Игорь Григорьев

Sonic CruiserМинувший год для Boeing был примечателен тем, что корпорация распрощалась – судя по всему, навсегда – с мечтой создать Sonic Cruiser (“Звуковой крейсер”), самый загадочный и амбициозный проект, которым в марте 2001 г. американцы умудрились заинтриговать весь авиационный мир.

Еще бы! Чего стоила одна схема нового лайнера: “утка” со стреловидным крылом приличного удлинения с развитым корневым наплывом. Два двигателя установлены на крыле, на гондолах размещены наклоненные внутрь кили вертикального оперения. Центроплан на участке между гондолами двигателей продлен назад и снабжен отклоняемыми поверхностями, используемыми как рули высоты. Короче говоря, Sonic Cruiser чертовски напоминал сверхзвуковой самолет, однако заявлен он был весьма уклончиво – как околозвуковой самолет с крейсерской скоростью, соответствующей М=0,95-0,98. (Современные дальнемагистральные лайнеры летают с М=0,8-0,85, а сверхзвуковой Concorde с M=2, или 2150 км/ч на высоте 16765 м.) Дальность полета Sonic проектировщики широким жестом определили в 9000 морских миль (16650 км), потолок – в 41000 футов (12300 м), а то и выше, вместимость – в 225-250 пассажиров. По уровню шума новый самолет должен был с лихвой удовлетворять самым жестким современным требованиям.

Конечно, за возможность прибыть из Америки в Европу или Азию на час-другой быстрее, чем привычным лайнером, пассажиру придется доплачивать за билет как минимум 20%, поскольку сокращение полетного времени обернется большим расходом топлива. Но американцы пребывали в полной уверенности, что авиаперевозчикам и, соответственно, пассажирам есть прямой резон не скупиться, летая напрямую из пункта “А” в пункт “Б” (point-to-point), избегая скопления в переполненных “хабах”. За счет большой скорости Sonic Cruiser сможет выполнять больше рейсов, тем самым удастся сократить число эксплуатируемых самолетов. Так что авиаперевозчики однозначно должны были всерьез заинтересоваться эпохальной машиной.

Наблюдатели, не слишком доверяя широковещательным посулам из-за океана, скептически пожимали плечами и строили самые невероятные догадки. Смущало то обстоятельство, что Boeing решился безжалостно разрушить тот стандарт, которому был верен без малого 55 лет, с 1947 г., когда со сборочной линии сошел бомбардировщик B-47 – первый в мире многомоторный реактивный самолет с крылом прямой стреловидности. Позднее эти принесшие успех принципы легли в основу четырехдвигательного “707” и последующих современных авиалайнеров.

Высказывалось, в частности, предположение, что американцам не дает покоя фиаско с SST в начале 70-х, когда корпорация была вынуждена “зарубить” проект сверхзвукового лайнера из-за решения конгресса прекратить субсидирование этой программы. И что, дескать, ничто не помешает боинговским умельцам в процессе разработки трансформировать околозвуковой лайнер в сверхзвуковой, который мог бы на трансатлантических маршрутах конкурировать с Concorde. Не случайно же вице-президент Boeing Commercial Airplanes, руководитель проекта Sonic Cruiser Уолт Жиллет на все лады расхваливл свое детище и не исключал, что новый самолет будет сертифицирован на М=1,04, что уже превышает скорость звука, а то и М=1,22.

Однако другие – а таких было большинство – утверждали, что Boeing лукавит и вряд ли именно эта модель “околозвуковика” будет когда-либо воплощена в металле. Новая машина, несомненно, появится, но это будет совершенно другой самолет, нежели тот, который американцы выдвинули в качестве альтернативы европейскому 555-местному суперлайнеру А380. Забегая вперед, заметим, что они как в воду глядели.

Любопытно, что в тот же день, когда было объявлено о программе Sonic Cruiser, американцы решили прекратить другую программу – развитие удлиненной версии своего ветерана “747”, который под кодовым названием “747Х” они готовили в конкуренты А380. Планировалось, что “747Х” будет вмещать на 25% больше пассажиров, чем базовая модель, а поставки его начнутся в 2005 г. Вследствие этого напрашивается вполне закономерный вывод, что, опасаясь неудачи с “747Х”, Boeing предложил в качестве запасного варианта ошеломивший всех проект околозвукового лайнера как подлинно реалистичную программу.

