Тимофей Забалуев Обычно создание нового самолета идет параллельно с созданием силовой установки. В двигатель закладываются не только последние разработки в области газо- и термодинамики, высоких технологий, но и требования «гуманитарного» плана — ограничения по шуму и эмиссии вредных выбросов. И конечно же, для небольших региональных самолетов очень важным качественным показателем силовой установки являются операционные затраты, включающие в себя расходы на топливо, обслуживание и др. В соответствии с данным критерием «самолетчики» определяются с фирмой-производителем и типом силовой установки. Так, Embraer, Bombardier и AVIC 1 отдали предпочтение CF-34 производства General Electric, «Туполев» и «Антонов» — двигателю Д-436 компании «Мотор Сич».

SaM-146Для оснащения RRJ компания Сухой в апреле 2003 г. выбрала силовую установку SaM146 (Sа – аббревиатура Saturn, M146 – тип двигателя из модельного ряда Snecma Moteurs), разрабатываемую совместно Snecma Moteurs и НПО «Сатурн», оставив в стороне союз компаний Pratt&Whitney Canada, MTU Aero Engines, FIAT и ОАО «Авиадвигатель» с двигателем PW800.

Двигатель SaM146 будет устанавливаться на все версии RRJ — вместимостью 60, 75 и 98 мест, как базовой, так и увеличенной дальности — обеспечивая унификацию, что позволит заказчикам существенно снизить эксплуатационные расходы.

Президент Snecma Moteurs Марк Вантр (Marc Ventre) утверждает: «Мы хотим изменить рынок региональных самолетов посредством нового продукта, который значительно снизит операционные затраты заказчика». Иными словами, двигатель должен удовлетворять трем критериям: максимальная длительность «жизни на крыле», минимальное количество запасных частей и высокая ремонтопригодность.

Силовая установка включает в себя сам двигатель, мотогондолу и систему реверса. Двигатель имеет диапазон тяги от 6,8 т (15395 фунтов) для RRJ60, RRJ60LR (Long Range — версия увеличенной дальности) и RRJ75 до 7,7 т (17433 фунтов) для RRJ75LR, RRJ95, RRJ95LR. При разработке двигателя SaM146 широко используются передовые конструкторские и технологические решения уже проверенные на хорошо зарекомендовавших себя двигателях семейства CFM56 для гражданских самолетов и двигателе M88 для истребителя Rafale. В частности, при создании модулей вентилятора, турбины низкого давления и цифровой системы управления двигателем (FADEС) широко используются технические решения и результаты эксплуатации двигателей семейства CFM56, а компрессор, турбина высокого давления и камера сгорания опробованы в перспективном демонстраторе газогенератора DEM21, отрабатывающемся на технических новациях М88.

Основная концепция проектирования двигателя — простота и минимальное количество деталей. Конструктивная схема двигателя — это вентилятор диаметром 1220 мм с широкохордными лопатками, трехступечатый бустер, шестиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевая камера сгорания с эффективностью 99,8% (эмиссия по NO на 40% ниже допустимой по главе 4 ICAO), одноступенчатая турбина высокого и трехступенчатая турбина низкого давления. Для уменьшения уровня шума оптимизированы термодинамический цикл, скорость вращения вентилятора, количество и расположение лопаток, а также применена удлиненная мотогондола. Весь комплекс мер позволит получить запас по уровню шума 10 dB относительно требований главы 4 ICAO, которая еще только будет введена в действие в 2006 г. Для повышения ремонтопригодности двигатель имеет модульную конструкцию. Три главных модуля двигателя состоят из 17 меньших модулей. В случае необходимости неисправный модуль можно достаточно быстро заменить. Заложенные решения для обеспечения удобства технического обслуживания позволяют заменить силовую установку в условиях авиакомпаний-эксплуатантов в течение двух часов.

На состоявшейся во время проведения авиасалона в Фарнборо совместной пресс-конференции Snecma Moteurs и НПО «Сатурн» было объявлено о создании совместного предприятия PowerJet, акционерами которого в равных долях стали Snecma Moteurs и НПО «Сатурн». PowerJet будет иметь два подразделения, зарегистрированных в России и Франции. СП объединит производственные возможности двух материнских компаний, что позволит оптимизировать процесс реализации программы. С российской стороны компанию возглавит Алексей Жаворонков, с французской — Мишель Дешелот.

По словам генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, PowerJet будет являться владельцем сертификата типа, заниматься всем спектром вопросов создания силовой установки SаM146, включая управление проектированием, производством, маркетингом и поддержкой заказчика, как в России, так и за рубежом.

В проекте SаM146 Snecma отвечает за интеграцию двигателя, разработку газогенератора и системы управления и контроля состояния, НПО «Сатурн» — за вентилятор, турбину и компрессор низкого давления. Окончательная сборка и испытания двигателя будут осуществляться в России на мощностях НПО «Сатурн».

«Работа над SаM146 идет по графику. На НПО «Сатурн» выпущена техническая документация, идет подготовка производства, включая логистику по материалам. Как вентилятор, так и другие части двигателя, входящие в зону ответственности НПО «Сатурн», будут своевременно изготовлены и поставлены для проведения испытаний», — заявил Юрий Ласточкин. Марк Вантр сообщил о ходе выполнения графика работ французской стороной: «В настоящее время газогенератор проходит третий цикл испытаний. Заложенные в него характеристики подтверждены. Полностью исследованы механические свойства материалов газогенератора и его управляемость. В ближайшее время мы проведем окончательное тестирование компрессора высокого давления, а в сентябре 2005 г. уже начнутся испытания двигателя SaM146. Все работы выполняются по утвержденному графику параллельно с программой разработки самолета. В марте 2007 г. SаM146 должен получить сертификаты типа EASA и Авиационного Регистра МАК, а прототип RRJ с нашими двигателями выполнит первый испытательный полет в октябре 2006 года».

Юрий Ласточкин с оптимизмом смотрит в будущее: «Ни один из двигателей не создается только под одно применение. Мы рассчитываем на востребованность SаM146 и в других авиационных проектах».

По мнению экспертов, до 2022 г. на рынке будет продано до 5000 региональных самолетов, в том числе около 800 RRJ. В случае успешной реализации программы выручка от продажи двигателей может составить $6-7 млрд. В рамках программы господдержки создания двигателя SаM146 из госбюджета будет выделено до двух миллиардов рублей. Общий объем планируемых инвестиций компании Snecma Moteurs и НПО «Сатурн» в проект RRJ по двигателю SаM146 составит не менее 650млн евро.

По предварительным расчетам, только на стадии выполнения НИОКР по двигателю SаM146 в России будет создано 1650 новых рабочих мест, а в условиях развертывания серийного производства в течение 15 лет будет занято 2200 высококвалифицированных специалистов.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...