Тимофей Забалуев Для объективной оценки рынка космических услуг достаточно обратиться к статистике. В 2001 г. во всем мире было проведено 60 орбитальных пусков ракет, в 2002-м – 63, в 2003-м — 64. Подобная картина наблюдалась лишь в начале 60-х годов, во время «хрущевской оттепели» и расцвета космического кораблестроения. Если учесть, что в начале 90-х годов среднегодовое число стартов ракет-носителей (РН) редко опускалось ниже 80, а во второй половине 90-х достигло 82, то в начале XXI века рынок «просел» почти на 25% и перспектив улучшения его состояния в ближайшие годы не предвидится

Конкуренция на рынке коммерческих запусков высокая. Носители Ariane, «Протон» и «Союз» выводят на орбиту полезную нагрузку в среднем один раз в два месяца. «Космос», Atlas, , Delta, Changzheng — раз в 3-4 месяца. Примерно половина из всех активных программ пусков осуществляется один-два раза в год. Это «Молния», «Зенит», Pegas XL и H-2A. Для таких программ, как Athena, Shavit, пуски производятся еще реже. И если для израильской ракеты Shavit один пуск в 3-4 года — предмет национальной гордости, то для Lockheed Martin старт носителя Athena с такой же периодичностью — показатель приоритетности других направлений работы.

Россия

Российская Федерация, располагая широкими возможностями по запуску спутников массой от нескольких сотен килограммов до 20 т, в 1995 г. вышла на рынок коммерческих запусков космических аппаратов (КА). В период с 1996 по 2001 г. было проведено 42 пуска с полезными нагрузками различных компаний.

С 1992 по 2002 г. в рамках Федеральной космической программы, международных и коммерческих проектов были выполнены работы, которые существенно расширили область применения РН. Модернизация базовых ракет-носителей «Союз» и «Протон» позволила довести массу полезного груза, запускаемого на низкую околоземную орбиту РН «Союз-ФГ», с 6,8 до 7,1 т, а РН «Протон-М» — с 20 до 21,6 т. Коммерциализации космоса способствует и конверсия. В 1999-2001 гг. были проведены первые успешные пуски РН космического назначения на базе межконтинентальных баллистических ракет: РС-12М — «Старт-1», PC-18 — «Рокот» и PC-20 — «Днепр». Начаты работы по созданию РН семейства «Ангара» на основе унифицированного ракетного модуля на нетоксичных компонентах топлива. Долгосрочная программа развития средств выведения имеет целью обеспечение гарантированного и независимого доступа России в космос для решения задач национальной космической политики и дальнейшего укрепления позиции Российской Федерации на мировом рынке пусковых услуг.

Украина

На рынок коммерческих запусков в настоящее время Украина может выставить три типа РН производства ПО «Южмашзавод» — экологичный носитель тяжелого класса «Зенит 2» стоимостью порядка $45 млн и два РН легкого класса: «Днепр-1», оцениваемый в $10 млн, и «Циклон 3» стоимостью порядка $20-23 млн. Если все вышеперечисленные РН разрабатывались под военные программы Советского Союза, легкая РН нового поколения «Циклон 4» создается с учетом перспектив его коммерческого использования. У новой ракеты будут улучшенные энергетические характеристики двигателей, современная система управления и главный обтекатель с увеличенным объемом для размещения полезной нагрузки. «Циклон 4» позволит выводить космические аппараты массой до 5,5 т на экваториальную орбиту высотой 500 км, а массой до 1,8 т на орбиту, переходную к геостационарной. Действующая в настоящее время «Общегосударственная (Национальная) космическая программа Украины на 2003 – 2007 годы» предусматривает удлинение срока эксплуатации РН «Циклон» (проект «Циклон-ТЕ»), модернизацию РН «Зенит» (проект «Зенит-М») и РН «Днепр» (проект «Днепр-М»).

Европа

РН ArianeНаиболее успешный европейский проект Ariane 5 испытывает серьезные финансовые трудности. Компания Arianespace потеряла в 2001 г. $183 млн, из которых одна треть пошла на восстановление доверия к Ariane 5 после неудачного пуска в июле 2001 г. Следующий неудачный старт — в декабре 2002 г. – еще больше усугубил проблему. Одна только доработка главного двигателя Vulcan 2 потребовала более $1 млрд финансовых вливаний. Как было заявлено, с новым двигателем, обладающим на 20% большей тягой, Ariane 5 EC-A уже этим летом сможет вывести на орбиту два больших коммерческих спутника вместо одного, что должно улучшить экономическую привлекательность проекта. Для эффективной работы данного проекта требуется не менее одного пуска в месяц. В 2002 г. Arianespace получила заказы только на пять пусков и, хотя в 2003 г. EADS Space Transportation подписала контракт на 25 коммерческих пусков модифицированной Ariane 5 EC-A, ситуация остается неопределенной. По сути, сейчас Arianespace является «черной дырой» для европейских государств, финансово поддерживающих данное предприятие. Однако стремление вернуть вложенные в него средства и европейское упорство, по-видимому, через год или два дадут положительный результат.

США

Первый успешный старт носителя Lockheed Martin — Atlas 5 был осуществлен в августе 2003 г. вслед за успешными пусками Atlas 3A и Atlas 3B в мае 2000 г. и в феврале 2002 г. соответственно. Разработка Atlas 5 проходила по заранее намеченному графику и без особых проблем. Создав хорошо налаженную систему управления и технической подготовки, разработчики имели полное представление о том, какой носитель они хотят получить. Это особенно важно при перенасыщенности рынка космических услуг, когда покупателям есть из чего выбирать. У компаний нет времени для выяснения причин неудачных пусков и их устранение, поскольку полезные нагрузки могут быть легко перенесены на носители конкурентов, а значит, нет права на ошибку.

