Борис Абрамов,
Рудольф Панкратов
Одним из основных направлений деятельности НИИАО является проведение НИОКР по созданию интегрированных комплексов бортового оборудования (ИКБО) для летательных аппаратов (ЛА) гражданской авиации, содержащих в своем составе не только спецвычислители управления полетом, тягой двигателей и индикацией, но и средства формирования информации о местоположении в пространстве, метеообстановке, а также аппаратуру, обеспечивающую выполнение полета как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Развитие данного направления требует создания стендо-моделирующей базы и тренажеров для работы с комплексами, устанавливаемыми на ЛА различного типа. Создаваемые ИКБО после стендовых испытаний отрабатываются и сертифицируются летным составом на тренажерах как в штатных режимах, так и при введении нештатных ситуаций, прежде всего в тех режимах, которые невозможно отработать и сертифицировать в реальном полете.

Современный уровень требований, предъявляемых к технологическому циклу создания комплексов, предполагает использование программных пакетов CALS-технологии, а сопровождение комплексов в эксплуатации — программных продуктов компьютерных технологий.

В процессе разработки и отладки составных частей комплекса возникла необходимость компьютерной отработки документации по его эксплуатации для последующего включения ее в эксплуатационную документацию ЛА. Вместе с тем возникла необходимость предварительного компьютерного обучения летного и инженерно-технического персонала работе с пультами и системами комплекса в соответствии с основными положениями документов: “Процедуры управления системами ИКБО”. Для решения этих задач (компьютерная отработка документации и компьютерное обучение) возникла необходимость разработки и создания обучающих интерактивных программных продуктов с использованием современных компьютеров и программных пакетов. Для формирования визуальной информации на дисплее компьютера был выбран программный пакет DELPHI. Это позволило операторам совместить два режима обучения: “Изучение” и “Тренаж”.

Моделирование имитации внутренних процессов бортовой системы ЛА, органов управления и контроля лицевыми панелями позволили создать интерактивную систему, обеспечивающую функциональное соответствие взаимодействия оператора с системой ЛА. Созданная интерактивная система позволила решить проблему подготовки операторов к работе с органами управления бортовых систем как на стадии их разработки, так и после установки на борт ЛА.

Вместе с тем она выдвинула новую задачу – обоснование возможности использования системы не только при сопровождении эксплуатации систем ИКБО, но и в качестве фрагментов учебных курсов. В настоящее время одобренный операторами (летчиками, инструкторами, разработчиками) вариант интерактивных систем представляется заинтересованным организациям для разработки требований к подобным системам с целью допуска их не только к сопровождению, но и к процессу обучения и тренажа.

В перспективе институт предполагает создать техническую и методическую базу проведения учебных курсов для летного и технического составов по работе как с комплексом ИКБО в целом, так и с его отдельными системами с учетом требований документа генерального конструктора “Программа подготовки летного и инженерно-технического составов”:
для первичного обучения (группового и индивидуального) использовать интерактивные системы, а автономные стенды отработки систем комплекса — как процедурные тренажеры;
комплексное обучение работе с ИКБО в составе оборудования ЛА проводить на стендо-моделирующих комплексах.

Подобное обучение предполагает не только подготовку и переподготовку обучаемых, но также повышение их квалификации. По окончании учебных курсов будет выдаваться соответствующий документ.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...