Николай Новичков

Су-30МКИ6-я Международная выставка авиационной и военно-морской техники «ЛИМА-2001» прошла с 9 по 14 октября на малайзийском острове Лангкави. В ее работе приняли участие около 400 фирм из 26 стран. Российский ВПК представляли 40 ведущих предприятий, которые продемонстрировали около 300 образцов своей высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения, включая натурные экспонаты.

Как отметил на официальной церемонии открытия выставки премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохамад, «выставка «ЛИМА» стала сегодня тем местом для демонстрации научно-технических достижений, где малайзийские и международные компании могут найти партнеров для стратегического сотрудничества в продвижении своих технологий на мировой рынок».

«Задача укрепления сотрудничества с Малайзией весьма актуальна для России. В последнее 10-летие Малайзия стала одним из ведущих партнеров нашей страны в области ВТС в Юго-Восточной Азии. Именно в данном регионе находится наибольшее число реальных покупателей и потенциальных заказчиков российской военной техники и вооружений. Этим и объясняется столь широкое представительство России на нынешней выставке», — заявил глава российской делегации первый заместитель председателя Комитета по ВТС с иностранными государствами Михаил Новиков. По его словам, «ЛИМА-2001» стала шагом вперед по сравнению с предыдущей выставкой. Состоялись предметные переговоры с высшим политическим и военным руководством Малайзии относительно двусторонних проектов по ВТС, а также с командованием ВВС и ВМС Сингапура, Филиппин, Индонезии, Таиланда и Брунея.

Российская экспозиция была сформирована с учетом запросов рынка вооружений стран Юго-Восточной Азии и АСЕАН. Она соответствовала их реальным возможностям по закупке военной техники, исходя из принятых национальных программ по вооружению. Рынок ЮВА представляет большой интерес для России. В 2000 г. в странах этого региона на финансирование ВС было выделено около $200 млрд, что составило почти четверть общемировых военных расходов. Однако по объемам продаж вооружений в ЮВА Россия занимает лишь третью позицию (10%) после США (36%) и Великобритании (17%). Как отметил Михаил Новиков, в ходе выставки было сделано максимум возможного, чтобы в перспективе изменить эту ситуацию.

Российскую экспозицию отличало большое разнообразие видов вооружений, представлявших авиационную и военно-морскую технику, а также средства ПВО. В ходе салона выполняли показательные полеты истребители Су-30МКМ, Су-27СК и МиГ-29М2 (МиГ-29МРСА), самолет-амфибия Бе-200 и легкий 4-местный самолет Ил-103. Масштабное представительство российских авиапромышленных фирм объясняется тем, что Малайзия проводит тендер на покупку 15 многофункциональных истребителей. Основные претенденты на победу — МиГ-29М2 (РСК «МиГ»), иркутский Су-30МКМ и американский F/A-18E/F «Супер Хорнет» компании «Боинг».

Фаворитом среди российских самолетов считается иркутская машина.

Во-первых, Су-30МКМ планируется создать на базе Су-30МКИ, который уже летает и в конце года начнет поставляться в Индию. Более того, в Индии будет развернуто его лицензионное производство и организован сервисный центр. Это упростит поставку запчастей в Малайзию. Однако на вооружении малайзийских ВВС состоят 17 МиГ-29, поставленных в 1995 г., и микояновцы не теряют надежды выиграть и новый тендер. «Рособоронэкспорт» официально свою позицию в поддержку той или иной машины еще не высказал. Поэтому российские производители продолжают конкурировать.

Премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохамад посетил авиационный раздел российской экспозиции, где наибольшее внимание уделил экспонатам «ОКБ Сухого», ИАПО, концерна «Антей» и корпорации «Аэрокосмическое оборудование». Руководство «ОКБ Сухого» и ИАПО представило ему новейший истребитель Су-30МКМ, участвующий в малайзийском тендере. Специально для этого ИАПО разработало новую кабину, максимально адаптированную под требования ВВС Малайзии.

Огромный интерес у Мохамада вызвал созданный ТАНТК им. Г.М. Бериева и ИАПО новый самолет-амфибия Бе-200, совершивший беспрецедентный перелет по странам Юго-Восточной Азии. Малайзия стала первой, где именно премьер-министру были практически продемонстрированы уникальные возможности этой машины в противопожарном и поисково-спасательном вариантах.

В настоящее время в Малайзии также проводится тендер на выбор систем ПВО страны и ближнего прикрытия, в котором от России участвует концерн «Антей» с комплексами «Антей-2500» и «Top-M1». Последние стрельбы этих систем на полигоне Капустин Яр, проведенные для инозаказчиков с Ближнего и Среднего Востока, в очередной раз подтвердили их высокие характеристики. Все воздушные мишени были сбиты с первого выстрела. Как сообщил глава делегации «Антея» Михаил Воробьев, агрессивная маркетинговая политика концерна позволила на ближайшие 3 года сформировать портфель заказов на выпускаемые ЗРК на сумму около $4 млрд.

Уже в ходе салона ИАПО предложило Куала-Лумпуру совместное участие в производстве самолетов Су-ЗОМКМ. Со слов президента объединения Алексея Федорова, Россия предлагает несколько вариантов возможной кооперации с малайзийской стороной. Предварительные переговоры с рядом фирм электронной отрасли промышленности Малайзии уже проведены. Кроме того, не исключается, что по требованию заказчика возможна установка на самолет бортового оборудования производства третьих стран». В частности, это может быть французская фирма «Талес», которая уже сейчас сотрудничает с ИАПО в разработке базового варианта бортового оборудования для Су-ЗОМКМ. В дальнейшем Россия готова расширить степень долевого участия «Талес» в формировании облика «борта» самолета Су-30.

Сотрудничество с Малайзией по программе Су-ЗОМКМ возможно именно в электронной отрасли, которая сейчас динамично развивается и находится на подъеме. Малайзия может производить по лицензии отдельные электронные блоки, жидкокристаллические дисплеи и другие узлы. Кроме того, российская сторона ничего не имеет и против передачи Малайзии авиационных технологий, которые не связаны с программой Су-30МКМ. Как отметил Алексей Федоров, кроме прямого привлечения малайзийских фирм в кооперацию по Су-30МКМ, прорабатывается и серьезная оффсетная программа, что сейчас является обязательным условием при продаже военной техники. Россия предлагает также льготные условия оплаты, в том числе за счет встречной торговли различными товарами.

Для технического обслуживания самолетов Су-30МКМ, при условии решения ряда юридических вопросов, может быть использован сервисный центр, созданный в этой стране для МиГ-29, состоящих на вооружении малайзийских ВВС. Кроме того, возможно использование регионального центра по техобслуживанию самолетов Су-30, организованного в Индии.

Малайзии предстоит нелегкий выбор. Многое будет зависеть от позиции высшего руководства страны, а также от умения и слаженности действий российских переговорщиков.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...