Александр Яворский

Первый опытный образец Су-30 (Т10ПУ-5) на ВПП ЛИИ Истребитель Су-30 (Су-27ПУ, Т-10ПУ) разработан на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-27УБ, и иногда называется «командирским», т.к. может использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и как своеобразный воздушный командный пункт для управления боевыми действиями группы одноместных истребителей Су-27. Самолет Су-30 сохраняет все летно-технические характеристики Су-27УБ и высокую надежность в эксплуатации. Отличается наличием системы дозаправки топливом в полете, модернизированными системами дистанционного управления, управления вооружением и навигационным комплексом.
Экипаж самолета состоит из двух человек. Летчик в передней кабине управляет самолетом и вооружением и ведет ближний бой. Командир группы в задней кабине решает задачи дальнего боя, ведет наблюдение за воздушной обстановкой и при групповых боевых действиях обеспечивает одновременное наведение четырех истребителей. Для этого самолет оборудован специальной аппаратурой связи и наведения. Вторая кабина оснащена широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который выдается вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе перехватчиков группы.
Летом 1988 г. системой дозаправки топливом в полете был оборудован самолет Т10У-5 (Су-27УБ № 01-02), одна из первых учебно-боевых машин. Этот самолет и стал прототипом Су-30, получив новое обозначение Т10ПУ-5.
Ограниченное серийное производство двухместных самолетов Су-30 было начато в 1991 г. на заводе в Иркутске. Было построено небольшое количество самолетов Су-30 (5 машин), которые переданы в войска. Тем не менее, Су-30 официально не принят на вооружение ВВС/ПВО. Несколько самолетов Су-30 находятся в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС России в Саваслейке и широко используются в летно-тактических учениях.
В 1993 г. серийный самолет Су-30 (Су-27ПУ) № 01-01 был передан ОКБ Сухого для переоборудования его в демонстрационный экземпляр Су-30МК для поставки на экспорт. Машина была выкрашена в желто-коричневый камуфляж и получила бортовой № 603. Презентация варианта Су-30МК состоялась на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже в июне 1993 г. В качестве Су-30МК был выставлен самолет Су-27УБ № 389, получивший новый бортовой номер № 321. При демонстрации на земле около самолета был выложен большой арсенал авиационных средств поражения различных типов. Для повышение конкурентоспособности на внешнем рынке машина «продавалась» как многоцелевой самолет с модернизированным составом оборудования и расширенным составом вооружения.
В настоящее время в число модификаций самолета Су-30 входят:

  • Су-30К — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полете и спутниковой навигации (GPS); изготавливался серийно на НПК «Иркут» и поставлялся Индии в количестве 18 машин, которые в 2004 г. планируется модернизировать до уровня Су-30МКИ.
  •  Су-30МКИ — многофункциональный двухместный истребитель с ПГО и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с «интернациональным» составом БРЭО (Россия-Франция-Израиль-Индия), с новой БРЛС  «Барс» (Н-011М) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»; будет изготавливаться по лицензии в Индии (140 самолетов в течении 18 лет без права реэкспорта). В 2004 г. НПК «Иркут» планирует завершить поставку самолетов по «поставочному» контракту, завершить полностью испытания, получить сертификат летной годности и начать поставку первых самолетов (3-5 машин) по первой фазе лицензионного производства.
  • Су-30МКК — двухместный истребитель, без ПГО, с расширенными возможностями по наземным целям; для авиации ВМС КНР; БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. В январе 2003 г. подписан контракт на поставку 24 машин на сумму более 1 млрд.дол.; строится на КнААПО.
  • Су-30МКК-2 (Су-30МК2) — многофункциональный двухместный истребитель с БРЛС «Панда» Ш101ВЭП (системой управления оружием), с модернизированной системой индикации на лобовом стекле, с дополнительным сигнальным процессором «Багет» и новым линейным приемным устройством — позволяет применять новые 6оеприпасы с точным наведением; с расширенными возможностяии действий по морским целям; в августе 2003 г. подписано Межправительствеенное соглашение о поставке партии самолетов для авиации ВМС КНР. Постройка выполняется на КнААПО.
  • Су-30МКК-3 (Су-30МК3) — многофункциональный двухместный истребитель с новым составом оборудования, в т.ч. с новой РЛС разработки НИИП им. В.В.Тихомирова или РЛС «Жук-МСЭ» НИИР-«Фазотрон» (в разработке).
