Игорь Григорьев

Сентябрьские катаклизмы положительно отразились на развитии деловой авиации

В то время как мировая индустрия никак не может прийти в себя после приснопамятного авианалета на Америку и, зализывая финансовые раны, с содроганием подсчитывает убытки, причиненные международными террористами рынку магистральных пассажирских самолетов, деловая авиация развивается вполне стабильно. Сегмент рынка бизнес-самолетов, на котором сентябрьские катаклизмы практически не отразились, развивается без видимых срывов, заказы на авиатехнику растут, несмотря на то что наступивший спад в мировой экономике может, разумеется, сдерживать поступательное развитие этого сегмента гражданской авиации. Анализ мирового парка деловых самолетов подтверждает очевидную взаимосвязь между их количеством и состоянием экономики – примерно 94% этого парка приходится на первую двадцатку наиболее развитых стран мира.

Продолжая оставаться, как и в 60-е годы, элитным видом транспорта, бизнес-авиация получает все большее распространение. С 1998 по 2001 г. рынок бизнес-самолетов увеличился почти в четыре раза. В настоящее время в мире насчитывается 20875 самолетов делового класса, из которых примерно 1165 машин с турбореактивными двигателями. В 1999 г. было поставлено 636 реактивных бизнес-самолетов на общую сумму $9,8 млрд. Год спустя заказчики получили уже 741 самолет ($10,7 млрд). Даже в кризисном 2001 г. поставки упали ненамного, составив 685 машин. В прошлом году производители сообща выдали 667 самолетов с турбовентиляторными двигателями на сумму $9,7 млрд. Ну а в ближайшее десятилетие – по прогнозам фирмы Honeywell – парк деловой авиации пополнится 8400 машинами, а Rolls-Royce рассчитывает, что до 2020 г. понадобится 14 тыс. новых реактивных самолетов. А если добавить, что рынок бизнес-самолетов по стоимости нынче превосходит даже рынок военной авиации, то внимание, которое уделяется авиастроительными корпорациями развитию деловой авиации, вполне оправданно.

На первый взгляд, может показаться парадоксальным, что экономический спад, изрядно потерзавший мировую авиаиндустрию, на деловой авиации практически не отразился – напротив, сентябрьские катаклизмы придали заметный импульс ее развитию. Впрочем, этому имеется вполне логичное объяснение.

Прежде всего, самолеты, принадлежавшие какой-то фирме, или находящиеся в ее долевом владении, существенно экономят время сотрудников, а менеджеры, в том числе и высшего звена, не зависят от подчас приводящего в отчаяние расписания региональных или международных авиакомпаний. А известно, что время и полная конфиденциальность – главные факторы, способствующие успешному ведению бизнеса. К тому же деловая авиация отличается высокой степенью авиационной безопасности – ведь практически исключено, что на борт такого самолета проникнет некий злоумышленник, мечтающий вписать свое имя в анналы мирового терроризма.

Если же говорить о летно-эксплуатационных качествах самолетов административного класса, то они ни в чем не уступают, а кое в чем даже превосходят возможности лайнеров магистральной авиации, в частности по безопасности полетов. Мировая статистика свидетельствует, что количество летных происшествий в деловой авиации значительно ниже, чем на рейсовых самолетах. Это достигается не только тщательным предполетным досмотром, но главным образом высоким профессионализмом летного экипажа и работников инженерно-технических служб, обеспечивающих высококлассное ТО. Да иначе и нельзя – ведь корпоративными самолетами в основном летают VIP-пассажиры, и любой летный инцидент становится достоянием гласности – подчас единственное авиапроисшествие может навсегда погубить репутацию перевозчика. Вспомнить хотя бы катастрофу Як-40 в VIP-варианте, в которой погиб известный журналист Артем Боровик. Заметим, что во всем мире не отмечалось ни единого случая угона самолета бизнес-класса.

