Елена Силаева

Бе-103На выставке была представлена широкая экспозиция образцов авиационной техники морского и берегового применения, авиадвигателей, средств наземного и водного обслуживания, ракетных комплексов, средств спасения на воде и экологического мониторинга, технологического оборудования и материалов. В полете и на земле были продемонстрированы 26 летательных аппаратов, в том числе самолеты-амфибии разработки ТАНТК им. Г.М. Бериева: Бе-200, Бе-103, А-40 и Бе-12П. Во время показательной программы было выполнено 110 полетов продолжительностью свыше 34 часов.

В центре внимания салона оказался первый серийный Бе-200, предназначенный для МЧС России — Бе-200 ЧС. Прямо из сборочного цеха ИАПО, после короткого облета самолет перелетел в Таганрог, а оттуда — в Геленджик, где впервые приводнился в бухте гидробазы. Ночные условия посадки заставили поволноваться организаторов салона, но первенец серийного производства оказался “на высоте”.

Первый опытный экземпляр Бе-200 в августе с.г. успешно выполнил серию испытательных полетов при высоких температурах, а также в условиях высокогорья. Эти достаточно сложные испытания были успешно проведены на озере Севан в Армении. Взлеты и посадки производились на высоте около 2000 м. Выполнен взлет с поверхности озера с одним отключенным двигателем с целью имитации режима экстремального взлета. Успешные испытания в Армении в очередной раз доказали надежность самолета и его пригодность к работе в сложных условиях.

По словам президента ИАПО Алексея Федорова, “экспортные перспективы Бе-200 существенно повысятся, если сборка одной из его моделей будет организована за рубежом, например, в Америке или Европе”. Речь идет, в первую очередь, о пассажирской версии самолета. В числе наиболее вероятных партнеров по выпуску Бе-200 Федоров назвал Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS, с которым ИАПО в мае этого года подписало меморандум по совместному продвижению самолета на мировой рынок. В базовом варианте Бе-200 оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП, разработанными ЗМКБ “Прогресс” и построенными Запорожским моторостроительным предприятием “Мотор Сич”. На экспортные Бе-200 по рекомендации европейского концерна EADS будут устанавливаться двигатели фирмы Rolls-Royce.

Геленджик 2003Большой интерес к Бе-200 проявляется за рубежом. Переговоры о поставке самолетов ведутся с КНР, Южной Кореей, Малайзией, Австралией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Особый интерес иностранные специалисты проявляют к противопожарному варианту самолета, способному в режиме глиссирования заполнить внутренние баки емкостью 12 т в течение 14 секунд. Хочется отметить, что ОАО “ТАНТК им.Г.М. Бериева” поддерживает предложение организовать под эгидой ООН международное агентство для борьбы с катастрофами. Сейчас с определенными видами катастроф можно справиться только общими усилиями мирового содружества. Россия могла бы принять участие в таком агентстве, предоставив своих высококвалифицированных специалистов и такую современную технику, как самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-42 — спасательную версию самолета А-40, предназначенную для поиска, обнаружения и спасения на море людей, объектов авиационной и космической техники, подводных и надводных кораблей, терпящих бедствие.

Во время работы выставки Бе-200 установил 18 мировых рекордов в классах С-3 (самолеты-амфибии) и С-2 (гидросамолеты).

В демонстрационных полетах приняли участие два самолета Бе-103. Один — с РЛС в носовой части. Гидросамолет этого типа предназначен для выполнения транспортных, тренировочных и специальных полетов. Специалисты отмечают, что потенциальные заказчики проявляют большой интерес к этому ЛА, поскольку он не требует стационарных взлетных полос и предназначен для многоцелевой эксплуатации. Несколько амфибий намерена приобрести служба лесного хозяйства, ведутся переговоры о заказах на этот самолет с пограничными войсками РФ. Есть реальные заказчики Бе-103 в США, которые к настоящему времени готовы приобрести по крайней мере два самолета этого типа, но контракты на поставку могут быть подписаны только после сертификации самолета по нормам FAA. Цена гидросамолета в базовой комплектации — $650 тыс.

С 2003 г. ТАНТК им. Г.М.Бериева планирует активизировать работы по подготовке к серийному производству патрульного самолета А-40 “Альбатрос”. По словам генерального конструктора Геннадия Панатова, “А-40 — уникальная машина, очень нужная для обороны страны”. Разработка этого самолета началась в 1983 г. Его предназначение — выполнение патрульных задач, а также борьба с подводными лодками и надводными кораблями в ближней и средней зонах. Предусмотрена возможность размещения на борту торпед, ракетного вооружения, морских мин и глубинных бомб. Всего построено два таких самолета. Машина прошла весь цикл летных испытаний и практически готова к серийному производству. На счету А-40 более 140 мировых рекордов.

Бе-12ПНа стендах выставки посетители смогли ознакомиться с экспозицией и последними достижениями таких ведущих авиастроительных фирм, как ОАО “ТАНТК им. Г.М. Бериева”, ИАПО, ФНПЦ ММПП “Салют”, КнААПО, АВПК “Сухой”, “Русская авионика”, “Завод им. В.Я. Климова”, УМПО, ЗМКБ “Прогресс”, “Мотор Сич” и др. Свои экспозиции представили германская компания Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH, голландская Teodopres International BV, чешская фирма “ЛОМ Прага” и др.

На гидростоянке и в полете был продемонстрирован широкий спектр легких гидросамолетов: “Корвет” производства ООО “Гидроплан”, Л-6м ООО НПО “АэроВолга”, сельскохозяйственные самолеты “Фермер” ООО “Фирма “МВЕН”, оборудованный быстродействующей парашютной системой спасения, и Су-38Л. В демонстрационных полетах также приняли участие пассажирские Ил-114, Ан-28, L-410, легкие сухопутные самолеты СМ-92Т, СМ-2000П, самолет-реплика И-15бис, а также вертолеты Ка-27ПС и Ми-8МТШ. На научной конференции, проходившей в рамках салона, рассматривались проблемы теоретической и прикладной гидро- и аэродинамики, вопросы прочности и коррозионной защиты, проблемы применения гидроавиации в решении транспортных, противопожарных, спасательных, поисковых, экологических и других задач. На пленарном заседании и в работе секций присутствовали представители США, Индии, Израиля, Украины, Молдовы, Германии, Канады, Чехии.

На открытии и закрытии салона головокружительный пилотаж на истребителях Су-27 и МиГ-29 продемонстрировали прославленные пилотажные группы ВВС России “Русские витязи” и “Стрижи”.

“Гидроавиасалон-2002” еще раз доказал, что выставки такого уровня вносят существенный вклад в укрепление международного сотрудничества в области гидроавиации и продвижение на внутренний и внешний рынки продукции российских авиапредприятий.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...