  • Су-30МКМ —  многофункциональный двухместный истребитель (как Су-30МКИ), но с другим составом БРЭО (исключается оборудование, поставляемое Израилем для самолета Су-30МКИ — система индикации на лобовом стекле и оптико-электронная прицельная система); расширяется французская часть — оборудование фирмы Thales. Этот самолет предлагается Малайзии, соглашение о поставках которой в течении пяти лет 18 истребителей Су-30МКМ на сумму около 1 млрд.дол. парафировано в 2003 г. Малайзия за поставку самолетов платит валютой. Из этих средств на 30% стоимости контракта будут осуществлены встречные закупки Россией высоколиквидных товаров в Малайзии. На 7-й международной выставке авиакосмической и морской техники «ЛИМА-2003» самолет Су-30МКИ был представлен премьеру Малайзии Махатхиру Мохамаду; в демонстрационном полете на самолете летал малазийский военный летчик Ашмахари. Постройка самолетов будет производиться на НПК «Иркут».
  • Су-30КИ — одноместный истребитель на базе Су-27СК с системой дозаправки топливом в полете; установлены системы спутниковой навигации А-737 (ГЛОНАСС и NAVSTAR) и ближней навигации VOR, ILS и DME; разрабатывался для Индонезии. Разработанный в 1997 г. контракт по закупке Индонезией 12 самолетов Су-30 (8 х Су-30КИ, 4 двухместных Су-30МК) был отложен (из-за финансового кризиса в ЮВА). Тем не менее, на КнААПО был построен прототип самолета Су-30КИ, который с 1998 г. находился на летных испытаниях.
    В апреле 2003 г. в соответствии с достигнутыми во время визита в Москву президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри договоренностями, совершена сделка на сумму 192,7 млн.дол. о поставке Индонезии двух истребителей Су-27СК, двух Су-30КИ и двух вертолетов Ми-35 (экспортный вариант Ми-24). По оценкам российских экспертов, цена контракта по самолетам составляет примерно 130 млн.дол. Контракт 1997 г. предусматривает опцион еще на восемь самолетов, которые Индонезия могла приобрести, когда найдет на них средства. Оплата за поставленную авиатехнику будет произведена, главным образом, различными индонезийскими товарами, в том числе пальмовым маслом (упоминалось также кокосовое масло, каучук, кофе, какао-бобы, специи, электрооборудование, компоненты комьютерной техники). Только примерно 20% положенной суммы Россия получит валютой. Два Су-27СК в полуразобранном виде доставлены самолетом Ан-124 «Руслан» 27 августа на базу индонезийских ВВС Исвахуджи (г.Мадиун, провинция Восточная Ява). 14 сентября оба самолета успешно совершили первые испытательные полеты в небе Индонезии. Ожидается, что позже самолеты будут перебазированы на юг острова Сулавеси. Ожидается, что в ближайшие годы Индонезия приобретет еще 12-16 таких истребителей. В октябре 2003 велись переговоры о приобретении еще 12 самолетов, подписание контракта ожидается в начале 2004 г.
  • Су-30КН — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом; вариант модернизации предложен НПК «Иркут» и ЗАО ОКБ «Русская авионика».

АВПК «Сухой» готов к переговорам с рядом других стран, и, в частности, надеется на дальнейшее продвижение самолетов типа Су-30МК на рынок Вьетнама, на вооружении которого уже находятся самолеты Су-27СК и Су-27УБК.
Для самолетов Су-30, поставленных на экспорт, предлагается широкий ассортимент авиационного вооружения. Например, на Су-30МКИ обеспечено применение управляемых ракет «воздух-воздух» Р-73Э, Р-27Р1 (Т-1, ЭР1, ЭТ1), РВВ-АЕ, управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Х-59М, Х-29Т, Х-29Л, Х-31А, Х-31П, корректируемых и обычных авиабомб, НУРС. На 12 точках подвески может быть размещена боевая нагрузка массой до восьми тонн, в том числе до 10 ракет «воздух-воздух», до 6 ракет «воздух-поверхность», до 80 НУРС, до 8 авиационных бомб калибра 500 кг.
Комплекс БРЭО самолета Су-30МКК обеспечивает применение практически такого же набора вооружения (до восьми тонн) «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», включая авиабомбы калибра от 50 до 500 кг, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500, НУРС С-8, С-13, С-25.
