Александр Швыдкин Сегодня, когда политические противоречия в мире обострились до предела, стало модным спорить о причинах американского успеха. Мы не ставим перед собой задачу разрешить мировой конфликт, ибо факты — вещь упрямая: первый в мире самолет, полет которого положил начало эпохе авиации, был построен именно в Североамериканских Соединенных Штатах. Создателями аппарата стали не эмигранты, как потом неоднократно бывало, а коренные американцы. Так кто же они, те, кого давно уже именуют собирательно — «братьярайт»?

полет «Флайера» братьев РайтУилбур и Орвилл Райты родились соответственно в 1867 и 1871 гг. в семье священника, кроме них у преподобного Милтона Райта было еще двое сыновей. Братья были не очень похожи по характеру, но всегда держались вместе, с ранних лет проявляя интерес к небу: они посещали кружок любителей воздушных змеев. Но кроме романтических устремлений мальчишек отличали не по-детски развитые деловая хватка и предприимчивость, свойственные героям Марка Твена, Джека Лондона и Теодора Драйзера. Предпринимательская карьера юных Райтов началась с собственноручной постройки печатного станка и издания газеты. Чтобы доставлять газету подписчикам, братья смастерили велосипед-тандем и уже очень скоро открыли велосипедную мастерскую, снискав славу умельцев-самородков. От ремонта быстро перешли к массовому (по понятиям того времени) серийному производству и широкой продаже.
Так уж сложилось, что в России принято неоднозначно оценивать американскую предприимчивость, находя ее истоки в своеобразном естественной отборе переселенцев. Но достойно упоминания еще одно важное обстоятельство — строгая пуританская мораль, в духе которой были воспитаны многие поколения американцев. Жестко ограничивая человека, она оставляла по сути лишь одну отдушину для эмоциональных проявлений — работу, полагаемую главной добродетелью. Может быть, оттого и трудились по 16 часов в сутки сыновья преподобного Милтона Райта?
Стремление к покорению неба стало приобретать черты конкретного замысла, когда Орвилл и Уилбур изучили труды Ленгли, Шанюта и Лилиенталя. Двое последних сыграли в нашей истории определяющую роль: именно гибель Отто Лилиенталя послужила отправной точкой в научных поисках Райтов, и поиски эти привели их к соотечественнику, профессору Октаву Шанюту, разработавшему удачную конструкцию планера. Взяв эту конструкцию за основу, братья принялись экспериментировать, доводя аппарат до ума: придали бипланной коробке достаточную жесткость, усовершенствовали поперечное управление, ввели руль поворота. С 1900 по 1903 г. они совершили более тысячи полетов, построив целый ряд планеров. В окончательном виде аппарату не хватало только силовой установки, чтобы стать самолетом, но ни одна из существовавших в то время фирм не бралась изготовить мотор требуемой мощности и массы. Пришлось снова рассчитывать на себя, и опять Райтам сопутствовал успех.
Что же представлял собой легендариый «Флайер»? Это 6ыл биплан, построенимй по схеме «утка» с цельноповоротным бипланным горизонтальным оперением и сдвоенным рулем направления, расположенным в хвостовой части. Двухлонжеронные крылья имели тонкий выпукло-вогнутый профиль, заданный частым набором нервюр. Передний лонжерон выполнял функцию передней кромки крыла, заднюю кромку образовывала проволока. Обшивка поверхностей выполнялась из тонкого некрашенного и небеленого муслина, причем оперение обшивалось только с одной стороны. Пропитка в то время еще не велась. Поперечное и путевое управление осуществлялось одновременным перекашиванием бипланной коробки (гошированием) и поворотом рулей направления. Привод этой необычной по сегодняшним меркам системы был пока еще совершенно в духе планеров Шанюта: перемещением вправо и влево пилотского ложемента на крыле. Продольное управление осуществлялось рычагом слева от пилота.
«Флайер» не имел колесного шасси и взлетал с катапульты, разбегаясь по 38-метровому деревянному рельсу на тележке, два колеса которой были изготовлены из велосипедных втулок. Катапульту приводил в действие массивный груз, подвешенный на пирамидальной башне и связанный с тележкой тросом через систему блоков.
Четырехтактный двигатель, построенный Райтами, весил 80 кг и развивал максимальную (взлетную) мощность 16 и номинальную 12 л.с. Установленный на нижнем крыле, мотор посредством цепных передач приводил два толкающих винта противоположного вращения диаметром 2,6 м. Деревянные винты с тонким выпукло-вогнутым профилем лопастей братья тоже разработали сами, потратив на это немало усилий и проведя множество экспериментов: в их распоряжении еще не было теории, которую профессор Н.Е.Жуковский разработает десяток лет спустя.
