Владимир Коровин Спустя несколько лет после слияния основных европейских аэрокосмических фирм в многонациональные консорциумы многие эксперты сходятся во мнении, что одним из основных побудительных мотивов этого была уверенность в том, что завершаемые европейцами разработки могли бы бросить вызов США и другим конкурентам на международном рынке. Однако результаты, достигнутые но этом пути, пока не впечатляют

Пуск ракеты AMRAAMВ первую очередь это связано с тем, что новые консорциумы все еще обременены доставшимися им в наследство конкурирующими разработками. В настоящее время это создает дилемму для потенциальных покупателей. Второй стороной проблемы эксперты называют демонстрируемую сегодня неспособность созданных объединений к обеспечению гармоничного развитая национальных оборонных программ. В результате складывается ситуация, когда отрасли оборонной промышленности ухе объединены, а многонациональное сотрудничество в развитии оборонных программ стало фактически намного хуже, чем во времена «холодной войны».
Таким образом, в краткосрочной перспективе консолидация европейской азрокосмической промышленности оказалась неспособна к реализации традиционного рационального европейского подхода к разработке ракет и их приобретению.
Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности «Метеор» — один из наиболее ярких примеров подобных проблем, с которыми столкнулась европейская азрокосмическая промышленность. После подписания 23 декабря 2002 г. контракта с министерством обороны Великобритании на 1,86 млрд евро шесть европейских государств наконец приступили к ее полномасштабной разработке. Группу фирм-разработчиков, в которую входят EADS-CASA. EADS-LFK и «SAAB BOFORS DINAMICS», возглавил концерн MBDA. А в целом, в реализации этой программы будет задействовано около 250 европейских компаний. К этой группе также присоединилась фирма «Боинг», которая планирует в дальнейшем предложить «Метеор» для использования в составе истребителей F-15 и F/A-18.
Основные технические предпосылки создания «Метеора» были сформированы еще в середине 90-х годов прошлого века. «Метеор» будет оснащена многоступенчатой системой наведения с активным радиолокационным наведением на конечном участке траектории полета, при этом она будет развивать максимальную скорость полета М>4 и иметь дальность действия более 100 км. Для достижения подобных характеристик ракета будет иметь маршевый ракетно-прямоточный двигатель с установленным в его камере сгорания бессопловым твердотопливным ускорителем.
Первым ключевым моментом в программе должен стать пуск ракеты с истребителя «Грипен» в 2005 г. Последующие пуски будут проводиться с истребителя «Тайфун» («Еврофайтер»), для которого «Метеор» в дальнейшем должна стать основной ракетой средней и большой дальности.
По существующим планам программа разработки «Метеора» будет завершена к 2010 г. А до этого времени ВВС европейских стран будут вынуждены приобретать для вооружения «Тайфунов» американскую ракету AMRAAM. Хотя именно нежелание европейцев иметь AMRAAM в качестве ракеты большой дальности для «Тайфуна» в значительной степени и продвигало в последние годы программу «Метеор».
Созданная фирмой «Рейтеон» ракета AIM-120 AMRAAM поступила на вооружение еще в 1991 г. На данный момент выпущено более 12 тыс. этих ракет, практически монополизировавших этот сегмент рынка вооружений стран НАТО. При этом ракета практически непрерывно модернизируется.
Последний по времени вариант ракеты, получивший обозначение AIM-120C-5, обладает улучшенными возможностями при ведении всеракурсной стрельбы. С этой целью на ракете изменено программное обеспечение. Изменения также включают в себя модернизацию функций автопилота, что позволит ракете захватывать цель сразу после старта и двигаться по траекториям, находящимся вне ограничений гироскопических устройств ГСН. AIM-120C-5 будет также оснащаться новой боевой частью с более высокой поражающей способностью против современных боевых самолетов с широко разнесенными двигательными установками и высоким уровнем защищенности. Масса этой боевой части на 2% больше, чем у исходной, но количество осколков в пять раз больше. Масса каждого осколка значительно снизилась, в результате чего их скорость возросла на 23% в переднем секторе, на 18% в заднем секторе и на 9% в зоне средних углов.
