Борис Сидоренко Перевернута еще одна страница многотомной истории мировой авиации: в августе нынешнего года в подмосковном Жуковском состоялся шестой международный авиасалон МАКС-2003. Можно с уверенностью заявить, что он стал одним из самых масштабных. По представленной боевой авиации экспозиция в Жуковском превзошла даже 45-й по счету авиасалон в Ле Бурже, проведенный нынешнем летом. Конечно, тому есть целый ряд причин. Как известно, Россия не представляла во Франции свои боевые самолеты из-за угроз их ареста со стороны швейцарской фирмы Noga. Американцы не прислали свою авиацию в знак протеста в связи с позицией европейских стран по Ираку. Но, думается, масштабность МАКС-2003 объясняется прежде всего его возросшей популярностью, высоким авторитетом в мировом авиационном сообществе. В салоне приняли участие более 660 компаний и предприятий. Почти 500 из них представляли Россию и страны СНГ, 165 фирм – 38 стран дальнего зарубежья. В полетах и на статической стоянке демонстрировалось более 200 летательных аппаратов, 47 из которых прибыли из-за рубежа.

Салют Русских ВитязейСоединенные Штаты Америки впервые выставили в России самолеты КС-135 из эскадрильи топливозаправщиков, транспортный «Геркулес», истребители F-15 и F-16. Приземлился на летном поле ЛИИ им.М.М.Громова широко известный стратегический бомбардировщик В-52, который по праву называют самым большим долгожителем в мировой авиации.

Стремление объединить усилия по развитию мировой авиации, упрочить и расширить интеграционные связи стало характерной чертой прошедшего авиасалона в Жуковском. Да это и понятно. Сегодня все ведущие авиационные державы мира пришли к убеждению, что нельзя «вариться в собственном соку», только сотрудничество позволит быстро и с наименьшими затратами создавать летательные аппараты нового поколения. Поэтому вполне закономерен усиливающийся интерес к московским авиационно-космическим салонам со стороны таких гигантов авиаиндустрии, как американский «Боинг», европейский «Эрбас», французская двигателестроительная фирма «Снекма», целого ряда других, экспозиции которых на нынешнем салоне в Жуковском значительно расширились.

Экспозиция «Эрбас» на салоне наглядно показала его стремление развивать долгосрочное сотрудничество с авиационной отраслью российской экономики, которое началось более 10 лет назад и расширяется благодаря успешной реализации обширной программы, намеченной в соглашении о стратегическом партнерстве, подписанном в июле 2001 г. Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном ЕАDS, главным акционером «Эрбас», и Российским авиационно-космическим агентством. Программа «Эрбас» включает многочисленные исследовательские проекты, расширение конструкторских работ, закупку материалов, выполнение производственных заказов на контрактной основе и широкую кооперацию в области сертификации. Расширяют интеграционные связи с российской авиационной промышленностью фирмы «Боинг» и «Снекма».

На выставочных стендах большое внимание было уделено самолету Russian Regional Jet (RRJ), который впервые поднимется в воздух в начале 2006 г. Проект по созданию семейства RRJ осуществляет дочерняя компания АВПК «Сухой» «Гражданские Самолеты Сухого» совместно с «Боингом», «Снекмой», «АК им. С.В.Ильюшина» и ОКБ им.А.С.Яковлева. Самолеты семейства базируются на едином крыле и максимально унифицированы между собой по элементам планера, двигателям и оборудованию, что позволяет снизить затраты на разработку, производство, техобслуживание и ремонт, обучение летного и инженерно-технического персонала.

Что дает кооперация с зарубежными фирмами? Она позволит «Сухому» вывести самолеты семейства RRJ на мировой рынок. «Боинг» совместно с «Сухим» участвует в маркетинге, продаже и сертификации семейства самолетов по международным нормам. Такое сотрудничество обеспечивает и осуществление эффективной послепродажной поддержки.

