизированный МиГ-29СМТ2. А в небе демонстрировался индийский вариант корабельного истребителя МиГ-29К.

О желании участвовать в индийском тендере на учебно-боевой самолет заявили РСК «МиГ» и ОКБ им. А.С.Яковлева. Российские МиГ-АТ и Як-130 конкурируют между собой, чешским L-59 и итальянским М346. По сообщениям СМИ, накануне «МАКС-2001» Индия проинформировала фирму ВАе Systems о расторжении ранее заключенного контракта на поставку УТС Нawk. Хорошо информированная английская пресса назвала «практически решенным» вопрос о закупке Индией 60 УТС МиГ-АТ с комплексом авионики ТорFlight и двигателями Larzac французских фирм Thales Avionique. Второй прототип самолета с доработанной электродистанционной системой управления полетом, который в небе Жуковского пилотировал Марат Алыков, поступит на государственные испытания в ВВС России осенью этого года.
Впервые на «МАКС» выступили с совместной экспозицией предприятия «суховской кооперации». Выполненная по единому дизайну, она целиком заняла павильон площадью 2400 м2. Причем многие фирмы, разместившие свои экспонаты вместе с ОКБ, имели отдельные собственные стенды в других павильонах.Среди них — Корпорация «Фазотрон-НИИР», представившая ряд унифицированных радаров («Жук», «Копье», «Фараон», «Арбалет» и «Гликоль»). Впервые демонстрировалась активная антенная решетка для радара нового поколения, разработка которого ведется в рамках создания истребителя пятого поколения. Средства на НИОКР по перспективным проектам корпорация зарабатывает поставкой БРЛС «Копье» и «Жук» на модернизированные истребители МиГ-21бис UPG, Су-30МК и J-8. На «МАКС» генеральный директор — генеральный конструктор «Фазотрона» Анатолий Канащенков заявил о достигнутой договоренности по установке многорежимной БРЛС «Жук-М-С» на доработанный вариант Су-30МКК.
Радары «Фазотрона» установлены и на опытные машины «ОКБ Сухого», которые принимали участие в программе летного показа вместе с впервые участвующими в выставках сельскохозяйственным Су-38Л (самолет совершил первый 27 июля), палубным Су-27КУБ и многоцелевым Су-35УБ («борт 801»). Особое место в программе полетов занимал доработанный «борт 711», который под обозначением Су-37 выставлялся на Farnborough’96 как первый в мире сверхзвуковой истребитель с УВТ. В новом варианте на нем отсутствуют поворотные сопла и установлена обновленная система управления, позволяющая реализовывать режимы «суперманевренности» без использования УВТ. По всей видимости, на его доработку «суховцев» вдохновили полеты на Le Bourget’2001 американского F-18E/F Super Horner: с улучшенной системой дистанционного управления, использующей весь диапазон углов отклонения рулевых поверхностей.

