Сергей Сумбаев,
Александр Трушин

Сегодня Россия осуществляет лишь эпизодические поставки в страны Латинской Америки. Поскольку этот регион находится под сильным влиянием США, другим странам с каждым годом все сложнее удерживать имеющиеся здесь рынки сбыта военной авиатехники. Однако в ходе недавнего турне по странам Латинской Америки Михаила Касьянова выяснилось, что интерес региона к полномасштабному сотрудничеству с Россией, в том числе и в сфере ВТС, не ослабевает. И авиационная составляющая в нем занимает центральное место — российские самолеты просты, надежны и доступны по ценам. А именно эти качества являются основными для любой военной техники, предназначенной для эксплуатации в непростых условиях Латинской Америки.

Су-30МКИЛатиноамериканский рынок военной авиации весьма перспективен и оценивается специалистами в среднем до $1 млрд в год. Потенциальные же потребности стран Латинской Америки в боевых самолетах и вертолетах в ближайшие годы оцениваются в $3-5 млрд. По расчетам экспертов, государства региона к 2005 г. могут приобрести до 300 боевых машин, причем как уже бывших в эксплуатации, так и новых, около 100 военно-транспортных и 100-150 специальных самолетов, в том числе и беспилотных летательных аппаратов, а также порядка 200 вертолетов.

Сегодня, по имеющимся данным, в составе ВВС стран Латинской Америки имеется около 3800 самолетов (в т.ч. примерно 2400 боевых и учебно-боевых) и свыше 1300 вертолетов (до 400 из которых — ударные) различных типов и конструкций. Большая их часть морально и физически устарела: почти 300 истребителей, 700 учебных самолетов и около половины вертолетов эксплуатируются свыше 20 лет (возраст еще 70 самолетов превышает 30 лет). Поэтому эти страны заинтересованы в замене существующего парка. При этом важнейшую роль в планах оснащенности боевой авиацией они отводят импорту.

В трех крупнейших государствах Латинской Америки создана своя авиационная промышленность (в Бразилии — компания «Эмбраер», в Аргентине — «FMA», в Чили — «Энаер»), Но она пока способна производить лишь легкие боевые самолеты (исключение здесь может составить только Бразилия, активно развивающая аэрокосмическую программу и достигшая определенных успехов, но пока все же не ставшая авиационной державой). Однако даже эти страны вынуждены «оглядываться» на Вашингтон при закупке новой техники. Кроме того, действующие в США программы помощи странам третьего ми­ра включают в себя как поставки авиатехники по низким ценам, так и ее бесплатную передачу. Цена последней — попадание в американскую зависимость.

Особенностью стран Латинской Америки можно назвать тот факт, что за последние полвека в этой части света практически не возникало конфликтов, которые требовали крупномасштабного применения ВВС. Единственным исключением стала англо-аргентинская война за Фолклендские острова в 1982 г., когда Аргентина использовала самолеты в основном французского производства, а ее летчиков, в том числе и главкома ВВС, готовили бывшие немецкие «асы Геринга». Во всех остальных случаях боевые действия ограничивались либо проведением противопартизанских акций, либо небольшими (в мировом плане) локальными конфликтами, к которым можно отнести эквадоро-перуанскую войну 1995 г., или серьезное обострение ситуации в Центральноамериканском регионе в 80-х годах. Соответственно роль ВВС в подобного рода конфликтах сводилась к минимуму и заключалась в основном в предоставлении вертолетов для высадки десантов, доставки боеприпасов и продовольствия, а также изредка для огневой поддержки войск. Другой отличительной особенностью стран Латинской Америки можно считать и то, что практически все они (кроме Кубы) входят в Организацию американских государств. Это объединение создавалось для решения проблем безопасности региона. Головная роль в нем фактически принадлежит США, которые держат под своим контролем не только политическую деятельность латиноамериканских государств, но и такой важный аспект экономической деятельности, как торговля оружием и даже его производство. Без одобрения США страны Латинской Америки вряд ли смогут заключать крупные сделки в сфере ВТС. Также без особого расположения и разрешения «большого брата» государства этого региона никогда не смогут иметь прекрасно обученные и технически хорошо оснащенные ВВС. Ведь боевая авиация может применяться не только для борьбы с партизанами, но и в межгосударственных конфликтах, которые, учитывая наличие множества спорных вопросов, в т.ч. и территориальных, вполне возможны. Поэтому в странах региона практически отсутствует сверхзвуковая авиация многоцелевого назначения (не более 100 ед. — в основном французские «Миражи» и российские Су-22). Например, F-16 есть только у Венесуэлы. При этом 24 машины были поставлены Каракасу в 1983 г. по принятому администрацией Рейгана политическому решению, в ответ на строительство Кубой аэродрома вблизи Гренады. И больше эти боевые самолеты в Латинскую Америку не поставлялись, несмотря на желание чилийцев их приобрести.