Не исключено, что на экспорт вскоре могут поступить модернизированные крылатые ракеты Х-59. В текущем году, по словам Виктора Чепкина, заместителя генерального директора НПО «Сатурн», планируется завершить испытания нового двигателя РД-36. Унифицированный двигатель в варианте РД-36МТ предназначается для установки на ракету Х-59МЭ, входящую в состав комплекса ракетного оружия «Овод-МЭ», который предназначается для поражения наземных и надводных целей, визуально видимых оператором. Новые двигатели могут также устанавливаться на КР Х-59М повышенной дальности действия для поражения с самолетов-носителей надводных целей.
В рамках контракта на поставку 40 самолетов Су-30МКИ Индия заказала 35 комплектов ракетного оружия «Овод-М». Индия заинтересовалась комплексом как эффективным средством поражения надводных целей в местах стоянки в прибрежной зоне и в портах.
Кроме ракеты Х-59М в состав комплекса «Овод-М» входят универсальный подвесной контейнер, авиационное катапультное устройство (для ракеты) АКУ-58, пульт оператора и индикатор цели. Контейнер обеспечивает системы ракеты электропитанием, проводит контроль, предстартовую и предпусковую подготовку, транслирует команды штурмана-оператора по управлению ракетой. Длина контейнера — 4 м, диаметр — 0,45 м, масса — 260 кг.
С 2001 г. заказчикам также предлагается новая тяжелая противокорабельная ракета Х-59МК с активной РЛ ГСН, предназначенная для поражения особо важных объектов на дальности 285 км. Ракета применяется по целям с заранее известными координатами или определены РЛС самолета в полете. Х-59МК создается на базе Х-59МЭ. Ракета Х-59МК должна пойти в серийное производство в 2005 г., однако МКБ «Радуга» планирует сократить срок внедрения ракеты в серию.
Заказчику может быть поставлена и другая противокорабельная ракета — «Яхонт» с дальностью пуска до 300 км.
Управляемые ракеты Х-31А и Х-31П поставляются как Индии, так и КНР. В январе 2003 г. разразился скандал по поводу утечки информации по подписанному в январе того же года контракту по поставкам КНР партии самолетов Су-30МКК с противокорабельными ракетами Х-31А, по поводу чего МИД РФ получил от КНР ноту протеста.
Сверхзвуковая противорадиолокационная ракета Х-31П позволяет эффективно поражать все существующие типы РЛС зенитных комплексов ПВО (включая «Пэтриот»), а также РЛС управления воздушным движением, дальнего обнаружения и другие радиоизлучающие объекты на дальности до 110 км. Комбинированная система наведения ракеты Х-31П включает инерциальную систему управления и пассивную радиопеленгационную головку самонаведения и обеспечивает реализацию принципа «пустил и забыл». Захватив цель задолго до входа самолета в зону ПВО, Х-31П автономно выходит на нее и точно поражает объект.
Х-31П имеет массу боевой части 90 кг, стартовую массу 600 кг, длину ракеты 4,77 м, диаметр корпуса 0,36 м. Поддержание высокой скорости на всей траектории полета (до 100 м/с) в сочетании с высокими маневренными характеристиками обеспечивает выживаемость ракет от огня средств противовоздушной обороны и повышенную вероятность поражения РЛС и надводных кораблей.
Сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-31А с дальностью пуска 50-70 км предназначена для уничтожения надводных кораблей, вплоть до эсминцев класса «Спрюэнс» водоизмещением 7800 т, без входа самолета в зону действия ПВО корабля. Х-31А применяется по целям с заранее известными координатами, а также обнаруженным РЛС самолета. Комбинированная система наведения ракеты включает инерциальную систему наведения и активную радиолокационную головку самонаведения. После старта ракета совершает автономный полет в расчетную точку (7,5 км от цели на высоте 100 м) в соответствии с выбранными законами управления, где происходит захват цели ГCH ракеты. Имея одинаковые с Х-31П габаритные размеры, ракета Х-31А отличается от нее увеличенной массой — стартовая масса 610 кг. Поражение цели (КВО-5-8 м) происходит за счет подрыва боевой части ракеты после проникновения внутрь корабля при прямой попадании или за счет осколочно-фугасного действия при пролете над целью.
Отрабатывая ПВО флота, американцы так и не смогли перехватить ни одной из более десятка мишеней MA-31, созданных на основе Х-31. По данным на конец 1998 г., Индия заказала 60 ПКР Х-31А и 90 ПРЛР Х-31П. В то же время ГНПЦ «Звезда-Стрела» (ныне — корпорация «Тактическое ракетное оружие») добивался разрешения на поставку КНР ракет Х-31П (с примерным объемом поставок 100 ракет).
