Валерий Поклад,
главный инженер ФГУП “ММПП “Салют”
В последние годы на ММПП “Салют” широко используются CALS-технологии. Минимальный совокупный эффект от их применения оценивается в 30% от затрат на содержание и производство наукоемкой продукции. Начиная с 1996 г. программа разработки и внедрения элементов CALS-технологий на предприятии реализуется на базе персональных компьютеров. За период 1996-2002 гг. количество автоматизированных рабочих мест увеличилось более чем в 40 раз и превышает 2000.

При проведении проектно-конструкторских работ современные компьютерные технологии применяются для решения таких задач, как тепловые и прочностные расчеты (ANSYS, NASTRAN), расчеты газодинамики и процессов горения (STAR-CD, Flower, Phoenics), трехмерное моделирование (UNIGRAPHICS) и подготовка чертежной документации (Autocad). Все работы выполняются в соответствии с требованиями стандартов системы качества ИСО 9000.

Для расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта на предприятии организовано КБ, основной задачей которого является создание промышленных газотурбинных установок для энергетики (рис. 1) и газовой промышленности.

В отделе главного технолога и технологических бюро цехов организовано автоматизированное решение следующих основных задач:

  • получение полного комплекта технологической документации – операционных карт с эскизами (пакеты ТЕХНОПРО, TECHCARD);
  • проектирование оснастки и выпуск чертежей (AutoCad, MDT, Cimatron, ИПС “Оснастка”);
  • разработка управляющих программ (UNIGRAPHICS, Cimatron, TS PSI5D, SalutCAM).

Наряду с использованием импортных CAM-систем на предприятии ведется разработка и опытно-промышленная эксплуатация специализированного программно-методического комплекса — SalutCAM, который должен обеспечить совместимость с программно-методическими комплексами фирм — мировых лидеров в области CAD/CAE/CAM-технологий и интегрируемость в компьютерную систему поддержки полного жизненного цикла изделий.

В отделе главного металлурга были разработаны и внедрены автоматизированные процессы подготовки производства изготовления сложнофасонных деталей. Эти процессы сводятся к следующей последовательности: создается математическая модель отливки (ММ), далее на ее базе — восковая модель или полимерная мастер-модель, затем — керамическая форма под заливку, на основе мастер-модели — металлополимерная пресс-форма. Контроль литья осуществляется на компьютеризованных КИМ путем определения отклонения реальных размеров детали от ММ отливки.

На этапе изготовления деталей применение элементов CALS-технологий в производстве основывается на использовании оборудования с ЧПУ для формообразующих и контрольных операций.

Наиболее сложное оборудование с ЧПУ: это многокоординатные фрезерные станки и обрабатывающие центры известных фирм Starrag, Liechti (рис. 2) и других; ленточнообрезные, электроэрозионные и высокоточные зубошлифовальные станки; зубоизмерительная установка фирмы Kliengelberg, автоматизированный участок химико-термической обработки шестерен фирмы Ipsen, а также координатно-измерительные машины фирм LK, Tesa, Opton. Всего на предприятии более 500 станков с ЧПУ.

В сборочном производстве применяется АСУ “РАПОРТ СБ”, разработанная на основе анализа ряда ведущих предприятий отрасли, в том числе и ММПП “Салют».

“РАПОРТ СБ” – это специализированная компьютерная автоматизированная система управления сборкой сложных изделий. Она включает следующие функциональные модули: нейтральное планирование, оперативный учет, управление процессом сборки, логистика.

“РАПОРТ СБ” ориентирован на применение информационных эталонов, которые могут быть либо корпоративными, либо собственными. Это положение обеспечивает качество информации, циркулирующей в АСУ. Информация системы достоверна и актуальна.

Завершающий этап производства двигателя – его испытание на испытательном стенде. Испытания авиационных двигателей и его частей, вибродиагностика, расчет параметров производятся с помощью различных АСУ. Например, расчет параметров изделий осуществляется с помощью пакета программ на Visual Basic.

На ММПП “Салют” большое внимание уделяется сопровождению двигателей в эксплуатирующих организациях. Для работы в полевых условиях существует мобильный и весьма удобный в работе эксплуатационный комплекс, организованный на базе ПЭВМ типа Dolch или Fieldworks.

В рамках концепции CALS-технологий проводятся работы по созданию эксплуатационно-технической документации по двигателю АЛ-31ФН на электронном носителе в интерактивном виде (интерактивное электронное техническое руководство, ИЭТР).

Для выполнения задачи подготовки и переподготовки квалифицированных кадров на предприятии действует система обучения персонала. С этой целью в 1998 г. на предприятии был создан Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (ИЦПС — подразделение Российского государственного технологического университета — МАТИ им. К.Э. Циолковского). Обучение персонала, реализующего CALS-технологии, ведется в специализированных аудиториях и классах ИЦПС (рис. 3).

Опыт, накопленный при разработке и внедрении элементов CALS-технологий, позволяет развивать ИПИ (CALS- технологии) по самым различным направлениям.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...