Александр Яворский Солнечным морозным днем 13 февраля 2004 г. в тихом Малом Левшинском переулке, что неподалеку от храма Христа Спасителя, на внешне ничем не примечательном доме № 14 в торжественной обстановке была открыта памятная доска в честь Евгения Алексеевича Иванова, одного из замечательных, но не очень заметных деятелей советской эпохи в области авиастроения, соратника и ближайшего помощника известного авиаконструктора П.О.Сухого.

Е.А.ИвановНа церемонии открытия присутствовали представители правительства Москвы, Министерства обороны России, руководители ОАО «ОКБ Сухого», сотрудники и ветераны предприятия, родственники Е.А.Иванова, чье имя до недавнего времени несправедливо замалчивалось по совершенно тривиальным причинам, но пришло время — и справедливость восторжествовала.
Начав свою трудовую деятельность кочегаром в 1929 г., он закончил ее генеральным конструктором ОКБ им. П.О.Сухого. В авиацию Е.Иванов пришел в 1936 г. и не расставался с ней до самой смерти в 1983 г. В своей работе он последовательно занимал должности начальников группы, отдела, цеха опытного завода, главного технолога, главного инженера завода, главного инженера испытательной базы
завода, заместителя главного конструктора (1953-1959 гг.) и, наконец, заместителя генерального конструктора (1959-1975 гг.). После смерти П.О.Сухого он некоторое время работал исполняющим обязанности, а с 1977 г. был назначен генеральным конструктором ОКБ им. П.О.Сухого.
Е.А.Иванов — доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, награжден несколькими орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Для представителей старшего поколения это кое-что значит — тогда орденами и званиями особенно не разбрасывались.
Наверное, трудно дать Е.Иванову более точную и объемную характеристику, чем ту, которую дали ему Лев Кербер и Олег Самойлович, не последние люди в истории отечественного самолетостроения.
Кербер писал в своей книге «Туполевская шарага»: «Хорошие самолеты Сухого строились в уникальных экземплярах, а в серию не шли. Так продолжалось до тех пор, пока возле Павла Осиповича не появился пробивной инженер Евгений Иванов, несомненный родственник Остапа Бендера. Взвалив на свои плечи тяжелую задачу госиспытаний в ГНИКИ ВВС — этом оплоте неповоротливости и консервативности военных, он провел через них перехватчик Су-9 и добился положительного заключения. Только с его помощью отличные самолеты Су-7Б, Су-9, Су-15 стали достоянием армии». И еще: «В симбиозе П.Сухой — Е.Иванов обрела себя наиболее жизнеспособная система нашего времени. Один, беспартийный, творил, другой — партийный босс, пробивал продукт первого через административные, косные и бюрократические инстанции». И это действительно так. Иванов не был творцом, не мог генерировать идеи, как Сухой, но зато он был прекрасным исполнителем и организатором. Он был тем «локомотивом», который вез составы идей Сухого.
Сухой не мог заниматься «пробиванием» своих самолетов, его «коньком» были наука и связанные с ней идеи; «конек» Иванова -претворение этих идей в металл, организация дальнейшей отработки, испытаний и внедрения. Не сами летные испытания, а именно их организация. Иванов был также «партийным козлом отпущения» Сухого, так как Павел Осипович был беспартийным, и значительная часть «шишек», предназначенных ему, сваливалась на голову партийного Иванова.
В своей книге «Рядом с Сухим» О.Самойлович пишет: «Мне кажется, что П.О.Сухой никогда бы не состоялся как генеральный конструктор, если бы у него не было Е.А.Иванова. С другой стороны, и Е.Иванов никогда бы не занял должности первого заместителя генерального конструктора без поддержки П.О.Сухого».
По словам Самойловича, министр авиационной промышленности П.Дементьев «ненавидел Е.Иванова за то, что тот умел давать сдачи и часто выступал против министра. Всем было ясно, что, пока министром является Дементьев, Иванов никогда не будет генеральным». Собственно говоря, так и случилось. Генеральным Иванов был назначен только после смерти Дементьева, в июне 1977 г., при его преемнике — В. Казакове.
К моменту ухода Е.А.Иванова на пенсию (в конце 1982 г.) в ОКБ велись следующие работы: серийное производство самолетов Су-22МЗ, Су-22УМЗ, Су-24МР, Су-25, Су-27 (в новой конфигурации); с 1983 г. готовились к запуску в серийное производство Су-17М4Р, Су-22УМЗК и Су-24МП. За семь лет работы без Сухого Евгением Алексеевичем было сделано немало, хотя это никогда не рекламировалось — не было принято в то время хвастать успехами, а после уже стало не до Иванова.
Все вопросы по перекомпоновке Су-27, которым сейчас гордится ОКБ Сухого и вся страна, были решены с доведением этого самолета до серийного производства именно при Е.А.Иванове. Так повелось — генеральный конструктор отвечает за все!
Даже если бы при Иванове не были достигнуты какие-либо научно-технические успехи, он выполнил главную и наиболее ценную стратегическую задачу: сохранил высококвалифицированные кадры и способствовал развитию школы проектирования Сухого. Недаром, оценивая ту или иную ситуацию, он часто говорил: «Мы все государственные люди», «с государственных позиций», «это не по-государственному». Поэтому большой заботой Е.Иванова всегда была кадровая политика фирмы, устойчивость коллектива. Он одним из первых в авиационной промышленности начал называть ОКБ и опытный завод тогда еще непривычным словом «фирма», подразумевая под этим не столько «предприятие» или «организацию», сколько показатель работы самого высокого качества, как раньше говорили в нашей стране про лучшие джинсы, теле- и аудиотехнику.
Для стабильного пополнения ОКБ и завода молодыми специалистами Иванов укрепил традиционные связи с МАИ, организовав в 1980 г. в ОКБ им. П.О.Сухого филиал ведущих кафедр «Проектирование самолетов» и «Системы механического оборудования». Подготовка молодых специалистов начиная с 3-4 курса института по тематике ОКБ получила устойчивый плановый характер. Профессиональный рост, творческая активность молодых инженеров, участие их в перспективных разработках — также были одной из забот Е.А.Иванова, а созданная структура ОКБ осуществляла эту работу. Причем за этой работой он вел постоянный контроль.
В МАИ читали лекции ведущие специалисты ОКБ и завода: директор завода А.С.Зажигин; главный конструктор, заместитель генерального конструктора О.С.Самойлович; М.А.Локшин (гидравлические системы); Ю.М.Петров (системы спасения). Руководителями дипломных проектов были Н.С.Черняков (главный конструктор по теме Т-4), А.А.Колчин (главный конструктор по теме Т-10).
17 января 1983 г. генеральным конструктором ОКБ был назначен М.П.Симонов. В июне того же года Е.А.Иванова не стало. Умирал он обычной человеческой смертью, связанной с собственной неудовлетворенностью, различными техническими невзгодами и, по большей части, с аппаратными интригами.
Так закончил свою трудовую деятельность на благо обороноспособности нашей страны Е.А.Иванов. Вечная Вам память, Евгений Алексеевич, и большая наша благодарность за всю Вашу работу!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...