В марте 2003 г. определен авиадвигатель для семейства самолетов RRJ, им стал франко-российский SM-146. А в апреле был подписан трехсторонний меморандум о намерениях между компаниями «Сухой», «Снекма» и НПО «Сатурн». Двигатель SM-146 с тягой от 6130 до 8000 кгс создается специально для рынка региональных перевозок, доля которых будет существенно возрастать в следующие два десятилетия. Он унифицирован для оснащения всех версий самолетов семейства RRJ (базовой и увеличенной дальности).

Международная кооперация с «Боингом» и «Снекмой» облегчит привлечение необходимых инвестиций под реализацию программы RRJ, стоимость которой оценивается в $600 млн. При этом планируемый общий объем продаж семейства составит более $10 млрд. До конца нынешнего года будут на конкурсной основе определены основные поставщики систем самолета RRJ. Среди участвующих в тендере — известные российские и зарубежные компании. Производство планируется развернуть на авиазаводах в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре.

В некоторых средствах массовой информации при анализе итогов МАКС-2003 высказывались опасения, что создание RRJ может помешать выходу на рынок другого российского самолета – Ту-334. Думается, для такого вывода нет оснований. Из всех реализованных отечественных программ Ту-334 наиболее близок к завершению. Его сертификацию планируется закончить уже в этом году, а в 2004-м начнется серийное производство. И это не может не радовать. Ведь хорошо известно, насколько стремительно устаревает отечественный авиационный парк. А это прежде всего региональные и ближнемагистральные Ан-24, Як-40, Як-42, Ту-134, на смену которым должны прийти туполевские машины нового поколения. Не случайно свои пожелания о приобретении Ту-334 уже высказали «Красноярские авиалинии», «Атлант-Союз», «Кавминводыавиа». Вопрос о замене 13 Ту-134 на 15-20 Ту-334 рассматривается и в «Аэрофлоте».

Словом, на российском рынке у Ту-334 просматриваются вполне реальные перспективы. Что же касается RRJ, то он, как упоминалось выше, будет поднят в воздух не ранее чем через 2,5 года и должен быть востребован не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Да и потом, если сразу два отечественных самолета выйдут на рынок с интервалом примерно в три года, разве это плохо?

Кстати, Россия в экспозиции МАКС-2003 представила серию проектов новых туполевских региональных самолетов. Головным в этом семействе является Ту-324 вместимостью 52 пассажира, осваиваемый в Казани. Планируется, что его сертифицируют в 2005-2006 гг. и будут поставлять российским и зарубежным авиакомпаниям с 2006 г. По предварительным подсчетам, возможности производства позволяют довести выпуск Ту-324 в 2010 г. до 39-40 единиц, в 2015-м – до 60-65. В разработку и освоение самолета и его систем Татарстан и другие участники программы вложили уже свыше $100 млн. Новая машина будет полностью соответствовать требованиям ИКАО по шуму, эмиссии выхлопных газов и системам самолета, вводимым после 2006 г. Оборудование Ту-324 обеспечивает посадку по 2-й категории ИКАО. Из других проектов хотелось бы отметить 72-местный Ту-414.

В общем итоге тема гражданской авиации на нынешнем авиасалоне была представлена значительно шире, чем на предшествующих. На летном поле выставку открывал пассажирский Ил-96-400, а завершал ее не менее внушительный Ту-204-300. По мнению главного конструктора ЗАО «Авиастар – самолетное производство» Владимира Донецкого, Ту-204-300 займет нишу, которая в России была свободна. Он обладает дальностью полета свыше 10 тыс. км и легче своих предшественников.

Как всегда, большим блоком на авиасалоне была представлена отечественная военная авиатехника. Это модернизированные Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-60, Ка-50 и Ка-52, Ка-31, Ка-32 и Ка-226.