«Флайер» полетел не сразу: несколько пробных стартов завершились неудачно, каждый раз после этого приходилось устранять повреждения. Очередные испытания «летательной машины» были назначены на 17 декабря 1903 г. Погода выдалась ветренная и холодня, но братья торопились: в деле борьбы за всемирные приоритеты не раз случалось так, что один упущенный день отдавал лавры конкурентам. Кстати, и место для своих опытов — пустынный пляж Килл Девил Хиллз недалеко от рыбацкого поселка Китти Хок в штате Северная Каролина — было выбрано не случайно. Не будучи окончательно уверены в успехе, Райты старались по возможности скрыть свои работы от посторонних глаз, чтобы при удачном завершении иметь возможность поставить мир перед свершившимся фактом.
В первом полете самолет пилотировал Орвилл. Оторвавшись от тележки, «Флайер» по волнообразной траектории пролетел 36,5 м, продержавшись в воздухе 12 секунд. Как писали об этом событии братья Райт, «это был первый случай в мировой истории, когда машина, несущая на себе человека, поднялась собственной силой на воздух, в свободном полете прошла известной горизонтальное расстояние, нисколько не уменьшая своей скорости, и, наконец, спустилась на землю без повреждений».
Правда, насчет «собственной силы» братья немного преувеличили: катапультная методика старта была наследием планерного прошлого первого самолета, поэтому его взлет можно считать самостоятельным лишь с некоторой долей условности. Впрочем, трудно было ожидать высокой тяговооруженности от неуклюжего этажерчатого «нетопыря», оснащенного передовой для своего времени, но в целом весьма примитивной силовой установкой. И кто знает, может быть, «Флайер» и взлетел бы сам, будь у него колеса.
В тот же день были совершены еще три полета, самый удачный из которых длился 59 с, самолет пролетел 250 м. Несмотря на секретность, Райты позаботились о получении объективных свидетельств события, пригласив на полеты своего давнего знакомого, фотографа Джона Дэниелса. Он и запечатлел Орвилла Райта, пилотирующего первый в мире самолет, и его брата Уилбура, бегущего рядом с крылом. К сожалению, «Флайеру» больше не суждено было подняться в воздух: после четвертого полета он был разрушен порывом ветра. Но свою роль в судьбе братьев Райт и мировой истории он сыграл.
Дальнейшие работы Райтов в области авиации не стали столь триумфальными, и причин тому много. Разработав более совершенную конструкцию, братья так и не сумели всерьез заинтересовать военные ведомства САСШ и ведущих стран Европы, и бипланы «Райт» эксплуатировались в очень небольших количествах. Несмотря на достаточную для тех лет устойчивость, «Райт тип А» был тихоходен и сложен в управлении, полет на нем требовал высокого мастерства. В конструкции «Райт тип Б» братья перешли от «утки» к обычной схеме, но шасси какое-то время оставалось полозковым. Упорство, с которым райты отстаивали идею полозкового шасси, катапультного старта и цепного привода на винты, в конце концов привело к тому, что биплан «Райт» был вытеснен с магистрального пути развития авиации. К тому же много сил отнимали бесконечные судебные тяжбы с другими претендентами на роль создателей первого самолета. Таковых в те годы хватало, и аргументы их были небезосновательны. Люди, знавшие Райтов, вспоминали потом, что при необычайной скромности, граничившей с аскетизмом, братья чрезвычайно болезненно относились к вольным или невольным покушениям на их титул родоначальников авиации, отстаивая его порой не вполне корректно. Впрочем, столь же неустанно Райты защищали честь и достоинство других авиаторов, беспрестанно возносимых на пьедесталы и свергаемых оттуда жадной до сенсаций толпой.
Уилбур Райт умер от тифа в 1912 г. в возрасте 45 лет. Орвилл сильно переживал смерть брата — единственного близкого человека. Он замкнулся, ушел в себя, редко появлялся на людях. Основав в 1909 г. авиастроительную фирму, Орвилл вскоре отошел от дел, но начало есть начало: фирма Wright внесла огромный вклад в авиационное двигателестроение, и нелишне вспомнить, что советские АШ-62ИР, на которых до сих пор летают Ан-2 -это развитие Wright F-3 Cyclone. Прожив долгую одинокую жизнь, первый пилот первого самолета наблюдал стремительный прогресс авиации, стал свидетелем эпохи больших перелетов и воздушных сражений Второй мировой. Орвилл Райт до последних дней работал над теоретическими вопросами устойчивости и управляемости летательных аппаратов и умер 30 января 1948 г. в Дэйтоне. штат Огайо. Ему было 76 лет.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...