Александр Яворский Торговля оружием всегда была прибыльным делом и для фирм-производителей, и для государства при условии, что существует общее понимание — что и как нужно делать. Ушло то время, когда наша страна раздавала бесплатно оружие дружественным (а зачастую и недостаточно дружественным) странам. Теперь мы столкнулись с мировой конкуренцией, где качество товара не зависит от названия страны-производителя. Любые завоеванные позиции на рынке оружия даются нелегко, также нелегко их удерживать, но как просто их потерять…

ВВС ТайваняАзиатско-тихоокеанскии регион (АТР) является одним из наиболее сложных и опасных с точки зрения прогнозируемого военно-политического положения. Совсем недавно на долю стран АТР приходилось более 35% стоимости импортируемого оружия, однако по темпам роста военных арсеналов они превосходят другие государства. Начавшаяся в АТР гонка вооружений является серьезным дестабилизирующим фактором в регионе. Согласно исследованию, осуществленному канадским специалистом Маклом Уоллесом, в 80% случаев гонка вооружений, связанная с международными спорами, приводит к войне. Государства АТР крайне нуждаются в самоутверждении на международной арене, которое происходит в том числе и за счет роста военных возможностей. Регион изобилует трудноразрешимыми конфликтами. Практически все острова, проливы и архипелаги являются предметом разногласий. Все это создает объективную базу для роста рынка в этом обширном регионе.
На повышение емкости азиатско-тихоокеанского сегмента рынка военной техники (в том числе и авиационной) влияют следующие основные факторы:

  • сокращение присутствия США в регионе (после вывода американских войск с военных баз на Филиппинах) и значительное ослабление военно-политического влияния России;
  • отсутствие в регионе какой-либо многосторонней системы безопасности (типа «совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе»), позволяющей эффективно решать возникающие проблемы путем мирных переговоров;
  • наличие между рядом стран достаточно острых противоречий и территориальных притязаний;
  • назревшие потребности в замене 40-60% (и более) устаревшей военной техники, находящейся на вооружении национальных армий;
  • быстрый экономический рост ряда стран АТР и значительное увеличение расходов на обеспечение национальной безопасности (Япония, Китай, Южная Корея, Малайзия, Тайвань).

В большинстве государств АТР разработаны долгосрочные программы модернизации вооруженных сил, ориентированные на организацию эффективной защиты своих рубежей. Реализации этих программ способствует набирающий силу экономический бум и осознание того, что в регионе формируется новый баланс сил, в котором, возможно, США уже не будет принадлежать решающая роль. Высокие темпы развития стран АТР лишь на некоторое время замедлились из-за азиатского финансово-экономического кризиса 1997 г. В настоящее время многие государства этого региона практически уже восстановили свою экономику до прежнего уровня.

Су-27 ВВС КитаяПо мнению Жан-Поля Эбера, общий рынок вооружений вступил в фазу циклического подъема, но на этот раз наиболее острая конкуренция сложилась между США и Европой, причем нынешняя гонка вооружений представляет собой соревнование уже не в количественной области. «Идет борьба за качество ВВТ, научно-техническая и технологическая конкуренция, целью которой является контроль рынка…» К тому же мировая экономика находится в фазе высоких цен на нефть, чему, как правило, соответствует подъем в приобретении вооружений. Все это имеет непосредственное отношение и к странам АТР. Идет явное насыщение рынка современными вооружениями и военной техникой — танками, системами ПВО, самолетами, подводными лодками и кораблями.

Крупные программы модернизации своих вооруженных сил, которые предпринимают давние военно-политические противники — Индия и Китай, связаны прежде всего со стремлением Китая к гегемонии в АТР и к выходу в Индийский океан. Однако Индия сама стремится стать господствующей державой в бассейне Индийского океана — от Красного моря на западе до Малаккского пролива на востоке. В АТР практически нет конфликтных ситуаций, в которых прямо или косвенно не участвовал бы Китай, будь то прокоммунистический мятеж в Индонезии в 1965 г., инспирированный КНР, или территориальные споры, непременным участником которых он также является.