Тема модернизации авиатехники заняла в экспозиции МАКС-2003 одно из центральных мест. Особенно это касается самолетов и вертолетов военного назначения. ВВС России отказались от идеи закупки новых истребителей в пользу имеющейся техники, но значительно обновленной.

Модернизации подвергаются и гражданские воздушные суда. Обновляются ильюшинские и туполевские самолеты, дальнемагистральные, региональные, транспортные, местных воздушных линий. В экспозиции НПО «Сатурн» был представлен проект модернизации двигателей для Ил-76, Ту-154 и Ил-62. Это позволит продлить жизнь массовым российским самолетам, сделать их более экономичными и отвечающими европейским стандартам.

Вторую жизнь воздушным судам дают фирмы, занимающиеся обновлением интерьеров, созданием салонов VIP-класса. В этом отношении наиболее интересные экспозиции на МАКС-2003 представили компании KVAND и «Санд Кэпитал». Прекрасные современные интерьеры можно было увидеть на стендах этих компаний в слайдах и фотоснимках, а также непосредственно познакомиться с ними в салонах самолетов. А KVAND представила на стенде даже полномасштабный салон, который может использоваться одновременно и как мобильный офис, и как конференц-зал, и как апартаменты «люкс», оснащенные современными средствами связи. Этот проект позволяет по-новому реализовать внутреннее пространство пассажирской кабины, изменить его в зависимости от желаний и требований заказчика. К примеру, стол в поднятом положении служит перегородкой, площадь зала заседаний может быть разделена на два самостоятельных купе.

ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля» совместно с ОАО «Роствертол» продолжает модернизацию тяжелого вертолета Ми-26 с целью повышения летно-технических и экономических характеристик, а также расширения сфер и условий его эксплуатации. В частности, разработан вариант вертолета Ми-26Т2 круглосуточного применения с сокращенным составом экипажа и современной авионикой. Совместно со специалистами из Казани и Улан-Удэ проводится глубокая модернизация вертолетов Ми-8/Ми-17. В результате этой программы старая добрая «восьмерка» превратится в новую многоцелевую машину, полностью соответствующую самым современным требованиям как военных, так и гражданских заказчиков.

Еще одной программой, разрабатываемой совместно с ростовскими вертолетостроителями, стала модернизация Ми-2 и создание на его базе Ми-2А. Наличие в России и за рубежом большого парка Ми-2 со значительными остаточными ресурсами и сроками службы, а также постоянная тенденция к увеличению потребности эксплуатантов в современных машинах данного класса делают программу модернизации вертолета очень актуальной.

Из новинок вертолетной техники особо хотелось бы выделить транспортно-пассажирский Ми-38, первый полет которого состоится в 2003 г. Вертолет разработан в соответствии с требованиями российских и зарубежных норм сертификации и создается в рамках совместного российско-французского предприятия «ЕвроМиль», в состав которого входят ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля», ОАО «Казанский вертолетный завод» и компания «Еврокоптер». Ми-38 предназначен для перевозки пассажиров и грузов максимальной массой до 7 т, выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных, спасательных работ, оказания медицинской помощи, проведения геологоразведочных работ. Новый вертолет может также использоваться в качестве комфортабельного салона. Просторная (8,7х1,8х2,3 м) грузопассажирская кабина вмещает до 30 пассажиров или 16 больных на носилках. Кабина оснащена современными средствами механизации погрузки и выгрузки. Подвижная техника загружается своим ходом через заднюю откидную рампу.

Содержательная экспозиция гражданской авиационной техники привела на МАКС-2003 намного больше авиаперевозчиков, чем в прошлые годы. Они не только были гостями салона, но и организовали свои стенды, проводили пресс-конференции и презентации. К примеру, большой интерес вызвали пресс-конференции авиакомпаний «Аэрофлот – российские авиалинии», «Сибирь», «Красноярские авиалинии».