МиГ-АТВ 1997 г. администрация Клинтона отменила наложенные ранее ограничения на экспорт вооружений в различные страны Латинской Америки, что просто «взорвало» этот рынок. Сейчас основная конкурентная борьба развивается между США, Францией и Швецией. Активно и напористо действуют в регионе также Германия, Бразилия, Израиль, Великобритания, которые поставляли туда боевую авиатехнику до начала 90-х годов и имеют теперь там широкое поле для ее модернизации.

Аргентина, имеющая свою собственную авиапромышленность, ориентирована в основном на США и Францию. Большая территория, наличие финансов и хорошо подготовленных летчиков, позволяют ей иметь достаточно крупные (по латиноамериканским меркам) ВВС — 7 тыс. человек. Большая территория страны также заставляет делать упор на развитие транспортной авиации. Причем из-за отсутствия должного количества хороших аэродромов (не только в Аргентине, но и в соседних странах) предпочтение отдается средним транспортным самолетам и вертолетам. Интерес представляет 9-я авиабригада, базирующаяся в Комодоро Ривадавиа. В ее состав входит подразделение антарктического обеспечения, имеющее на вооружении самолеты DHC-6 и F-27 Мк400. Однако из-за продолжающегося уже несколько лет экономического кризиса в стране воз­можности для закупки новых видов вооружений или модернизации имеющихся оцениваются довольно низко.

68-тысячные ВВС Бразилии разделены на 7 территориальных командований и 5 оперативных, в том числе: командование ПВО, имеющее на вооружении «миражи»; тактическое командование, включающее истребительную авиацию, представленную самолетами F-5, А-1А/В (наименование легкого тактического истребителя АМХ, индекс «В» означает двухместный учебный вариант) и вертолетами; командование береговой охраны, включающее патрульные, противолодочные и спасательные самолеты и вертолеты; транспортное командование, состоящее из самолетов С-130, DHC-5, самолетов-танкеров, а также вертолетов «Супер Пума» и UH-1H (сюда же входит специальная группа транспортной авиации, ответственная за перевозку первых лиц государства) и, наконец, учебное командование. Стоит учитывать, что для Бразилии основное применение авиации заключается в подавлении очагов восстаний в амазонской сельве, для чего как нельзя лучше подходят вертолеты и легкие транспортные самолеты. Для ведения крупномасштабных боевых действий бразильские ВВС практически не подготовлены.

В настоящее время единственной «горячей точкой», где постоянно идет война, остается Колумбия. Правительство сражается с наркобаронами и революционно настроенными партизанами. Для борьбы с подобного рода противником в первую очередь требуются вертолеты, способные действовать в условиях джунглей, сельвы и высокогорья. Однако в деле борьбы с партизанами Колумбия активно финансируется США и в силу заключенных соглашений не может в полной мере отказаться от этой помощи.

Учитывая географическое положение Чили, протянувшейся на несколько тысяч километров вдоль Тихого океана, можно предположить, что основное внимание уделяется мобильности ее вооруженных сил. А с учетом горной местности основной интерес представляют вертолеты, способные перевозить десант и осуществлять огневую поддержку, и транспортные самолеты, которые могут летать в горах и садиться на аэродромы с небольшими ВПП. Чили, кстати, является единственной страной в регионе, имеющей самолет ДРЛО Боинг 707 «Фалкон». Она также может проявить интерес к авиатехнике, способной участвовать в освоении Антарктиды. Для этой цели даже сформирована специальная 19-я эскадрилья в составе 4-й авиабригады.

