Владимир Карнозов

Прошлый 2001 г. принес России значительные валютные поступления от торговли оружием. Единый государственный посредник по экспорту вооружений и военной техники «Рособоронэкспорт» заключил контракты на общую сумму $4,4 млрд. Доля продукции авиационной промышленности в оружейном экспорте достигает 60% — это притом, что в ней занято порядка 30% работников ВПК России. Повышенным спросом на международном рынке пользуются российские истребители. В течение следующих десяти лет «Рособоронэкспорт» рассчитывает продать 400-500 самолетов семейства «Су-27» в дополнение к уже полученным заказам общей стоимостью свыше $10 млрд. Приятно отметить, что после «мертвого сезона» вновь стали продаваться «МиГи», что, несомненно, связано с позитивными переменами в организационной структуре и личными качествами руководителей РСК «МиГ».

АВПК «Сухой»

Пока лучшим определением всей совокупности фирм, занимающихся разработкой и производством самолетов марки «Су», остается термин «суховская кооперация». АВПК «Сухой», история создания которого восходит к памятному указу Бориса Ельцина 1996 г., по ряду причин политического, экономического и юридического характера не смог выполнить возлагавшиеся на него задачи. Новый импульс в создании единого управления «суховской кооперацией» дал указ Президента Владимира Путина, подписанный в октябре 2001 г., кото-рым предписывается создание новой управляющей структуры — Авиационной холдинговой компании «Сухой» и акционирование государственных унитарных предприятий комплекса с передачей акций головной компании.
Со слов министра промышленности, науки и технологий Ильи Клебанова, президентский указ направлен на ис-коренение «чрезвычайно вредной внутренней конкуренции» между заводами-производителями истребителей «Су», которая в предыдущие годы сильно мешала заключению выгодных экспортных контрактов.
Несмотря на незавершенность процесса создания единой структуры управления, в 2001 г. предприятия «суховской кооперации» смогли достичь ощутимого финансового результата. Повышенный спрос на истребители семейства Су-27 положительно отразился на балансе предприятий. В прошлом году объем выручки Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) вырос в два раза, «ОКБ Сухого» — в 2,78 раза. Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) — в четыре раза. Улучшились финансовые показатели деятельности Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) и ТАНТК им. Г.М. Бериева, которые также входят в АВПК «Сухой». В 2001 г. на всех перечисленных предприятиях создавались новые рабочие места.
Основной упор в деятельности комплекса «Сухой» делался на реализацию ранее подписанных контрактов с КНР и Индией по самолетам типа Су-30МК. В феврале «ОКБ Сухого» завершило летные испытания по программе Су-30МКК. В течение всего года в интенсивном режиме выполнялись полеты на индийском варианте истребителя. Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов, который пилотировал Су-30МКИ на выставках в Жуковском, Бангалоре и Лангкави, в течение прошлого года провел в воздухе более 290 ч. В октябре Вячеславу было присвоено звание Героя России. По сравнению с 2000 г. интенсивность полетов с ЛИиДБ «ОКБ Сухого» выросла на 10-15% и почти удвоилась по отношению к 1999 г.
Комплекс «Сухой» серьезно продвинулся в области гражданских программ. Получили сертификаты типа амфибийные самолеты Бе-200 и Бе-103, производство которых разворачи-вается в ИАПО и КнААПО, выполнили первые полеты сельскохозяйственный Су-38Л и региональные С-80 и Ан-38-200. Эти машины будут выпускаться на заводах комплекса «Сухой». Летом прошлого года «ОКБ Сухого», «АК им. С.В. Ильюшина» и фирма Boeing подписали меморандум о начале работ по региональному реактивному самолету RRJ, а в декабре согласовали бизнес-план этого проекта.