Генеральный директор «Красноярских авиалиний» Борис Абрамович выступил с предложением модернизации авиационной маршрутной сети России на базе нескольких узловых аэропортов. Для построения узловой сети были предложены следующие приоритетные аэропорты: Шереметьево, Домодедово, Пулково (Санкт-Петербург), Сочи, Курумоч (Самара), Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Красноярск и Хабаровск. Такая система, состоящая из нескольких связанных между собой хабов, дает возможность реализовать различные варианты маршрутов между одними и теми же крайними пунктами через любой из промежуточных. Главное преимущество предлагаемой маршрутной сети, по мнению Б.Абрамовича, состоит в высокой частоте и многовариантности сообщений между всеми федеральными и региональными аэропортами через несколько узловых, а эффективность перевозок при этом достигается за счет оперативного управления предложением в зависимости от спроса.

Российские авиаперевозчики заявили на МАКС-2003 о своей решимости не только совершенствовать авиационные перевозки, но и наращивать их объем. А для этого им, естественно, нужны воздушные суда нового поколения, а также модернизация эксплуатируемых самолетов и вертолетов в соответствии с мировыми стандартами. Так что повышенный интерес авиакомпаний к представленной на салоне технике вполне закономерен.

«Хочу поддержать нашу авиационную промышленность, она производит конкурентоспособную технику, — сказал в своем выступлении на МАКС-2003 первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько. – Недостает только хорошей системы послепродажного обслуживания. Но мы с Росавиакосмосом наметили пути ее совершенствования, и уже первые шаги позволили увеличить налеты на самолетах Ту-214, эксплуатируемых авиакомпанией «Дальавиа», со 130 до 300 часов в месяц. И количество летных часов будет расти».

Далее А.Нерадько сказал, что уже многие руководители авиакомпаний связывают свое будущее с отечественной авиационной техникой. Одним из первых контрактов на салоне в Жуковском стало соглашение о поставках четырех самолетов Ту-214 авиакомпании «Омскавиа». ГСГА поддерживала и будет поддерживать прежде всего те авиакомпании, которые остановили свой выбор на новой отечественной авиатехнике, заявил А.Нерадько.

Не менее примечателен и такой факт: авиакомпания «Трансаэро» заключила сделку на поставку ей новейших авиалайнеров Ту-204-300. Эти самолеты приобретаются в финансовый лизинг на 15 лет. На первом этапе «Авиастар-СП» поставит четыре авиалайнера. А в 2006-2007 гг. «Трансаэро» получит еще шесть самолетов. В итоге общий объем сделки составит $200 млн. Эти самолеты авиакомпания намерена использовать как на внутренних, так и на международных авиалиниях.

Вместе с тем проблемы сервисного сопровождения и поддержания летной годности воздушных судов остаются весьма актуальными. Не случайно этой теме в рамках МАКС-2003 была посвящена специальная конференция под эгидой Межгосударственного авиационного комитета. Пяти организациям – ГУП «Авиатехснаб», ЗАО «Многопрофильная формирующая авиагруппа», ЗАО «Авиационный торговый дом «АВИАХЭЛП», ООО «Фирма «Инверсия» и ЗАО «ОСКАР-АВИА ГРУП» — были вручены сертификаты МАК, как поставщикам авиационно-технического имущества, используемого при работах по поддержанию летной годности.

Экспозиция ОАО «Авиазапчасть» подтвердила ведущую роль этого старейшего предприятия, образованного 1 апреля 1968 г., в поставке гражданской авиатехники и запасных частей для нее как в зарубежные государства, так и внутри страны. Достаточно сказать, что сегодня «Авиазапчасть» поддерживает партнерские отношения более чем с 300 заводами авиационной отрасли в России и в 20 странах мира. Это предприятие имеет уникальный автоматизированный складской комплекс общей площадью 21 тыс. м2, собственный авиационный и автомобильный транспорт, отдел таможенного оформления грузов. Обеспечивается весь комплекс послепродажной поддержки, включая комплектование запасных частей на складе, оформление таможенных документов и доставку авиационно-технического имущества заказчику всеми видами транспорта.