Для проведения испытания оружия класса «воздух-воздух» экспортных истребителей Су-30МКК и Су-30МКМ будет применяться воздушная мишень «Дань», выпускаемая казанским ОКБ «Сокол». На экспорт планируется поставлять модернизированный вариант мишени — «Дань-М» с новым малоразмерным ТРДД МД-120, разработанным в МКБ «Гранит» и серийно изготавливающимся на заводе «Салют»,
Поставляемая для самолетов Су-30МКИ ВВС Индии многорежимная многоканальная БРЛС Н-011Л «Барс» с ПФАР Х-диапазона в режиме «воздух-воздух» обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме «воздух-поверхность» БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей.
По словам Юрия Белого, директора Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) имени В.Тихомирова, в ходе испытаний опытного образца ПФАР в составе БРЛС «БАРС», установленной на летающей лаборатории Су-35 (борт 712), ранняя версия «Барса», оснащенная пятикиловатным передатчиком, реально продемонстрировала возможности обнаружения истребителей класса «Су-27» на дальности 330 км, сопровождения нескольких целей с сохранением обзора, распознавания типа воздушных целей и т.д.
По контракту с Индией заложено три этапа поставок БРЛС. Конечный этап (МкЗ) — окончательно согласованное ТЗ и использование в управлении БЦВМ индийского производства. С июня 2002 г. пошли поставки БРЛС Мк1 с ограниченным объемом решаемых задач; в том же году были готовы к испытаниям версии Мк2 и МкЗ.
БРЛС «Панда» — условное наименование модернизированной БРЛС, создающаяся для самолета Су-30МК2, с режимом «воздух-поверхность», с улучшенными характеристиками в режиме «воздух-воздух», в составе системы управления вооружением Ш-101ВЭП.
БРЛС «Жук-МЭ» предназначена для МиГ-29СМТ2, (а вариант «Жук-МСЭ», как полагают, может быть установлена на самолете Су-30МК3), является многофункциональной многорежимной когерентной БРЛС Х-диапазона. Она может поставляться с щелевой антенной решеткой (ЩАР) — по 4 целям и с ФАР (по 8 целям). Оба типа антенн позволяют атаковать цели по принципу «пустил и забыл». БРЛС оснащается антенной диаметром 624 мм (для МиГ-29СМТ) или диаметром 980 мм.
При действии по воздушным целям БРЛС «Жук-МЭ» имеет следующие режимы работы: поиск с измерением дальности; сопровождение одиночной цели для ракет, требующих непрерывного подсвета цели; сопровождение нескольких воздушных целей; обеспечение атаки с одновременным пуском ракет по принципу «пустил и забыл» по 4-8 целям при сохранении обзора воздушного пространства; в сложной помеховой обстановке; поиск и автоматический захват воздушных целей в ближнем бою с возможностью перенацеливания по желанию летчика; определение количества целей в группе; определение класса и типа целей; применение ракет Р-27, Р-27Э, Р-73, РВВ-АЕ и ракет иностранного производства.
В режиме «воздух-поверхность» БРЛС обеспечивает: картографирование реальным лучом; картографирование с доплеровским сужением луча; картографирование с синтезированной апертурой с предельным разрешением на карте 5×5 м; обнаружение и целеуказание по движущимся целям на земле; атаку наземных целей с повышенной точностью поражения. При работе по земле экспортный вариант БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает разрешающую способность 10 м.
В режиме «воздух-море» БРЛС обнаруживает движущиеся и неподвижные цели; обеспечивает их атаку ракетами Х-31А, а также двумя ракетами одновременно двух морских целей. По мнению специалистов, БРЛС «Жук-МСЭ» незначительно отличается по основным характеристикам от БРЛС «Жук-МЭ».
По сообщению Алексея Белевцева, главного инженера радиозавода «Сигнал», система РЭБ «Гордения» для индивидуально-взаимной защиты экспортируется в КНР для оснащения самолетов Су-27СК и Су-30МКК. В этой стране, по его словам, предусматривается ее производство в рамках контракта о лицензионном производстве самолетов Су-27. Этой же системой РЭБ комплектуются самолеты Су-27СК и Су-30КИ для Индонезии. В начале 2003 г. четыре российских предприятия — «ОКБ Сухого», КнААПО, ЦНИРТИ и ОАО «Сигнал» — подписали соглашение о разработке на новой элементной базе станции помех «Омуль» для самолетов Су-30МК2 и Су-30МК3. «ОКБ Сухого» разработало контейнер для станции, ЦНИРТИ подготовил конструкторскую документацию, КнААПО изготавливает контейнер, а «Сигнал» — блоки станции.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...