Основные причины возникновения потенциальных международных конфликтов в регионе приведены в таблице.

Предмет разногласий Участвующие страны Потенциальные дополнительные участники
Право собственности на о-ва архипелага Спратли, Южно-Китайское море (нефть, газ, фосфор, рыбная ловля) Китай, Тайвань, Вьетнам, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины Индия. США,* Австралия
Борьба за воссоединение «двух Китаев» и реализация права собственности Китая на о. Тайвань (о. Формоза) Китай, Тайвань США, Япония, Россия,* Вьетнам
Право собственности на о-ва Парасельского архипелага (нефть, газ) Китай, Вьетнам
Морская граница в Тонкинском заливе (рыбная ловля) Китай, Вьетнам
Ослабление социально-экономических и военно-политических разногласий для возможного объединения «двух Корей» КНДР, Южная Корея Китай, США, Россия, Вьетнам,* Япония*
Контроль над стратегически важными чорскими путями (Южно-Китайское море, Индонезийский архипелаг, Малаккский пролив) Китай, Япония, Индия, Малайзия, Австралия США, Великобритания, Индонезия
Сухопутная граница Китая с Вьетнамом Китай, Вьетнам
Право собственности на о-ва Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море (рыбная ловля) Китай, Япония
Сухопутная граница Китая с Индией Китай, Индия
Территориальные споры между Индией и Пакистаном по штатам Джамму и Кашмир Индия, Пакистан Китай
Право собственности на малайзийскую провинцию Сабах и соответствующую экономическую зону Филиппины, Малайзия

* Участие страны возможно в косвенном виде.

Су-30МККВ АТР сохраняется и даже повышается конфликтный потенциал международных отношений.
На состояние военной напряженности активно влияет противостояние Китая и Тайваня, в отношении последнего министр иностранных дел КНР Цянь Ци-чень однажды заявил, что его страна «никогда не обещала отказаться от применения военной силы для воссоединения острова с материком». Состояние напряженности постоянно присутствует в этом районе и сопровождается усилением военной мощи Китая в провинции Фуцзянь (напротив Тайваня) за счет авиации, военно-морских сил и позиций ракет «поверхность-поверхность». Здесь же проводятся демонстративные военные маневры с привлечением всех родов войск, учебные пуски баллистических ракет М-9 по целям, расположенным вблизи острова.

Участие США в разведывательных операциях против Китая в этом районе привело к прямому конфликту, в ходе которого американский разведывательный самолет ЕР-3 из состава эскадрильи электронной разведки УО-1, базирующейся на о.Окинава, 2 апреля 2001 г. был перехвачен парой китайских истребителей. После столкновения с одним из истребителей ЕР-3 получил повреждения, а китайский истребитель был потерян. Другой истребитель угрозой открытия огня на поражение вынудил американский самолет к посадке на о.Хайнань. Разведывательный самолет совершал полет в 140 км от о.Хайнань в спорной зоне Южно-Китайского моря, на которую претендуют КНР, Вьетнам и Филиппины. Китай считает, что самолет совершал полет над «принадлежащей Китаю акваторией и собирал для ВВС Китая информацию о ракетных базах в провинции Фуцзянь, а также о новейшем китайском эсминце класса «Современный» российского производства». Как видно из таблицы, основные разногласия в АТР связаны с морскими акваториями. Поэтому становится ясным стремление стран региона (особенно государств с береговой линией большой протяженности) к укреплению морской составляющей своих вооруженных сил. Среди этих стран и находятся участники потенциальных конфликтов — Китай (14500 км), Вьетнам (3444 км), Индия (7516 км). Южная Корея (2413 км, вместе с КНДР — 4908 км), Индонезия (54716 км), Малайзия (4675 км), Филиппины (36289 км).

(Продолжение следует)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...