Михаил Кайдала

Авиация, как одна из самых сложных и ответственных областей человеческой деятельности, требует высокого профессионального уровня подготовки специалистов. В настоящее время, вследствие естественного старения учебно-тренировочных средств, а иногда и фактического отсутствия последних, основным средством обучения и поддержания навыков у летного и инженерно-технического состава частей ВВС практически остаются только реальные полеты.

Однако из-за роста цен на авиационную технику и необходимые для ее эксплуатации ресурсы их проведение в государственной авиации остается проблемой. Например, затраты на один час эксплуатации легкого боевого самолета уже превышают 100 тыс. рублей. В авиации Вооруженных Сил годовой налет летного состава снизился до нескольких десятков часов. При этом повышение требований к соблюдению условий безопасности полетов и постоянное усложнение комплексов бортового оборудования, вооружения и систем управления самолетом обусловливают снижение эффективности использования реального полетного времени.

Причиной 75–80% авиационных происшествий является человеческий фактор, т.е. уровень знаний, навыков и умений экипажа оказываются не адекватными возникающей в полете ситуации.

В то же время возложенные на боевую авиацию задачи никто не снимает. Более того, количество, сложность и ответственность решаемых в полете задач продолжают расти. Совершенствуется бортовое оборудование и вооружение самолетов, в кабине экипажа устанавливаются многофункциональные цветные индикаторы, резко растет информационно-управляющее поле кабины, что так же повышает требования к подготовке авиационных специалистов. Не менее важно влияние профессионализма летчика на уровень безопасности полетов с точки зрения компенсации естественного роста потока отказов техники из-за ее физического старения и отстраненности промышленности от решения многих насущных вопросов поддержания ее надежности.

В настоящее время учебно-тренировочные средства в традиционном концептуальном, алгоритмическом представлении уже не в состоянии исполнять прежнюю роль. Получать в учебном полете навыки реального применения боевых авиационных комплексов и правильных действий в особых случаях было проблематично даже в лучшие для отечественной авиации времена.

В условиях, когда неизбежно растут требования к профессиональному уровню авиационного персонала и сокращаются возможности для его обеспечения, применение современных учебно-тренировочных средств в системе подготовки летных экипажей приобретают все большее значение.

Научно-технический центр «ТОРОС» более 10 лет разрабатывает и совершенствует технологию и методологию создания современных автоматизированных средств обучения. Нами разработано принципиально новое поколение обучающих систем для летного и инженерно-технического состава частей ВВС на основе широкого внедрения новых информационных технологий мультимедиа, сетевых технологий разработки автоматизированных учебных курсов и интерактивной электронной эксплуатационной документации, составляющих основу автоматизированных средств обучения.

Новые информационные технологии в обучении, обладают неограниченными возможностями по накоплению и использованию в процессе изучения высокоэффективной с точки зрения восприятия и усвоения разнообразной информации, представленной в виде совокупности мультимедийных файлов: анимация, фото, видео, звуковая и другая информация.

При этом реализуется программируемое теоретическое обучение групповым и индивидуальным методом по основным направлениям деятельности авиационных специалистов: практическая аэродинамика, тактическая подготовка, воздушная навигация, боевое применение, конструкция и эксплуатация авиационной техники и ее систем, как летным, так и инженерно-техническим составом.

Демонстрация в динамическом режиме логики работы бортового оборудования и систем летательного аппарата, применение интерактивных режимов при изучении конструкции, руководств по технической и летной эксплуатации авиационной техники обеспечивает тем самым получение твердых теоретических знаний, навыков и умений.

Одним из основных направлений деятельности НТЦ «ТОРОС» при создании автоматизированных обучающих систем является разработка учебно-эксплуатационных комплексов, предназначенных для использования личным составом непосредственно на рабочем месте при проведении различных видов подготовки. С этим направлением пересекается разработка и внедрение системы электронной эксплуатационной технической документации, обеспечивающей более эффективное использование информации за счет:

• наглядного представления материалов с использованием средств компьютерной графики, анимации, фото- и видеоинформации;

• интерактивного взаимодействия с элементами документации в описательной и графической части (технологическими картами, описаниями, рисунками, схемами, таблицами и др.) ;

• ускоренного поиска и использования необходимой информации в текстовой и графической мультимедийной форме;

• быстрого и надежного способа внесения изменений в документацию.

Расширение возможностей электронной эксплуатационной технической документации осуществляется также за счет применения современных мультимедийных технологий.

Автоматизированный контроль знаний, его учет и анализ уровня подготовки обучаемых позволяют руководителю заранее и своевременно принимать решение о готовности личного состава к выполнению заданий и, при необходимости, проведения дополнительной, индивидуальной подготовки по конкретным направлениям для различных категорий обучаемых.

На следующем этапе обучения при отработке практических навыков на различных типах тренажеров, в том числе тренажных комплексах наведения, управления и боевого применения, основанных на сети распределенных тренажеров, новые технологии позволят отдельным авиационным подразделениям, возможно разделенным территориально, обучаться в составе единой виртуальной группировки сил.

Как показывает зарубежный опыт, при создании таких комплексов автоматически решаются многие задачи проблемного характера связанные с обеспечением многоуровневой защиты от выявления имеющих закрытый характер тактических приемов и тактико-технических характеристик вооружения. Успешно решается проблема создания распределенной системы обучения и тренажа, как летного состава, так и подготовки наземных служб обеспечения выполнения поставленных задач. Показано, что новые технологии должны обеспечивать возможность стыковки с тренажными комплексами авиации ВМФ и армейской авиации, включать имитаторы системы радиоэлектронной борьбы и стыковаться с учебно-тренировочными комплексами других видов Вооруженных Сил.

Разработанные и предлагаемые Научно-техническим центром «ТОРОС» новые технологии применимы практически ко всем видам деятельности, связанной с эксплуатацией сложных технических систем повышенной опасности. Создание на их основе концепций обучающих систем позволит повысить эффективность боевого применения авиационных комплексов (в том числе, в составе групп), обеспечить безопасность полетов, более рационально расходовать ресурс авиационной техники.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...