Бизнес на небесах

В настоящее время ассортимент самолетов административного назначения – как турбовинтовых, так и реактивных – чрезвычайно разнообразен. На этом рынке успешно работают такие фирмы, как Cessna Aircraft, Raytheon Aircraft, Dassault Aviation, Bombardier Aerospace, Gulfstream Aerospace. Наконец, свой вклад в развитие сегмента деловой авиации внесли такие гиганты авиаиндустрии, как Boeing и Airbus.

Флагман компании Sitation X – самый быстрый реактивный самолет административного класса в мире. Имея околозвуковую скорость (М=0,92, 975 км/ч), самолет может беспосадочно летать на 6350 км на высоте 13000 м (сертифицированный потолок – 15555 м). Sitation Excel удачно сочетает в себе простоту, универсальность и экономичность легкого реактивного самолета с комфортом делового самолета среднего класса. Другие представители семейства Sitation – Sovereign, Encore, Bravo, Jet 2 – завоевали себе заслуженную популярность, благодаря своей надежности, безопасности и комфортабельности.

Американская фирма Raytheon не так давно представила новое семейство реактивных бизнес-самолетов. От предыдущих моделей они отличаются полностью выполненным из композиционных материалов фюзеляжем и стреловидным алюминиевым крылом. Такая конструкция обеспечивает большую скорость на крейсерском режиме, более вместительный салон и приемлемую цену.

Premier I развивает скорость 840 км/ч в стандартной компоновке – пилот и 4 пассажира – с полным запасом горючего может преодолевать расстояние 14 морских миль (2590 км) на высоте 12300 м. Самым большим самолетом, выпущенным компанией, стал Hawker Horizone, которых Raytheon уже продала свыше 150 машин. С восемью пассажирами на борту самолет может преодолевать 6290 км. По мнению экспертов, именно бизнес-самолеты суперсреднего класса, к которому относится эта модель, в течение десяти лет будут пользоваться наибольшим спросом, и их будет продано около 2000.

Легкий бизнес-самолет Hawker 450 по замыслу его создателей займет место между Beechjet 400A и машиной средней размерности Hawker 800XP. В стандартной конфигурации с полным запасом горючего и коммерческой загрузкой 450 кг самолет сможет летать без промежуточной посадки на 3700 км, развивая максимальную крейсерскую скорость 875 км/ч. Ожидается, что эта машина поступит в эксплуатацию в 2006 г.

По-прежнему популярностью пользуются двухдвигательные турбовинтовые модели King Air B200 и King Air 350.

На МАКС-2001 французская фирма Dassault Aviation представила флагманскую модель семейства самолетов административного класса – Falcon 900EX. Это модифицированная версия бизнес-самолета Falcon 900B c увеличенной до 8400 м дальностью полета. Хорошо зарекомендовавшая себя трехдвигательная схема позволяет Falcon

900-й серии экономить время в длительных перелетах, не нарушая при этом требований ETOPS и обеспечивая высокий уровень безопасности. При строительстве этих самолетов фирме очень пригодились наработанные технологии при создании многоцелевого истребителя Mirage. Falcon – единственный деловой самолет, который имеет антикоррозийную защиту, разработанную на основе специального технологического процесса для применения на самолетах морского базирования. И это единственный бизнес-самолет, сертифицированный без ограничения срока службы деталей планера.

Запущенный в производство еще в 1990 г. Falcon 2000 является широкофюзеляжным двухдвигательным деловым самолетом нового поколения. Falcon 900C пришел на смену модели “900В”. С восемью пассажирами на борту самолет имеет дальность полета 7400 км.

На 2004 г. намечен первый полет Falcon FNX – новой модели делового самолета, базирующейся на совершенно новом крыле и имеющей дальность полета 10500 км. Сохранив все традиционные качества Falcon, новая машина станет первым в мире бизнес-самолетом с электродистанционной системой управления, разработанной на базе систем управления истребителей.

Год назад эта фирма объявила о планах создания в ближайшие пять лет сверхзвукового пассажирского самолета бизнес-класса. Dassault уже пыталась реализовать подобный проект, однако после двух лет исследований в 1999 г. работы были приостановлены из-за значительных технических сложностей. Теперь же французы не пожалели для постройки своего детища $50 млрд, которые будут инвестированы в программу в течение 10 лет.

