Владимир Карнозов В последний день сентября начала работу авиационная и морская выставка LIMA’2003 (Langkawi International Maritime and Airshow). В центре Mahsuri аэропорта острова Langkawi разместилась аэрокосмическая экспозиция. Там свои экспонаты выставили более 600 фирм из 25 стран мира. На статической стоянке было представлено 103 ЛА. Морская часть экспозиции разместилась в бухте Porto Malai.

Премьер-министр Малайзии Dr Mahathir Mohamad (далее Махатхир) — инициатор и покровитель международной выставки на курортном острове. Событие этого года — «последний парад», который провела местная авиационная промышленность вместе со своими иностранными партнерами для лидера страны, занимавшего высший должностной пост государства с 1981 г. В ноябре его место займет Ahmad Bodawi. Преемник уже успел высказаться в пользу проведения LIMA’2005.

Выступая на открытии LIMA’2003, Махатхир сказал, что выставка прочно заняла свое место среди мировых авиационных и морских салонов. Она имеет значение не только для Малайзии, но и для всего АТР. Согласно прогнозу международных исследовательских центров, объем закупок вооружений странами Азии в 2002-2006 гг. превысит $70 млрд.

Говоря о закупках военной и гражданской техники, Махатхир сказал, что Малайзия предпочитает варианты, которые не только обеспечивают соответствие приобретаемой техники предъявляемым техническим и экономическим требованиям, но и способствуют развитию экономики страны, передаче малазийским фирмам высоких технологий.

Малайзия продолжит уделять повышенное внимание безопасности международного судоходства, свободных экономических зон и нефтеносных районов АТР. А для этого нужно больше кораблей и самолетов. Дополнительные радарные станции слежения будут установлены вдоль побережья Малаккского пролива и других “узких местах”, через которые проходят многочисленные торговые суда.

Эти меры необходимы, чтобы остановить рост пиратства. За первое полугодие 2003 г. отмечено рекордное количество нападений пиратов на торговые суда — 234.

Малайзия — придирчивый покупатель, тщательно выбирающий из огромного числа предложений, поступающих со всего мира. России дается высокий приоритет в тендерах на закупку авиационной техники и шанс получить заказы на вооружение для сухопутных войск. Так, «Рособоронэкспорту» удалось продать переносные зенитные ракеты “Игла” и противотанковые “Метис”.

События салона

На LIMA’2003 западные фирмы вручили малазийским партнерам дюжину сертификатов поставщиков компонентов и запчастей, разрешения на проведение ремонта и модернизации. Состоялась церемония поставки европейскому гиганту EADS/Airbus первого комплекта композитных деталей малайского производства для крыла самолета А380. Впервые демонстрировался беспилотный ЛА, созданный малазийцами на базе легкомоторного самолета собственной постройки Eagle 150.

Вопреки ожиданиям, на салоне не состоялось подписание контракта с Boeing по истребителям F/A-18F Super Hornet. Сначала переговоры велись о 18 машинах, которые частично заменили бы восемь поставленных в 1997 г. F/A-18C/D Hornet по схеме «trade-in». Однако Малайзия предпочла российское предложение. В ходе официального визита в эту страну Президента России Владимира Путина в августе сего года был подписан контракт стоимостью

$0,9 млрд на поставку 18 многоцелевых истребителей Су-30МКМ.

На выставке министерство обороны Малайзии подписало с фирмами-участниками контрактов на 200 млн. ринггит (свыше $50млн). Один из них — с «Рособоронэкспортом», по интеграции бортового комплекса Су-30МКМ на сумму 19,2 млн. ринггит. Российской стороне вручили документ «Letter of Acceptance», в котором перечислены уже выбранные иностранные фирмы — поставщики оборудования на эту машину.

Самолет Су-30МКМ пока не существует в металле, но достаточно полное представление об уровне его возможностей дает его индийский аналог Су-30МКИ, представленный на LIMA’2003.