РСК»МиГ»

МиГ29-СМТВ отличие от «суховской кооперации», в РСК «МиГ» создана и работает вертикальная структура управления. Объединение конструкторского бюро и серийного завода состоялось еще в 1999 г. Затем в состав корпорации были включены другие ОКБ и заводы, вовлеченные в проектирование и выпуск истребителей «МиГ». Всего на предприятиях корпорации занято 60 тыс. человек, из которых в столичном регионе работают 15 тыс. Совершенствование организационной структуры продолжается. Руководство РСК «МиГ» заявляет о твердом намерении создать к 2004 г. устойчиво работающую корпорацию мирового уровня с годовым оборотом в $1 млрд. Принято решение о создании в рамках корпорации двигательного блока, в состав которого войдут предприятия, производящие авиадвигатели и самолетные агрегаты, в том числе ФГУП «Завод им. В.Я. Климова», ОАО «Красный Октябрь», ТМКБ «Союз», ОАО «ММП им. В.В. Чернышева».
В прошлом году руководству РСК «МиГ» удалось осуществить прорыв в области продаж. Спрос на основной продукт корпорации — истребитель МиГ-29 — восстанавливается. Этому способствует целенаправленная маркетинговая деятельность корпорации. В СМИ сообщалось о достигнутых в 2001 г. соглашениях по поставкам МиГ-29 в Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Мьянму и Судан. В течение 2001 г. портфель заказов корпорации вырос в 11 раз, достигнув $1 млрд. В пресс-релизе по итогам года говорится, что портфель заказов корпорации — $900 млн, но со слов генерального директора — генерального конструктора РСК «МиГ» Николая Никитина следует, что в последние дни декабря удалось получить еще один экспортный контракт. «В цехах окончательной сборки идет работа, по интенсивности сравнимая только с лучшими годами советского времени. Такого уже не наблюдалось много лет», — сказал Никитин на встрече с журналистами в конце прошлого года.
МиГ-29 ВВС ФРГНачалась работа по рационализации производства истребителей МиГ-29 на мощностях Производственного центра им. П.А. Воронина. Сегодня большая часть работ по изготовлению планера и систем выполняется на московском заводе. В будущем же основные работы планируется производить на заводе в Луховицах (ЛАПИК), доля которого в строительстве МиГ-29 сегодня составляет менее 30%. На ЛАПИК будет сосредоточено производство новых моделей МиГ-29К, -КУБ, -М1, -М2.
На создание новой базовой модели МиГ-29М2 (MRCA), унифицированной по планеру с корабельными МиГ-29К/КУБ, ушло всего 11 месяцев (от начала ОКР до полета первого прототипа). Это говорит о том, что Инженерному центру «ОКБ им. А.И. Микояна» удалось сохранить свой потенциал. Первый полет машина совершила в конце сентября 2001 г. и до конца года успела побывать с показательными выступлениями в Малайзии и Венесуэле. Замена БРЛС Н-019 на современную многорежимную станцию «Жук-М», применение электродистанционной системы управления полетом, более мощных и надежных двигателей РД-33 серии ЗМ и увеличение внутреннего запаса топлива позволили вывести МиГ-29 на уровень современных требований, восстановить конкурентоспособность машины на мировом рынке.
Расчеты показывают, что стоимость создания равноэффективной группировки будет минимальной, если выбран МиГ-29. Если же выбран F/A-18E/F Super Hornet, то финансовые затраты увеличиваются на 32%, а в случае с Eurofighter Typhoon EF-2000 — на 60%.
На конец 2001 г. 1151 самолет типа МиГ-29 находился на вооружении 28 стран мира (не считая США, которые в 1997 г. купили 21 самолет у Молдавии). Для поддержания стареющего парка на уровне современных требований РСК «МиГ» разработала концепцию поэтапной модернизации ранее выпущенных самолетов. Она нашла практическое воплощение в МиГ-29СМТ. В последнем варианте (с БРЛС «Жук-М» и улучшенным информационным полем кабины летчика) самолет демонстрировался на «МАКС-2001». Способный не только вести воздушный бой, но и применять высокоточное оружие по наземным целям, СМТ обладает увеличенным радиусом действия за счет размещения дополнительных внутренних топливных баков. Ресурсные испытания подтвердили, что планер самолета способен выдержать 3000-4000 ч налета. Ведутся работы по увеличению ресурса до 5000-6000 летных часов. Выполняется программа по снижению затрат на обслуживание до 40% за счет перехода на «эксплуатацию по состоянию».