Самолет канадской фирмы Bombardier Global Express, имеющий дальность полета до 12000 км, со скоростью 950 км/ч без всяких проблем летает через Атлантику. На салон в Ле Бурже этот самолет пролетел по трассе Нью-Йорк-Париж, скрупулезно следуя маршрутом Чарльза Линдберга. Трассу 5797 км самолет преодолел за 6 ч 2 мин и 50 сек, установив новый мировой рекорд для самолетов бизнес-класса. Не остаются без внимания заказчиков “малыши” из конюшни Bombardier – Learjet 31, -45, -60, а также Challenger 604.

Среди турбовинтовых самолетов наибольшим спросом пользуются машины производства Raytheon/Beechcraft, Commander, New Piper Aircraft и Cessna Aircraft.

Кстати говоря, основными конкурентами нашей долгожданной “Гжели” по области применения и летно-техническим характеристикам являются швейцарский самолет Rlatus PC-12/45, французский Socata ТВМ-700LD и Cessna Caravan C208.

За последние годы появились самолеты административного класса, которым больше подходит название корпоративных, созданные на базе серийно производимых пассажирских магистральных самолетов. К ним относятся Boeing Business Jets (BBJ) и Airbus Corporate Jetliner (ACJ).

На прошедшем в сентябре прошлого года в Орландо (штат Флорида) крупнейшем салоне деловой авиации, организованном Национальной ассоциацией деловой авиации (NBAA) США, Airbus еще раз убедительно подтвердил, что намерен дать бой Boeing и в этом секторе мировой авиаиндустрии. Для пущего эффекта делегация европейской авиастроительной компании во главе с вице-президентом, руководителем программы ACJ, прилетела на собственном самолете, который потом занял место на линейке натурных экспонатов. Самолет, имея на борту 17 пассажиров, восемь членов экипажа и внушительную экспозицию для своего стенда, приземлился в аэропорту Санфорд. Эта машина с максимальным взлетным весом 74,9 т преодолела 4200 морских миль (7770 км) за 9 ч 24 мин. В баках осталось около четырех тонн горючего из 23,8 т, заправленных в Тулузе. Всего же самолет этого типа может брать на борт 29,8 т топлива.

В отличие от других административных самолетов, по существу только ACJ можно считать авиалайнером, поскольку он полностью создан на основе 124-местного аэробуса А319. Шесть дополнительных баков, установленных в грузовой отсеке, позволяют увеличить дальность полета до 11650 км и достичь 12500 м высоты крейсерского полета. При перевозке 40 пассажиров дальность полета ACJ составляет 7800 км. Модульная конструкция позволяет иметь компоновку салона как в варианте повышенной комфортности, так и смешанной компоновке до полусотни человек. Машина оснащается двумя двигателями CFM56-5A/B или V2527. Каталожная цена ACJ примерно такая же, как и у конкурирующих с ним бизнес-самолетов – BBJ, Global Express фирмы Bombardier, и Gulfstream V.

По мнению Ричарда Гаоны, после событий 11 сентября требования к деловым самолетам всех категорий несколько смягчились и перспективы продаж средне- и дальнемагистральных машин остаются неплохими. “Корпорации стремятся приобрести бизнес-самолет любой размерности, — заметил вице-президент, поскольку персоналу приходится много путешествовать. Несмотря на трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, мы сохраняем оптимизм относительно будущего этого самолета и общей ситуации в сфере деловой авиации”.

Airbus сейчас имеет 30 соглашений на поставку этой машины, но некоторые из них должны быть подтверждены.

Р.Гаона считает, что сегодня, когда на рынках воздушных перевозок наблюдается депрессия и пассажиропоток падает, компаниям не остается ничего другого, как гоняться за высокодоходными клиентами, обеспечивая их соответствующим сервисом. И здесь могут выручить корпоративные самолеты.

