Валерий Воскобойников,
первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса

Ка-52Принятая Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 11 октября 2001 г. федеральная целевая программа «Реформирование оборонно-промышленного комплекса (2000-2006 гг.)» позволит в самое кратчайшее время обеспечить необходимые условия для развития отечественного авиапромышленного комплекса на основе интеграции разработчиков и производителей авиационной техники, проведения глубоких качественных преобразований проектно-исследовательской, производственно-технологической и организационно-экономической структур авиапромышленности.

Авиапромышленныи комплекс (АПК) является наиболее наукоемкой, высокотехнологичной и капиталоемкой отраслью оборонного комплекса России. Объем производства авиационной промышленности составляет 30% от объема производства всего оборонного комплекса, а более 60% его экспортной продукции приходится на авиапром. Начиная с 1992 г., в авиапромышленности осуществляются радикальные преобразования, прежде всего связанные с изменением форм собственности. Однако процесс приватизации промышленности и либерализация экономических отношений внутри отрасли не дали ожидаемых результатов. Экономическое и финансовое положение большинства предприятий обеспечивается на минимально допустимом уровне в основном за счет экспортных заказов, заказов предприятий топливно-энергетического комплекса и автомобильной промышленности.

НК-93Выпуск авиационной техники как военного, так и гражданского назначения представляет собой по существу единичное производство. Государственный заказ на основные виды авиационной техники и вооружения обеспечивает загрузку производственных мощностей лишь на 10-15%. Наблюдается отток профессиональных кадров, падает квалификация инженерно-технического персонала. Практически отсутствует восполнение кадрового потенциала молодыми специалистами. Средний возраст инженерно-технических работников составляет 55-57 лет.

Причинами кризисного положения в АПК явились:

  • значительное сокращение оборонного заказа и его финансирования (расходы на закупки авиационной техники сократились в 14 раз, на НИ-ОКР — в 13 раз);
  • отсутствие государственной финансовой поддержки процессов реструктуризации и реформирования АПК;
  • отсутствие эффективной системы управления АПК;несовершенство законодательной и нормативной базы для успешного функционирования АПК в условиях рыночной экономики.

В период 1996-2001 гг. был принят ряд концептуальных документов по вопросам реформирования и развития авиационной отрасли России:

  • «Концепция реструктуризации российского АПК», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 294 от б марта 1998 г.
  • Федеральный Закон «О государственном регулировании развития авиации» № 10-ФЗ от 8 января 1998 г.
  • «Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 гг.».
  • «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г.».
  • «Программа развития гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»
  • «Концепция развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации».
  • Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)».

Сборка МиГ-29За прошедшие годы в авиационной промышленности на принципах интеграции разработчиков и производителей авиационной техники создан ряд интегрированных структур:

АВПК «Сухой», РСК «МиГ», МАК «Ильюшин», ОАО «Туполев». Созданы также корпорации, объединяющие поставщиков комплектующих изделий, в частности ОАО «Аэрокосмическое оборудование», ОАО «Авиаприбор-Холдинг», ОАО «Технокомплекс», ГНПЦ «Звезда-Стрела». В двигателестроении зарегистрирован федеральный научно-производственный центр «Салют». Ведутся активные работы по созданию корпоративных структур «Вертолеты-Ми», «Воздушные винты», «Вооружение и военная техника ПВО».

Программа реформирования авиапрома, базирующаяся на вышеупомянутом Постановлении Правительства РФ от 11 октября 2001 г., основывается прежде всего на результатах прогнозного исследования объемов и структуры платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках.

Создавая интегрированные структуры, необходимо учитывать важные особенности, присущие отечественному АПК. При включении КБ и серийных заводов в эти структуры чрезвычайно важным является сохранение и развитие уникальных научных и конструкторских школ, созданных прославленными отечественными конструкторами.

Опыт интеграции авиационной промышленности США и Западной Европы, а также накопленный опыт действующих интегрированных структур в отечественном авиастроении убедительно доказывает, что создаваемые интегрированные структуры должны быть многопрофильными, т.е. иметь широкую номенклатуру продукции и услуг военного и гражданского назначения.

При разработке законодательной базы по реструктуризации АПК предусматривается участие предприятий авиапромышленного комплекса в формировании доходной части местных бюджетов.

Исходя из вышеуказанных принципов, на втором этапе реформирования в авиационной промышленности федеральной целевой программой предусматривается формирование двух типов интегрированных структур:

  • многопрофильные самолето-вертолетостроительные корпорации типа холдинговых компаний, обеспечивающие разработку, производство и послепродажные услуги по эксплуатации самолетов и вертолетов военного и гражданского назначения;
  • специализированные холдинговые компании по разработке и производству авиационных двигателей, бортового оборудования и вооружения, агрегатов и комплектующих к ним.

Так, на базе существующих предприятий предусмотрено создание пяти крупных корпораций холдингового типа:

  • двух самолето-вертолетостроительных корпораций — «МиГ-Туполев-Камов» и «Сухой-Яковлев-Ильюшин-Мясищев-Миль»;
  • «Двигатели и агрегаты» — на базе ФНПЦ «Салют», ОАО «Пермский центр двигателестроения», «ОАО «Комплекс им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Топливорегулирующая аппаратура»;
  • «Бортовое оборудование» — на базе ОАО «Аэрокосмическое оборудование», ОАО «Авиаприбор-Холдинг», ОАО «Авионика»;
  • «Авиационное вооружение» — на базе ОАО «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Авиационное вооружение «Вымпел», ФГУП «Регион», ФГУП «Стратегическое авиационное вооружение».

Ту-334Роль государства в этих условиях сводится к созданию экономических и правовых условий благоприпятствования процессу реформирования за счет внесения изменений в действующие законы и принятия законодательных актов, в частности «О несостоятельности…», «О государственном оборонном заказе», «О рынке ценных бумаг», «О национализации», «О федеральных государственных унитарных предприятиях», «О холдингах».

В связи с кардинальными мерами по реформированию авиапромышленности возникает потребность совершенствования структуры ее сбыта, которая должна быть изменена в направлении достижения лучшей сбалансированности государственного оборонного заказа, заказов внутреннего рынка и экспортных заказов за счет увеличения значений доли двух первых составляющих и общего роста объемов сбыта (в т.ч. и за счет роста экспорта).

Указанное совершенствование в первую очередь может быть достигнуто путем восстановления внутреннего рынка гражданской авиационной техники, другой гражданской продукции и товаров народного потребления, которые на мировом уровне качества способна производить авиационная промышленность.

В этом вопросе требуются прежде всего государственные меры по:

  • защите внутреннего рынка путем ограничений, квот и лицензирования;
  • переходу к современным формам сбыта, таким как лизинг;
  • обеспечению финансовой поддержки федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники;
  • рациональной структурной перестройке ОПК, в т.ч. авиационной промышленности, а также структурной перестройке российских авиаперевозчиков.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...