Lockheed Martin с Atlas 5 уже сыграла на опережение в проекте Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), когда смогла перетянуть на себя 16 пусков из 29, оставив «излишки» Boeing с проектом Delta 4. Первоначально бизнес-портфель Atlas 5 — проекта, в который было вложено порядка $1 млрд, оценивался в 19 пусков в год. Это казалось нереальным даже в конце 90-х, когда на рынке коммерческих пусков наблюдался настоящий бум. По-видимому, Lockheed Martin не учла наличия серьезных соперников, уже имеющих заделы или ведущих разработки средних и тяжелых носителей. В настоящее время рынок Atlas 5 — это 5-6 пусков в год, половину из которых составляют заказы правительства США.

Первый старт носителя Delta 4 компании Boeing осуществлен в ноябре 2002 г. На карту было поставлено многое, а главное — репутация Boeing как провайдера на рынке космических пусков. Она осталась незапятнанной, хотя немного потускнела после одного из трех неудачных пусков носителей Delta 3 в период между 1998 и 2000 г. Однако Delta 3 рассматривалась Boeing только как переходная модель, поэтому неудача одного из пусков не сильно отразилась на ее последователе. По существу, Delta 4 — принципиально новый и более мощный носитель, более дешевый в производстве и обслуживании. Представители Boeing заявили, что свыше 18 компаний заказали Delta 4 на 2004 г. и около 50 — проявляют интерес. При такой заявленной активности жизнеспособность программы оценивается минимум в 5 лет. Стоит заметить, что из всего опциона только 6 заказов — коммерческие, остальные исходят от правительства США, а именно — от военных структур.

Китай

В последние годы китайцы все более активно действуют на космическом рынке. Как и индийцы, они вынашивают амбициозные планы по окружению Земли коммуникационными и разведывательными спутниками, почти все из которых доставляются на орбиту собственными носителями. Основные носители – семейство жидкотопливных ракет Changzheng («Великий поход») и твердотопливных Kaitouzhe («Первопроходец»). На свою космическую программу китайцы тратят до $2 млрд в год, что позволило им в 2003 г. стать третьей в мире державой, осуществившей вывод на орбиту собственного пилотируемого космического корабля.

Индия

Индийская космическая программа скромнее китайской, но стабильно прогрессирует с 1995 г. Страна ежегодно тратит на космические исследования около $450 млн, более половины из которых направляется на разработку носителей и спутников. Местные носители PSLV и GSLV постепенно будут занимать долю индийского рынка, которая сейчас принадлежит европейским и российским РН. Планы Индии послать зонд к Луне, значительное расширение программы гражданских и военных разведывательных спутников говорят о том, что потребность в собственных носителях будет только увеличиваться.

Япония

Войдя в ряд стран, способных осуществлять вывод на орбиту космических объектов собственным носителем H-2, японцы первоначально ужаснулись, подсчитав, что стоимость коммерческого пуска превысила $180 млн. Однако уже следующая модификация H-2A позволила уменьшить стоимостные показатели до $70-80 млн, что приблизилось к затратам на пуск Ariane и Delta.

Заключение

Коммерческие перспективы ракетоносителей Ariane 5, Atlas 5 и Delta 4 туманны. Проект Ariane 5 находится под патронажем правительств европейских государств, и Arianespace не может пока существовать без финансовой и политической поддержки ЕЭС. Естественно, ВВС США в случае затруднений по коммерческой загрузке носителей Atlas 5 и Delta 4 не останутся в стороне и помогут Lockheed Martin и Boeing, т.к. рассматривают оба носителя в качестве основных для быстрого вывода на орбиту военных грузов. По сути, все три проекта страдают из-за своей дороговизны. Ориентированные на тяжелые полезные нагрузки (1-4 спутника), они требуют $70-90 млн за старт, тогда как на рынке присутствует спрос на выведение сразу 6-9 спутников при стоимости не более $10-20 млн.

Практика показывает, что это вполне реальные цифры. Так, компания Eurockot Launch Services с ракетоносителем «Рокот» предлагает вывод на низкую геостационарную орбиту шести и более спутников за $15 млн. Стоимость контрактов на «Протон» снизилась в 2,5 раза и дошла практически до себестоимости ракеты. Затраты на изготовление «Протон-K» и оплату пусковых услуг составляют порядка $23 млн. Запуск космических аппаратов с помощью «Протон–M» оценивается несколько дороже — $40-50 млн.

Для снижения стоимости пусков гиганты космической индустрии стремятся к кооперации и продвижению на рынок наиболее удачных ракетоносителей. Lockheed Martin создала совместное предприятие International Launch Service с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и РКК «Энергия» по раскрутке ракеты «Протон», Boeing — компанию Sea Launch с украинским КБ «Южное» и РКК «Энергия» по продвижению носителя «Зенит-3SL». В 1998 г. приступило к работе совместное предприятие RD-AMROSS (НПО «Энергомаш» и компания Pratt & Whitney). Проект «РД-180 — Atlas» предусматривает при проведении космических пусков оснащение американских РН Atlas 3 и Atlas 5 российскими двигателями РД-180. Началось сотрудничество между российскими ракетостроительными предприятиями и Евросоюзом по созданию носителей для запусков с экваториального космодрома Куру. Безусловно, национальные коммерческие программы Китая, Индии и Японии со временем тоже теснее подключатся к интеграционным процессам.

Лишь международная кооперация — залог оживления рынка коммерческих космических перевозок, т.к. позволяет наиболее рационально распределять усилия по созданию и продвижению РН с оптимальными техническими и стоимостными характеристиками.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...