Когда-то Эквадор, заинтересованный в укреплении своей воздушной мощи, в первую очередь для противостояния Перу, вел переговоры о закупке самолетов МиГ-29 со странами бывшего СССР, в том числе и с Россией. Однако они ни к чему не привели. Немалую роль в этом сыграла позиция США, которые предпочли, чтобы Эквадор закупил самолеты у Израиля. Но после того, как между Эквадором и Перу было подписано соглашение о границе, Эквадор обязался не проводить дополнительных закупок вооружений. Как это согласуется с решением этой страны модернизировать ВВС, остается только догадываться. А у военно-транспортной авиации Эквадора есть одна интересная особенность. Некоторые ее самолеты совершают полеты под управлением гражданских авиакомпаний.

Страны Центральной Америки находятся под слишком сильным влиянием США, чтобы осуществлять собственную политику в области закупки вооружений. Основу ВВС там составляют вертолеты и легкие транспортные самолеты американского или израильского производства. Страны Карибского бассейна в силу малочисленности своих вооруженных сил обходятся несколькими вертолетами для прибрежного патрулирования и легкими самолетами типа «Сессна».

Россия сегодня осуществляет лишь эпизодические поставки в страны Латинской Америки. СССР поставлял боевые самолеты только в три страны региона: на Кубу (порядка 80 МиГ-21, около 30 МиГ-23 и 8 МиГ-29), в Перу (более 50 Су-20 и Су-22) и Никарагуа (около 30 «мигов» и «сушек»). С тех пор именно эти страны и являются основными «клиентами» российского ВПК. За попадание в свою орбиту влияния (а поставки любого оружия «привязывают» страну-получатель к поставщику на много лет) новых государств Латинской Америки Москве приходится бороться, в первую очередь, с США. Вашингтону это очень не нравится. Для противодействия конкурентам в ход идут всевозможные средства. В качестве примера можно привести «темную историю» в Перу, где закупленная у Белоруссии партия МиГ-29 чуть ли не вся вдруг оказалась бракованной и устаревшей, а закупавшие чиновники и военные оказались коррупционерами. Об этой истории рассказали многие мировые СМИ. В Москве же представители тогда еще ГК «Росвооружение» без обиняков заявили, что это — кампания по дискредитации российского вооружения.

России становится все сложнее удерживать даже имеющиеся в регионе рынки сбыта военной авиатехники. На Кубе, которая испытывает серьезные трудности с финансами и при этом, что немаловажно, все больше разворачивается в сторону «цивилизованного» мира, по мнению экспертов, мы можем рассчитывать лишь на модернизацию имеющихся «мигов». В Перу в лучшем случае — на модернизацию «сушек» и поставку еще одной партии МиГ-29. С Никарагуа, где к власти пришел новый президент, ориентированный больше в сторону США, ситуация остается непонятной. Эпизодическое военно-техническое сотрудничество России с той же Аргентиной, Бразилией, Колумбией, Эквадором или Венесуэлой, заключающееся в разовых поставках небольших партий вертолетов и средств ПВО, пока не способно приносить нашей стране большие финансовые прибыли. Но, с другой стороны, уже сам факт такого сотрудничества со странами региона, где традиционно сильно американское влияние, предполагает перспективы его расширения.

Латинская Америка остается, пожалуй, самым обнадеживающим регионом мира для экспорта российских вертолетов. Большую часть всей экспортируемой российской авиатехники в регион составляют различные модификации вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-24 и Ми-26. Бразилия высказывает заинтересованность в российских самолетах Су-27 и Су-30, аргентинцам «симпатичны» МиГ-29. Венесуэла объ­являет тендер на поставку учебно-боевых самолетов, в котором наряду с британским «Хоуком» участвует и российско-французский МиГ-АТ.