Как сообщается, вводимые изменения не увеличили дальности действия этого варианта ракеты, производство которого начало с серии 14 в 2002 ф.г.
Вариант ракеты AMRAAM P3I (PrePlanned Product Improvement), также известный под обозначением AIM-120С-7, начнет выпускаться с серии 16 в 2004 ф.г. Для этого варианта разработан уменьшенный по размеру отсек наведения и перепрограммируемое вычислительное устройство. При этом используемый в AMRAAM процессор (300 мГц со 192 кбит памяти) будет заменен на новый, обладающий таким же быстродействием, но с объемом памяти до 750 кбит. Вариант P3I будет оснащен двумя процессорами Power-PC 755 с быстродействием 300 мГц с 4 мбит памяти (только 50% которой будет использоваться). Базируясь на коммерческом стандарте, они будут программироваться на языке «Си++» и будут совместимы с коммерческими программными продуктами.
Уменьшение отсека наведения высвободит 15 см в передней части ракеты. В варианте С-7 этот внутренний объем будет оставаться неиспользуемым, но позволит в дальнейшем устанавливать удлиненный вариант двигателя.
Первый бросковый пуск С-7 был выполнен в начале 2002 г., а первый управляемый пуск — в конце 2002 г. Окончание разработки и выпуск первых серийных образцов запланированы на конец 2003 г.
Одновременно с этим специалисты фир мы «Рейтеон» изучают возможность увеличения дальности действия AMRAAM, которая при этом не будет иметь «мертвых» зон и будет обладать улучшенными кинематическими характеристиками в зоне перехвата цели. Специалисты «Рейтеон» оценивают продолжительность периода разработки AMRAAM увеличенной дальности до 2008 г. Для этого изучаются все возможные для использования в составе ракеты варианты двигательных установок. В их числе:

  • ракетный двигатель увеличенного диаметра, используемый на ракете «Evolved SeaSparrow» (ESSM);
  • усовершенствованный твердотопливный двигатель;
  • двухимпульсный ракетный двигатель увеличенной длины;
  • гибридный ракетный двигатель;
  • ракетно-прямоточный двигатель с регулируемой проточной частью;
  • жидкостный прямоточный двигатель.

Варианту ракеты с увеличенной длиной двигателя фирма «Рейтеон» присвоила обозначение «+11». Это связано с появлением свободного пространства в передней части ракеты варианта С-7, в результате чего ракетный двигатель может быть удлинен на 12,5 см по сравнению с исходным вариантом AMRAAM.
Как предполагается, в дальнейшей эволюции AMRAAM наиболее значительную роль должны сыграть такие факторы, как стоимость и технологичность. Исходя из этого, специалисты «Рейтеон» в качестве наиболее перспективных вариантов видят два:

  • использование двигателя ракеты ESSM;
  • конструкция «+11» увеличенной длины с двухимпульсным ракетным двигателем.

Также изучаются другие потенциальные улучшения AMRAAM. Параллельно с изменением двигательной установки рассматривается возможность усовершенствования канала передачи данных. Как и обеспечение всеракурсности действия ракеты, это должно оказать значительное воздействие на эффективное использование ракеты для борьбы с наиболее сложными видами воздушных целей.
В свою очередь, об имеющихся планах выбора к 2004 г. нескольких направлений работ по дальнейшей модернизации AMRAAM сообщают и представители ВВС США. Ряд вариантов изучается ими с целью увеличения дальности действия ракеты, и в этой связи рассматривается возможность использования гибридных двигателей, ракетно-прямоточных двигателей, двухимпульсных двигательных установок, двигателей на гелеобразном топливе.