Представлены были на салоне и те, кто занимается поставками авиатоплива и смазочных материалов. В частности, большой интерес у посетителей вызвала экспозиция ЗАО «РОСМА» из Нижнего Новгорода, обеспечивающего авиаторов российскими смазочными материалами. За шесть дней на стенде «РОСМА» было проведено свыше 200 деловых встреч со специалистами предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Одним из наиболее значительных событий прошедшего авиасалона стало то, что в московском небе впервые встретились летчики сразу четырех стран. Помимо отечественных пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи», «Русь», с показательными и демонстрационными полетами выступили французская «Патруль де Франс», итальянская «Фречче Триколори» и ВВС США.

Разумеется можно спорить об уровне пилотажа летчиков различных стран. Одни зрители восхищались мастерством французов и итальянцев, другим понравились американцы. А многие утверждали, что безусловным лидером на салоне стали отечественные пилотажные группы. Но главное в том, что это было соревнование во имя дальнейшего развития авиации в целом. И высочайший профессионализм пилотов направлен не на конфронтацию, способную привести к взаимоуничтожению, а на сотрудничество и упрочение дружеских связей и контактов.

Безусловным украшением салона стали аэростатические летательные аппараты (АЛА) российского производства, представленные, в частности, ФГУП «Рособоронэкспорт». Одним из наиболее ярких экспонатов авиасалона стал одноместный малообъемный дирижабль Аи-11 «Аист». АЛА способны решать широкий спектр задач, в числе которых: транспортировка грузов на дальние и сверхдальние расстояния, наблюдение и разведка, аварийно-спасательные работы, патрулирование государственных границ, реклама и элитарный туризм. Современные российские воздухоплавательные аппараты экологичны и рентабельны в эксплуатации, обладают хорошим полетным ресурсом, многоуровневой бе-зопасностью. Благодаря компьютерным системам контроля полета и навигации, усовершенствованной несущей конструкции, высокотехнологичным материалам и другим достижениям научной мысли они в полной мере соответствуют международным стандартам и по ряду характеристик превосходят аналогичные системы западного производства. Транспортные дирижабли большой грузоподъемности в отличие от авиации не требуют аэродромов, инфраструктурных объектов и решения целого ряда других капиталоемких задач.

Воздухоплавательные системы, предлагаемые ФГУП «Рособоронэкспорт», могут создаваться на основе межгосударственной кооперации. Примером международной интеграции в области дирижаблестроения служит совместный российско-французский проект гелиевого дирижабля нового поколения Voliris-900, созданный российским НПО «РосАэроСистемы» и французской фирмой VOLIRIS.

Итак, МАКС-2003 позади. О возросшем значении авиационно-космических салонов очень хорошо сказал в своем обращении к участникам и гостям министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов: «За последние годы МАКС не только стал значительным событием в жизни отечественной аэрокосмической отрасли, но и приобрел большое политическое значение. Сегодня уже всем ясно, что без развития высокотехнологичных отраслей невозможно обеспечить быстрое экономическое развитие нашей страны, защитить ее национальные интересы».

Экспозицию МАКС-2003 посетили также Президент Российской Федерации В.Путин и министр финансов А.Кудрин. Все это свидетельствует об усилении внимания со стороны властных структур к заботам и нуждам авиационно-космической отрасли. Слова, сказанные А.Кудриным на салоне, прозвучали как конкретная программа на ближайшие годы: «До сего дня наша авиакосмическая индустрия развивалась на основе того, что было сделано в Советском Союзе. Теперь пришло время нарабатывать задел для будущего. Все предпосылки к этому есть».

Фото Сергея Сергеева, Вячеслава Головушкина, Тимофея Забалуева

Парашютист с флагом России

Изображение 1 из 22

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...