Итоги работы гражданской авиации (ГА) России в 2001 г. были подведены 6 февраля на расширенном заседании Совета Государственной службы гражданской авиации (Росавиации) Министерства транспорта Российской федерации. Совет также обсудил планы социально-экономического развития отрасли в новом году.

В 2001 г. ГА России показала устойчивую тенденцию к росту объемов перевозок. В докладе первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя Росавиации Александра Нерадько приводились следующие цифры: общее количество перевезенных пассажиров — 25 млн (на 14,5% больше, чем в 2000 г.), грузов — 612 тыс. т (+12%). По пассажирообороту (в 2001 г. — 60,1 млрд пкм) рост составил 12,6%, а по объемам природно-охранной и народно-хозяйственной деятельности — 13%. Доходы ГА увеличились на 8,6%, составив 101,64 млрд. рублей, причем прибыль возросла на 4,1% до 8,34 млрд. Улучшение финансового состояния отрасли отразилось на среднемесячной зарплате ее работников — в 2001 г. она возросла с 4380 до 6350 рублей. Численность занятых в системе ГА России незначительно сократилась и в настоящее время составляет 224,7 тыс. человек.

К сожалению, увеличение объемов перевозок сопровождалось снижением показателей безопасности полетов. В прошлом году было зарегистрировано 27 авиационных происшествий, в том числе 10 катастроф, унесших жизни 218 человек. В предшествующем году, который в плане безопасности полетов считается успешным, произошло 17 происшествий, в том числе 5 катастроф, в которых погибло 8 пассажиров и 12 членов экипажа. Самыми трагичными событиями прошлого года стали падение авиалайнера Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа» под Иркутском и уничтожение украинской ракетой ПВО Ту-154М авиакомпании «Сибирь» над Черным морем.

По признанию руководителя Росавиации, росту аварийности способствовали и формализм в контроле за деятельностью авиационных перевозчиков, и снижение требовательности со стороны государственных органов. С целью переломить негативные тенденции, Росавиация ужесточила плановые контрольные мероприятия и провела дополнительные проверки. После анализа причин иркутской катастрофы инспекторами ГСГА были вскрыты множественные нарушения действующих правил и инструкций, в результате чего 20 авиакомпаний потеряли свидетельства эксплуатанта воздушных судов (ВС), а 75 ВС были отстранены от эксплуатации по техническому состоянию.

Серьезные выводы были сделаны по итогам расследования катастрофы грузового Ил-76ТД авиакомпании «Русь». Повысились требования к операторам этого типа ВС. Закрыты для полетов самолетов ГА аэродромы «Чкаловский», «Раменское» и «Тверь», как не полностью отвечающие действующим требованиям к гражданским аэропортам.

Оздоровлению общей ситуации на рынке авиатранспортных услуг способствовало продолжающееся сокращение количества авиакомпаний, которое в полном соответствии с общей линией руководства ГСГА шло за счет мелких перевозчиков с парком из нескольких самолетов. В 1998 г. в России насчитывалось 338 авиакомпаний, в 2000-м — 296, а в прошлом году их осталось 267 (с действующими свидетельствами эксплуатанта ВС -239). Сокращение количества авиакомпаний позволяет сосредоточить самолетно-моторный парк, добиться улучшения его технического состояния, обеспечить большую гибкость в использовании ВС, и тем самым повысить безопасность полетов и прибыльность деятельности ГА.

Больше внимания потребовали вопросы поддержания летной годности стареющего парка ВС. Хотя «человеческий фактор» продолжал оставаться главной причиной происшествий на воздушном транспорте (в 2001 г. его доля составила 81%), наблюдался некоторый рост влияния технических причин на аварийность.

Одна из причин такого положения — удручающее качество работ по продлению ресурсов ВС. «Существует группа лиц, заинтересованных в низкокачественных работах по продлению ресурсов», — считает руководитель ГСГА. Между тем наметилась тенденция к увеличению объема заказов ремонтных заводов ГА. В прошлом году он вырос в 1,5 раза, достигнув 900 млн рублей.