Наиболее перспективным среди них считается использование для AMRAAM ракетно-прямоточных двигателей. Однако этот вариант не является безусловным фаворитом, поскольку требует значительной переделки конструкции ракеты. Более того, получаемое при использовании таких двигателей увеличение скорости полета несет с собой много проблем для радиолокационной ГСН и автопилота ракеты.
Работы по совершенствованию AMRAAM также ведутся в исследовательской лаборатории ВВС, где они сосредоточены в направлении создания системы газодинамического управления ракеты. Ее использование может увеличить эффективность действия ракеты при малых дальностях перехвата.
Созданная к настоящему времени конструкция газодинамической системы использует шестиклапанную систему управления тангажом, рысканием и креном. В течение 0,3-1 с после пуска газодинамическая система управления обеспечит выполнение ракетой разворота с выходом на большие углы атаки, что позволит AMRAAM поразить цель сразу же после пуска. Предпочтительность использования подобной системы управления перед системами с управлением вектором тяги подтвердили многочисленные эксперименты. Использование газодинамической системы также позволяет избавить ракету от вращения, что обеспечивает более эффективную работу головки самонаведения. Ближайшей же целью ее разработчиков является снижение массы этой системы до 4,5 кг.
В условиях развертывания работ по «Метеору» и интенсивных поисков путей совершенствования AMRAAM наиболее эффективной европейской ракетой средней дальности действия класса «воздух-воздух» является ракета MICA (консорциума MBDA), выпускаемая серийно с 1995 г. Благодаря тому, что MICA оснащается системой управления вектором тяги двигателя, позволяющей выполнять маневры с перегрузками до 50 g, эта ракета также может эффективно использоваться для поражения целей в ближнем воздушном бою и при самообороне.
В отличие от AMRAAM, ракета MICA в полтора раза легче и существует в двух вариантах: первый — с двухрежимной тепловизионной ГСН, второй — с активной радиолокационной ГСН. Это обеспечивает самолетам, оснащенным этими ракетами, ряд ощутимых тактических преимуществ. Так, в зависимости от выполняемой задачи с одного и того же самолета могут быть запущены ракеты различной комплектации. При этом связь между самолетом и ракетами осуществляется через линию передачи данных, поэтому ракеты могут приблизиться к цели в режиме работы инерциальной системы, а атакуемая цель при этом не сможет определить тип ГСН, используемой ракетой, и соответственно выбрать наиболее эффективную тактику противодействия, В результате летчик атакуемого самолёта будет вынужден использовать дипольные отражатели, радиолокационные ловушки и трассеры, выполняй неоптимальные маневры и делая, в конечном счете, свой самолет более уязвимым.
Но в отличие от захватившей рынок AMRAAM, европейская MICA в настоящее время находится на вооружении только пяти стран — Франции, Пакистана, Катара, ОАЭ и Тайваня. Немаловажным фактором столь ограниченного распространения является стоимость ракеты, превосходящая стоимость AMRAAM более чем в два раза.
Легкая ракета средней дальности разработана также израильской фирмой «Рафаэль» совместно с южноафриканской «Кентрон дайнэмикс». В настоящее время «Рафаэль» продвигает на рынок эту ракету под обозначением «Дерби», а «Кентрон дайнэмикс» поставляет ее для ВВС ЮАР под названием «R-Дартер».
Созданная на базе израильской ракеты «Питон-4», близкая по стартовой массе к MICA ракета «Дерби» оснащается активной радиолокационной ГСН, которая, в отличие от AMRAAM, способна захватывать цель до и после запуска ракеты. По заявлению представителей фирм-разработчиков, «Дерби» имеет дальность действия, аналогичную дальности действия AMRAAM, но отличается большей маневренностью в ближнем бою. Наряду с этим ракета оснащена новейшей программируемой системой радиоэлектронной защиты для противодействия создаваемым помехам. Кроме того, за счет использования более мощного двигателя и соответственно более легкой боевой части, «Дерби» имеет высокую маневренность и большую дальность действия, чем MICA.