Впервые демонстрировался турбовинтовой самолет для региональных линий С-80, подготовка к серийному производству которого ведется в КнААПО. Летные испытания машины начнутся в этом году. С-80 — первый проект ОКБ «Сухого», рассчитанный на использование американских двигателей (GE СТ-7-9В) и авионики. Сейчас ОКБ работает совместно с «Боингом» над проектом реактивного регионального самолета Russian Regional Jet (RRJ) в соответствии с соглашениями, подписанными на Le Bourget’2001 и накануне «МАКС-2001» между «ОКБ Сухого», «АК Ильюшин» и «Боингом» при поддержке «Росавиакосмоса». Первый полет ККЗ планируется в 2004 г., а поступление в эксплуатацию — в 2006-2007 гг. «Аэрофлот» уже выразил желание приобрести «по крайней мере 30 самолетов».
ПО «Сатурн» предлагает установить на RRJ двигатели SМ146, которые разрабатываются совместно с французской фирмой Snecma, о чем моторостроители подписали соглашение на «МАКС-2001». Для «Сатурна» прошедшая выставка была первой в его истории. С личного разрешения Президента Путина фирма выставила на всеобщее обозрение двигатель пятого поколения АЛ-41Ф1. Он выполнен в размерности АЛ-31Ф, установленного на истребителях семейства «Су-27», но «выдает» 11-12 кг тяги с кг веса вместо прежних 8,3. Замена двигателей на Су-27 позволит «вдохнуть» в самолет «новую жизнь» и вместе с модернизацией бортового комплекса повысить его конкурентоспособность на мировых рынках. Имеются варианты АЛ-41, выполненные в большей размерности с расчетом на использование в газоперекачивающих установках и самолетах типа МФИ. В настоящее время опытные двигатели самолета-демонстратора 1.44 проходят модернизацию с заменой системы управления на новую, использующую современную элементную базу. НИОКР по программе АЛ-41 выполнен на 30-36%. На завершение работ требуется еще $600-700 тыс.
Создание перспективных боевых авиационных комплексов немыслимо без разработки авионики пятого и шестого поколений. «МАКС-2001» показал, что в России есть структуры, которым по плечу эта задача. Среди них — Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», объединившая такие известные фирмы как НИИП им. В.В. Тихомирова, Государственный Рязанский приборный завод ОКБ «Электроавтоматика» и др. Предприятиями корпорации уже освоено серийное производство радаров с фазированными антенными решетками для многофункциональных истребителей Су-30МКИ и Су-30КН. Новые технические решения в области авионики демонстрировались и на стендах НПЦ «Технокомплекс», «Русской авионики», «Транзаса» и «Кронштадта». Эти фирмы представили действующие тренажеры кабин Су-30МКК, Су-30КН 2-го этапа модернизации, перспективного самолета «ОКБ Сухого», вертолетов «Ми» и «Ка». На «МАКС» фирмы «Камов» и «Р.Е.Т. Кронштадт» подписали соглашение о разработке кабины вертолета Ка-52.

Хорошими новостями порадовал Московский вертолетный завод, долгое время находившийся в тяжелом финансовом положении. Новому руководству МВЗ удалось найти взаимопонимание с серийными заводами в Ростове, Казани и Улан-Уде. На «МАКС» руководители МВЗ и «Рособоронэкспорта» Юрий Андрианов и Андрей Бельянинов подписали «генеральное соглашение о сотрудничестве при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения». Считается, что до 2010 Россия сможет реализовать на мировом рынке 400-500 боевых вертолетов стоимостью $3 млрд. Пакет уже размещенных заказов на Ми-8/Ми-17 превышает $300 млн. Это вселяет надежду, что российское вертолетостроение сохранит за собой лидирующие позиции на мировом рынке и заработает достаточные средства на разработку и организацию серийного производства новых машин.
Заключительный день салона 19 августа совпал с праздником – Днем Воздушного Флота. Исключительно насыщенный воскресный показ авиатехники (всего на салоне было представлено более 150 ЛА) открыл легендарный перехватчик МиГ-25 под управлением командира отряда летчиков-испытателей ЛИИ, Героя России Александра Гарнаева. Прекрасную слетанность в группе и индивидуальное мастерство показали летчики пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи» и «Русь» на самолетах Су-27, МиГ-29 и L-39.
Более часа длилась летная программа «ОКБ Сухого», в которой участвовали опытный боевой самолет пятого поколения С-37 «Беркут» (вместе с Су-35УБ и Су-30МКК), новейший фронтовой бомбардировщик Су-32 (вместе с Су-24М и Су-25УБ), двухместный корабельный истребитель Су-27КУБ (вместе с Су-33 и Су-25УТГ) и только что поступивший на испытания сельскохозяйственный самолет Су-38Л (вместе со спортивными Су-29 и Су-31). Зрителям особенно запомнился индивидуальный пилотаж летчиков-испытателей Вячеслава Аверьянова на многоцелевом истребителе Су-30МКИ с УВТ, Игоря Вотинцева на «Беркуте» и Светланы Капаниной на Су-31.
Воскресный показ авиатехники на «МАКС-2001» стал прекрасным подарком для летчиков, техников, конструкторов и миллионов людей других специальностей, отмечавших свой профессиональный праздник.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...