Осуществляя торговую политику, направленную на латиноамериканский рынок, Россия пытается восстановить второе место в мире по продаже оружия и вооружений, а также гражданской авиационной техники(в 2000 г. она имела всего 7% доходов от мировых продаж).

В начале прошлого десятилетия российские власти поставили перед собой цель расширить торговлю оружием и вертолетами, в том числе гражданского назначения, с Латинской Америкой, которая, однако, не была выполнена в том объеме, на который рассчитывала Москва. Виной тому стал экономический кризис как в самой Российской Федерации, так и в большинстве стран латиноамериканского региона. Но несмотря на это России удалось проникнуть, помимо Перу — традиционного латиноамериканского покупателя российского оружия и вооружений, в Колумбию и Эквадор, которые приобрели российские вертолеты, приспособленные к горным условиям этих стран. Другие государства — Мексика, Венесуэла, Бразилия и Чили — вступили в период переговоров с Россией в области военно-технического сотрудничества и торговли гражданскими вертолетами, хотя на нынешнем этапе нет конкретных договоренностей о закупках их в большом количестве.

Российские вертолеты стали неотъемлемой частью как вооруженных сил, так и гражданских служб Колумбии. В последние четыре года вертолеты Ми-17-1В исключительно хорошо проявили себя в боевых условиях в горных районах и на больших высотах. Они потребляют немного горючего, имеют хорошую защиту членов экипажа и военнослужащих под огнем противника. В случае необходимости эти вертолеты могут быть отремонтированы в полевых условиях. Председатель закупочного комитета командующий колумбийскими ВВС генерал Веласко высоко отозвался о вертолетах Ми-17-1B, заявив, что они «полностью отвечают требованиям армии к авиационной технике», и отметив, что «именно высокое качество вертолетов российского производства, которые будут специально сконструированы с учетом потребностей колумбийских покупателей, побудило правительство принять решение о заключении контракта».

Решение Колумбии закупить вторую партию вертолетов Ми-17-1B свидетельствовало о том, что российские винтокрылые машины в полной мере отвечают рыночным требованиям. Российские вертолеты популярны и в других странах региона. После того, как они будут там сертифицированы, поставки в Латинскую Америку должны возрасти.

Успешная реализация контракта по вертолетам Ми-17 создает предпосылки для дальнейшего развития российско-колумбийского сотрудничества и новых поставок авиатехники в Колумбию. Вместе с тем прорыв российской гражданской авиатехники на латиноамериканский рынок осложняется как конкуренцией со стороны традиционных поставщиков, прежде всего США, так и сопротивлением противников налаживания ВТС стран региона с Россией.

В ближайшем будущем возможно расширение нашего сотрудничества с Венесуэлой. Среди подписанных в Москве и Каракасе документов есть соглашение о ВТС между нашими странами. В Венесуэле знают, как хорошо зарекомендовала себя в соседней Колумбии и других государствах региона российская авиатехника. В частности вертолеты «Ми» различных моделей и модификаций двойного назначения, которые можно использовать как в военных, так и в гражданских целях.

На состоявшейся в Рио-де-Жанейро в апреле 2001 г. Международной выставке по оборонным технологиям для Латинской Америки «ЛАД-2001» обсуждался вопрос об участии России в тендере на поставку вертолетов в Бразилию. Как заявил тогда заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, насыщенность переговоров на выставке превзошла первоначальные ожидания участников делегации. Руководство «Рособоронэкспорта» провело встречи и беседы с министром обороны Бразилии Жиралду Кинтао, начальником генштаба сухопутных войск генералом Марселу душ Сантусом и командующим ВВС генералом Карлусом Алмейдой. Состоялся обмен мнениями по широкому спектру конкретных вопросов в области развития дальнейшего двустороннего сотрудничества, участия России в тендере на поставку в Бразилию тяжелых вертолетов.

В настоящее время идет процесс сертификации вертолетов Ми-17 в Чили. Успешная сертификация значительно упростит продвижение этих машин на латиноамериканский рынок и повысит их привлекательность в глазах потенциальных покупателей.

Интерес к российской технике в регионе стабильно растет, и это позволяет надеяться на конечные результаты в виде контрактов.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...