В последние годы наряду с изучением традиционных путей совершенствования авиационного ракетного оружия средней и большой дальности аналитики министерства обороны США все чаще указывают на то, что использование большого количества относительно недорогих крылатых ракет может обеспечить преодоление существующих оборонительных систем или, по крайней мере, истощить в процессе их уничтожения запасы «дорогих» управляемых ракет. Так, при использовании для этих целей ракет AMRAAM, стоимость которых составляет около $300 тыс., дисбаланс между стоимостью крылатых ракет и ракет-перехватчиков может оказаться чрезвычайно велик. Поиск путей преодоления этого противоречия заставил Управление перспективных разработок министерства обороны США (DARPA) вплотную заняться этим вопросом. И в настоящее время DARPA осуществляет реализацию двух программ его решения.
Первая из них сфокусирована на создании дешевой ракеты-перехватчика, в то время как целью другой являются исследования новых концепций в области создания головок самонаведения.
Предполагается, что конструкция дешевой (стоимостью не более $45-50 тыс.) ракеты-перехватчика, получившей MALI (Мiniature Air-Launched Interceptor), будет базировался на построенном для DARPA фирмой «Нортроп-Грумман» в конце 90-х годов миниатюрной воздушной помехе MALD. В качестве самолета-носителя ракеты MALI может использоваться самолет типа АВАКС, например E-3. А после сброса с носителя ракета будет разгоняться до сверхзвуковой скорости и атаковать цель на дальностях 150 и более километров от места пуска ракеты-перехватчика.
По отдельной программе изучения вариантов недорогих систем обороны от массированныхя ударов крылатых ракет DARPA изучает различные виды недорогих ГСН, которые могли бы использоваться в составе MALI или других ракет-перехватчиков для обнаружения и захвата крылатой ракеты за 1 с до ее перехвата. При этом дальность действия такой ГСН должна составлять окло 8 км.
Изначально изучение велось по шести направлениям, включающим оптически управляемую электронную сканирующую решеткуКа-диапазона (optically controlled Ka-band ESA), UHF-радиолокационный датчик с антенной, размещенной в конструкции ракет и длинноволновую неохлаждаемую ИК-систему наведения. В настоящее время продолжается изучение только трех видов ГСН — на базе «шумового» локатора (noise radar), микроэлектромеханической системы (MEMS) с электронной сканирующей решеткой (ESA) и лазерного локатора (ladar). Планируется, что эти концепции будут доведены до этапа демонстрации.
MEMS ESA будет работать в Ка-диапазоне и иметь 768 излучающих элементов с шириной луча 3,5° и шестидесятиградусным углом сканирования. Пиковая мощность будет достигать 30 Вт, средняя — 10 Вт. Испояьзояание MEMS вместо традиционных фазовращателей может позволить снизить расход энергии на два порядка и стоимость — на один порядок.
Работы по «шумовому» радару продолжают исследования, которые ведутся в течение ряда лет. Особую ценность этой концепции придает то, что случайно генерируемые сигналы могут передаваться и храниться в памяти датчика, с целью сравнения с полученной радаром. Официальные представители DARPA сообщили, что преимущества этой концепции — в низкой мощности и высокоскоростной обработке, а также в том, что исходные размеры «шумового» локатора позволяют устанавливать его на ракету.
Лазерная ГСН будет использовать пульсирующий лазер мощностью около 1,5 Вт с углом сканирования 18°. Лазер управляется четырьмя вращающимися призмами — две призмы направляют центр луча, а две другие создают сканирующий рисунок вокруг центра. В течение процесса разработки лазер будет модифицирован для работы на безопасной для глаз частоте. Конечно, сигнал, получаемый лазерным локатором, значительно чище, чей РЛС, но его характеристики существенно снижаются при плохой погоде.
Предполагается, что решение о выборе датчика будет сделано после выбора ракеты-перехватчика. В существующей же сегодня предварительной концепции MALI используется ИК-датчик ракеты «Стингер». В свою очередь, концепции, рассматриваемые DARPA, также могут быть применены и для других ракет.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...