Количество отечественных ВС нового поколения в парке ГА России растет медленно. Сегодня имеется лишь 11 Ил-96-300, 2 Ту-214 и 14 Ту-204 (из них 7 — в нелетном состоянии). В прошлом году Правительство РФ приняло программу поддержки перспективных программ по лизингу новых отечественных самолетов, но она не сможет обеспечить быстрое решение проблемы обновления парка ВС российских авиакомпаний.

Предстоящее введение с 1 апреля 2002 г. запрета на полеты «шумных» самолетов в страны Евросоюза грозит серьезными последствиями для российских авиакомпаний. Из 2041 магистрального авиалайнера в парке ГА России более 1600 не смогут осуществлять полеты в Европу из-за несоответствия новым требованиям по шуму на местности. Установка дополнительных шумопоглощающих панелей может сократить число «не въездных» на 241 машину. Замена двигателей на ВС типа Ил-86, Ту-154Б и Ту-134-единственная возможность доведения их шумовых характеристик до стандартов главы 3 Приложения 16 ИКАО — не «проходит» по экономическим соображениям ввиду большой стоимости работ.

Казалось бы, ужесточение международных требований к экологическим характеристикам самолетов должно способствовать оживлению интереса авиакомпаний к новой технике. Однако на практике происходит обратное — усиливается интерес к реэкспорту отечественных ВС, списываемых со службы зарубежными операторами. Причина — низкая стоимость таких самолетов на вторичном рынке. «Чтобы наша страна не превратилась в свалку старой техники, принята программа поэтапного вывода из эксплуатации морально и физически устаревших самолетов, в том числе путем введения ограничений на регистрацию ВС старше 25 лет», — заявил Нерадько.

В прошлом году, в связи с всплеском активности террористических групп пришлось принимать дополнительные меры в области авиационной безопасности. В 2002 г. было отмечено 180 актов незаконного вмешательства в деятельность ГА, включая угон Ту-154М «Внуковских авиалиний» в Саудовскую Аравию. Сотрудникам службы авиационной безопасности удалось предотвратить 25 тыс. случаев проноса на борт ВС опасных предметов. Ими конфисковано 74 тыс. единиц боеприпасов, 120 кг взрывчатого вещества, 13 т ядовитых и опасных веществ.

В условиях крайне низкой оснащенности аэропортов техническими средствами досмотра пассажиров и грузов (до 70% таких средств в аэропортах России морально и физически устарели) основная тяжесть борьбы с террористами ложится на сотрудников соответствующей службы. По мнению руководителя ГСГА, в создавшихся условиях только высокий профессионализм этих сотрудников может обеспечить решение задач по авиационной безопасности. Но для удержания специалистов высокого класса требуется увеличить их должностные оклады. Это можно сделать путем введения специальных надбавок к аэропортовым сборам.

Количество действующих аэропортов в России продолжает уменьшаться — с 1169 в 1993 г. до 639 в 1998-м и 496 в прошлом году — главным образом за счет закрытия местных аэропортов с грунтовыми ВПП. Мощностей остающихся аэропортов вполне хватает для обслуживания существующих потоков пассажиров и грузов. На ремонтно-восстановительные работы в 2001 г. было выделено 3,6 млрд рублей, в том числе из негосударственных источников — 2,6 млрд. Без сбоев в 2001 г. работала система УВД, доходы которой составили 7,714 млрд рублей при операционных расходах 5,231 млрд.

В 2002 г. ожидается дальнейшее увеличение объемов перевозок. Тенденция, несомненно, положительная. Однако, по мнению Нерадько, новый год будет непростым. Потребуются усилия по поддержанию стареющего самолетно-моторного парка в исправном состоянии, ужесточению мер авиационной безопасности, защите коммерческих интересов российских авиакомпаний за рубежом. Кроме того, нужно найти решение постепенно накапливающихся проблем с летными кадрами.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...