В успешной реализации программы модернизации МиГ-29 прежде всего должно быть заинтересовано Минобороны РФ. Поставки МиГ-29 в российские ВВС прекратились 9 лет назад. Сегодня в России насчитывается около 400 МиГ-29, которые уже не полностью соответствуют современным требованиям. Тем не менее, «двадцать девятый» продолжает оставаться на страже рубежей Родины, демонстрируя лучшие по сравнению с Су-27 показатели по надежности и боеготовности, что признавалось бывшим главкомом ВВС России Анатолием Корнуковым. Отличную оценку МиГ-29 заслужил в Индии. По среднестатистическим показателям количества отказов техники в полете индийские «МиГи» превосходят не только другие самолеты российского производства, но и «миражи», и «ягуары».
Рост заказов на МиГ-29 позволил РСК «МиГ» выделить дополнительные средства на продвижение перспективных гражданских программ. В декабре 2001 г. РСК «МиГ» и ОАО «Туполев» подписали соглашение, по которому «МиГ» инвестирует $25 млн в программу сертификации пассажирского авиалайнера Ту-334. Согласно ранее достигнутым соглашениям, будут созданы две линии сборки нового самолета — в Производственном центре им. П. А. Воронина и на киевском авиазаводе. Сертификация базовой моде-ли Ту-334-100 вместимостью 102 пассажирских кресла должна завершиться до конца 2003 г., а поставки самолетов в авиакомпании начнутся в 2004 г. Низкий расход топлива и высокое аэродинамическое качество новой машины обещают отличную «экономику» в эксплуатации. Расчеты для конкретного маршрута показывают, что Ту-334 сможет принести авиакомпании больше дохода с каждого выполненного рейса, чем близкий по размерности Boeing 737-700 (соответствующие показатели прибыльности -1,0 и 0,56). При этом серийный Ту-334-100 будет стоить $18-20 млн — в два раза меньше, чем Boeing. Неудивительно, что новым отечественным самолетом заинтересовался консорциум EADS, который рассматривает возможность включения Ту-334 в число своих кооперационных проектов с авиационно-космической промышленностью России. А для РСК «МиГ» проект Ту-334 означает сохранение производства, рабочих мест и новые перспективы на внутреннем и внешнем рынках.

DIGEST

Fighter house in 2001

The year of 2001 was successful for the Russian solo state arms exporter, Rosoboronexport (Russian Defense Export) agency, that signed contracts on delivery of Russian weapons for $4.4 billion. The share of the aviation industry productions in that figure is 60%, while the industry employs only 30% of the total workforce of the Russian military industrial complex. In addition to the existing orders in excess of $10 billion for the Su-27-family fighters, Rosoboronexport hopes to sell 400-500 more such aircraft in the next ten years. To achieve this goal. enterprises involved in development and production of «Su» jets must undergo the process of integration. Although started back in 1996, the integration process has not yet reached its goal. The RSK MIG corporation, that has successfully passed through the integration process, is beginning to restore the reputation of the MiG fighters on the international market. After a dead period, the sales of the MiG-29 Fulcrum began to rise. This allowed RSK MiG to boost its order book by 11 times during the year 2001, up to $1 billion by the year-end. The cash from fighter sales will be spent on modernization of the aging Fulcrum and promising civil projects. Among those is the Tupolev Tu-334 102-seat airliner, that RSK MiG is going to produce at its manufacturing facilities. In December RSK MiG and Tupolev signed an agreement calling for $25 million investment into certification of the airliner.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...