Однако в конце 2001 г. стали закрадываться определенные сомнения относительно ее жизнеспособности. Впрочем, многое прояснилось, когда руководство корпорации обмолвилось, что существует, оказывается, еще один проект нового самолета Project Yellowstone, который будет разрабатываться параллельно с Sonic Cruiser. Это самолет примерно такой же размерности (200-250 мест), летать он будет со скоростью М=0,8-0,9, как и нынешние дальнемагистральные самолеты, зато выиграет на 20-процентной экономии горючего и меньшем уровне шума. Другими словами, поразмыслив и выгадав время, необходимое для запуска нового, гораздо более реального проекта, американцы решили предложить самолет традиционной компоновки, строительство которого обойдется значительно дешевле, чем “околозвуковика”. Впрочем, название новому лайнеру дали не менее претенциозное – “Суперэффективный самолет”, который теперь уже окрестили как “7Е7”. Boeing уже заявил, что в ближайшие 20 лет перевозчикам потребуется не менее 3000 машин этой модели. Как не вспомнить, что совсем недавно американцы делали аналогичный прогноз в отношении Sonic Cruiser…

Однако, как заявил Сергей Кравченко, проект Sonic Cruiser вовсе не отменен. Просто нынешняя стагнация отрасли, усугубленная терактами 11 сентября, сместила приоритеты. Главными для авиаперевозчиков стали теперь такие критерии, как эффективность эксплуатации самолета и, естественно, его стоимость. А скорость, увы, отошла на второй план. Это подтвердило очередное совещание в Сиэтле в декабре минувшего года. Реакция на возможное приобретение широко разрекламированного детища Boeing была более чем сдержанной. Лишь две японские компании – JAL и ANA — по-прежнему готовы обзавестись сверхскоростным лайнером. Остальные же 16 авиаперевозчиков недвусмысленно дали понять, что в нынешней крайне нестабильной ситуации вряд ли кто захочет доплачивать за престиж летать на звуковой скорости. А Lufthansa, к примеру, откровенно заявила, что при трансатлантических перелетах на Sonic Cruiser выигрыш во времени столь незначителен, что пассажиры наверняка предпочтут лететь на А380. Даже те компании, которые прежде довольно благосклонно относились к возможности приобретения новой машины — American Airlines, Singapore Airlines и Cathay Pacific — предпочли притормозить потенциальные заказы до лучших времен. А непредсказуемый глава британской Virgin Atlantic сэр Ричард Брэнсон, который ранее высказывал пожелание прикупить не менее шести новых “боингов”, вдруг круто переменил свое решение, заказав у Airbus шесть А380.

Как видим, Sonic Cruiser оказался неудачным проектом, появившемся к тому же в момент, крайне невыгодный для оживленной авиатранспортной деятельности. И нельзя не признать, что Boeing явно промахнулся с программой нового самолета, который еще на стадии проектирования оказался неходовым товаром. Разумеется, если корпорация всерьез намеревалась в обозримом будущем продвигать его в серийное производство, а не блефовала с целью сохранить баланс в противостоянии с Airbus. Так или иначе, но европейский консорциум из-за отказа американцев от очередного грандиозного проекта одержал над извечным соперником моральную победу.

Короче говоря, поскольку строить нужно только то, что требуется авиакомпаниям и что реально можно продать, с “околозвуковиком” американцы решили повременить. В интервью журналу Aviation Week&Space Technology президент и исполнительный директор отделения коммерческих самолетов Алан Малалли с той же обезоруживающей клиентов категоричностью, с которой почти два года назад объявил о новой эре в авиаперевозках, дал понять, что с мечтой о Sonic Cruiser придется расстаться. Правда, не навсегда, а лишь временно, поскольку теперь самое время приниматься за “суперэффективный самолет”. Г-н Малалли, впрочем, заметил, что это решение отнюдь не означает, что Sonic Cruiser так никогда и не будет построен. К тому же технологические наработки по новым материалам, аэродинамике, двигателям, сделанные для этого лайнера, находятся еще на стадии предварительного замысла. А наработки по новым системам управления и приборостроению пригодятся для “7Е7”.

Этот самолет, который должен появиться в 2008 г., по словам Сергея Кравченко, сможет летать на расстояние 7500 морских миль (13870 км), причем с той же скоростью (М=0,84), что и “777-200”, но быстрее, чем “767”. Иначе говоря, это будет, конечно, Cruiser, но еще далеко не Sonic.

Что же касается европейцев, то Airbus намерен и впредь усиливать свою агрессивную маркетинговую стратегию, намереваясь впервые в истории побить американцев и в такой традиционно выигрышной для Boeing категории, как поставки. Цель близка как никогда – свести наконец счеты с заклятым конкурентом, застолбив за собой вожделенную половину рынка коммерческих самолетов. Во всяком случае, глава Airbus Ноэль Форжар открыто провозгласил, что его компания намерена в нынешнем году выпустить 300 самолетов. Ну а Boeing, ссылаясь на все то же вынужденное сокращение производства, скромно обещает поставить заказчикам примерно 275-285 лайнеров и вроде бы заранее отдает пальму первенства европейцам. Однако вряд ли кто удивится, если к концу года обожающая сюрпризы американская корпорация поднатужится и выдаст “на гора” более трех сотен самолетов, в очередной раз убеждая весь авиационный мир в том, что не намерена сбрасывать с себя престижное бремя лидера.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...