Вертолетный контракт

А крупнейшей сделкой стал контракт на поставку в Малайзию еще десяти Ми-171Ш (во время визита Путина было закуплено два таких вертолета). Машины сборки ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод” проданы “Рособоронэкспортом”. С малазийской стороны контракт подписан фирмой AIROD, которая получила соответствующее задание министерства обороны своей страны.

Два Ми-171Ш для полиции поступят в эксплуатацию без доработок. А следующие десять машин, предназначенные для ВС, оснастят «стеклянной кабиной». Индекс “Ш” в названии машины означает “штурмовой”, однако по условиям контракта вертолеты поставляются без вооружения. Предполагается, что позднее будет подписано дополнительное соглашение по комплектации и модернизации вертолетов, которое определит и состав вооружения.

На стенде AIROD демонстрировался макет “стеклянной кабины” для Ми-171, а также элементы будущего комплекса вооружения и целевого оборудования. Цветные дисплеи, бортовой компьютер фирмы Caledonian, стабилизированная платформа Leo-II c ИК, ТВ и лазерными устройствами фирмы Denel; связное и навигационное оборудование фирмы Collins. AIROD берется поставить заказчику первый вертолет со “стеклянной кабиной” через семь месяцев после его поступления из России.

Местные специалисты уже хорошо изучили Ми-17. В 1998 г. Служба пожаротушения и спасения Малайзии, носящая интригующее название “Bomba”, приобрела два Ми-17 у Казанского вертолетного завода (КВЗ). Местные фирмы установили на них аппаратуру связи и навигации американского производства, а также уникальный комплекс для борьбы с различными видами пожаров. Он включает “водяную пушку” ферменной конструкции, в полете закрепляемую вдоль борта вертолета. В «боевом» положении она раскладывается, позволяя подавать воду или пламегасящую жидкость в окна и проемы горящих многоэтажных зданий. На LIMA’2003 экипажи “Bomba” мастерски продемонстрировали возможности вертолета.

Ан-38 прокладывает путь

С апреля 2000 г. в Малайзии эксплуатируется 27-местный самолет

Ан-38. Сначала там летал один Ан-38-100, затем две машины авиакомпании «Восток». В марте 2001 г. появился Ан-38-120 “НАПО-Авиатранс”. Идут переговоры по еще одной такой машине. “Аны” летают под флагом местной компании Layang Layang Aerospace внутри страны, а также в соседние Сингапур, Индонезию, Филиппины и Бруней. Их обслуживает интернациональная “команда” российских и малазийских специалистов. Фирма имеет базы в провинции Sabah: одну в Kota Kinabalu, другую — в Miri. «Аны» налетали на малазийских линиях более 3500 ч. В июне 2003 г. Департамент гражданской авиации Малайзии начал процедуру сертификации Ан-38-120. Самолет собирается на заводе в корпорации “Сухой” в Новосибирске. Генеральный директор АХК “Сухой” Михаил Погосян надеется, что опыт успешной эксплуатации Ан-38 в Малайзии поможет продвижению на рынок этой страны “более современного” самолета Су-80.

Малайзия объединяет

LIMA’2003 стала местом проведения первой в истории совместной пресс-конференции АХК “Сухой” и НПК “Иркут”. У двух крупнейших авиастроительных фирм России намечается новый совместный проект — создание в Малайзии центра послепродажного обслуживания Су-30МКМ. Центр будет управляться российско-малазийским СП. Он должен заработать в полную силу после окончания гарантийного срока эксплуатации Су-30МКМ, поставки которых начнутся в 2006 г. Российская сторона выразила пожелание, чтобы ее доля в новом СП была бы больше, чем в ATSC, занимающемся послепродажным обслуживанием МиГ-29Н (5% — “Рособоронэкспорт” и 25% — РСК “МиГ”). “Разработчик и производитель самолета знают лучше других, как правильно обслуживать свою технику”, — утверждает Президент НПК “Иркут” Алексей Федоров. При уважении законодательства страны-клиента соображения по обеспечению качества обслуживания самолетов должны превалировать над коммерческими, считает Федоров.