В этой связи следует особенно подчеркнуть, что некоторые европейские и американские авиакомпании проявляют большую заинтересованность в использовании деловых самолетов, полностью оборудованных под бизнес-класс, для регулярных перевозок через Атлантику. В этом отношении многообещающий пример подала Lufthansa, начавшая с июня 2002 г. эксплуатацию BBJ на регулярном маршруте Дюссельдорф-Нью-Йорк. Этот административный самолет, салон которого полностью скомпонован под бизнес-класс – 48 кресел. Любопытно, что до сентябрьских событий на этом маршруте Lufthansa использовала 235-местный А340 в трехклассной компоновке. Однако в связи с начавшимся спадом в пассажирских перевозках, полеты по линии, соединяющей Дюссельдорф и Нью-Йорк, прекратились. Практичность, впрочем, не отказала немцам и в этом случае: они решили на этом маршруте ограничиться до лучших времен скромной вместимостью BBJ, тем более что наиболее востребованным на прежних рейсах аэробуса был именно бизнес-класс. Взяв в “мокрый” лизинг BBJ у швейцарской авиакомпании PrivatAir, имеющей парк деловых самолетов, немцы решили многие проблемы.

BBJ разработан на основе “737-700”, однако крыло и шасси взяты от более тяжелой машины – “737-800”. Такое сочетание и дополнительные топливные баки позволяют ему летать на расстояние до 11430 км и расширяет возможности по перевозке грузов, что делает его привлекательным для использования в качестве частного или корпоративного самолета. С крейсерской скоростью 0,82 Маха (885 км/ч) самолет за 8,5 ч долетает до Нью-Йорка. BBJ, взятый в лизинг Lufthansa, может летать на расстояние 7400 км и находиться в воздухе почти 9,5 ч. Полеты выполняются шесть раз в неделю с высоким коэффициентом занятости кресел – до 70%.

Успех, как видно, превзошел все ожидания, поэтому с мая Lufthansa на арендованном у PrivatAir BBJ начала выполнять рейс из Мюнхена в Нью-Йорк (аэропорт “Ньюарк”) и готовится открыть трассу между Дюссельдорфом и Чикаго, благо “дорогих” пассажиров, привыкших путешествовать с комфортом да еще по тем линиям, по которым не летают магистральные самолеты авиакомпаний, вполне хватает.

Пример двух ведущих авиастроительных фирм оказался заразительным для других компаний. Так, бразильская компания Embraer, специализирующаяся на производстве региональных реактивных самолетов, тоже решила попробовать себя в новом качестве. На последнем салоне в Фарнборо представленный бразильцами бизнес-самолет Legacy вызвал пристальный интерес, и сегодня уже получены 73 твердых заказа и 94 опциона. Созданный на основе регионального 35-местного Embraer-135 уже сертифицирован по нормам FAR/JAR.

Этот самолет выпускается в двух версиях: Legacy Executive, рассчитанный на 10-18 кресел и Legacy Shuttе на 19-37 пассажиров. Первая модификация с восемью пассажирами может беспосадочно летать на расстояние 4960 км с крейсерской скоростью 785 км/ч. До Северной Америки, Южной Африки или Японии самолет сможет долететь с одной посадкой для дозаправки.

Legacy Shuttleимеет дальность полета от 1815 до 2880 км. Семь машин этой модификации уже эксплуатируются в США. Вдохновленная успехом Embraer собирается выпустить более крупный корпоративный самолет Legacy 2, платформой для создания которого станет Embraer 170.

Не удержалась от общего ажиотажа и Fairchild Dornier, которая в минувшем году приступила к поставкам административного самолета Envoy 3, представляющего собой вариант 33-местного 328JET. Это весьма перспективная модель (10-12 пассажиров, дальность полета 3700 км) по цене вполне сопоставима с ценой бизнес-самолетов среднего класса, однако по размерам салона не уступает большим административным самолетам, таким как Falcon 900 или Gulfstream IV. Фирма размахнулась и на модель Envoy 7, разрабатываемого на базе 728JET, с дальностью полета 7800 км. Но переживаемое фирмой банкротство делает этот проект весьма иллюзорным.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...