На протяжении некоторого времени боеготовность МиГ-29Н оставляла желать лучшего. Правда, Королевским Малайским ВВС удавалось поддерживать средний годовой налет летчиков эскадрильи на уровне 250-300 ч. Высокое мастерство пилотов МиГ-29Н позволило им отлетать не хуже знаменитой группы “Красные стрелы”.

Нередко РСК “МиГ” попадал под огонь критики местных СМИ из-за проблем с обеспечением самолетов запасными частями. Правда, английской фирме BAE Systems тоже здорово досталось: дела с закупленными в Великобритании учебно-боевыми самолетами Hawk-100 и штурмовиками Hawk-200 обстояли еще хуже (новейшая авионика в тропических условиях эксплуатации часто давала сбои).

Гидроавиация

Гидроавиация — перспективное направление российско-малазийского сотрудничества. На LIMA’2001 демонстрировался амфибийный самолет Бе-200, а на выставке 2003 г. — Бе-103. Последний поднимался в воздух не только с аэропорта Langkawi, но и с водной поверхности. Самолет способен стать незаменимым помощником малазийских пограничников, таможенников, а также бойцов специальных подразделений: он подходит для решения задач “быстрого реагирования” в Малаккском проливе, где действуют быстроходные катера пиратов и контрабандистов.

Более крупный Бе-200 может решать целый комплекс задач: от тушения пожаров, патрулирования, поиска и спасения до перевозок пассажиров и грузов. Для продвижения машины на рынки стран ЮВА НПК “Иркут” назначил эксклюзивного агента в регионе. Им стала малазийская фирма HICOM Defence Technologies (Deftech). По мнению исполнительного директора фирмы Riduwan Saari, Бе-200 сможет найти применение в ЮВА в качестве воздушного судна для патрулирования и перевозки экстренных грузов. А амфибийные качества и большая дальность полета позволяют применять самолет для поисково-спасательных операций над обширными водными путями в странах АСЕАН.

Один в поле

Отношения России и Малайзии в области ВТС можно считать “эталонными”, говорит Председатель КВТС Михаил Дмитриев. На LIMA’2003 Россия представила большое количество различной военной техники, которая интересна не только для Малайзии. «Государства АТР внимательно наблюдают, что покупают соседи, и делают свой выбор, оглядываясь на них», — утверждает заместитель генерального директора “Рособоронэкспорта” Виктор Комардин. В последнее время России удалось расширить “клиентскую базу” в регионе, продав истребители «Су» и вертолеты «Ми» в Индию, Малайзию и Индонезию. К нашей авиатехнике присматриваются Лаос, Таиланд, Филиппины, Сингапур и Бангладеш.

Российскую экспозицию посетили почти 70 делегаций из различных стран мира. Среди высоких гостей были король, премьер-министр Малайзии и его преемник. По просьбе малазийской стороны вместе с летчиком-испытателем фирмы “Сухого” Вячеславом Аверьяновым часовой полет на Су-30МКИ совершил пилот Королевских Малайских ВВС.

Во время обхода российской экспозиции Махатхир надолго задержался у стенда Ульяновского механического завода, где ему рассказали о “Бук М1-2”. Комплекс может поражать ракетами не только воздушные цели (самолеты, ДПЛА, крылатые и баллистические ракеты) на дальности до 42 км, но и морские и радиоконтрастные наземные объекты. Лица малайцев вытянулись, когда им сообщили, что “Бук” “может сбить все, что здесь летает, и утопить все, что плавает”. Пары ракет 9М317, каждая весом по 715 кг, хватило бы для отправки на дно самого крупного боевого корабля в бухте Porto Malai. По иронии судьбы, таковым был индийский фрегат, вооруженный ЗРК «Штиль», также использующим ракеты 9М317.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...