Павел Иванов

экипаж Святослава Федорова готовится к своему последнему полету (2 июня 2002 г., г. Тамбов)Год 2000-й был особенно трагичным в мировой авиации -катастрофы только в пассажирской авиации унесли жизни 1046 человек (для сравнения, в 1999-м — 628).
В эту статистику ИКАО включены не все жертвы авиационных трагедий 2000-го. Например, двух особенно печальных для России: 9 марта в авиакатастрофе самолета Як-40 в «Шереметьево-1» погибли глава холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик, президент «Группы Альянс» Зия Бажаев и бортовой экипаж; 2 июня 2000 года в результате катастрофы вертолета «Газель» трагически оборвалась жизнь генерального директора ГУ МНТК «Микрохирургия глаза», всемирно известного офтальмолога Святослава Федорова. Вертолет рухнул на землю в Северо-Западном округе столицы, все четыре человека, находившихся на борту вертолета, погибли…
В конце апреля того злополучного 2000-го мне довелось брать у Святослава Николаевича интервью. Его идея возникла два года тому назад, когда побывал в авиационном ангаре поселка МНТК «Микрохирургия глаза» в Славино. Только небольшая часть разговора отразилась в публикации. Остается благодарить судьбу, что полностью сохранилась аудиозапись той встречи.
Святослава Николаевича волновало очень многое. Более всего — отсутствие здравого смысла и справедливости в основных сферах жизни государства. К ним, наряду с медициной, он относил и авиацию.
«Мы связаны с авиацией,так как мы хотим быстро двигаться, а без авиации сегодня быстро двигаться невозможно. Современная техника позволяет летать почти всепогодно. …Вот только что в Сергиев Посад я летал на консультации и операции. В Славино, у своего дома сел в вертолет, через какие-то 17 минут приземлился прямо во дворе клиники и тут же начал работу с больными. Спустя 2 часа прилетел назад. Сколько бы я потратил времени на машине, да еще по нашим загруженным дорогам?».
Потом Федоров говорил о явно недооцененной роли авиации в здравоохранении. «Нас связывает с авиацией оперативность в решении возникающих вопросов. …Почему существуют только ВДВ, почему только военные? Они воюют во время войн, а врачи — каждый день. Мы воюем за жизнь человека, против его заболеваний, за совершенствование его тела. Мы — воюющая отрасль и удивительно, что до сих пор медицина не обладает мощной санитарной авиацией. А ведь санитарная авиация сегодня совсем развалилась, ее просто нет….
Я говорил министру в свое время и говорил на всяких съездах о том, что армия сегодня может доставить солдат во время войны, а ведь мы делаем 800 операций в день, всего в стране хирургических операций — 80 тысяч. — Это, чтобы люди не умерли или чтобы они получили нормальный уровень жизни. И все эти битвы — с отсутствием современной воздушной силы. А ведь пока мы передвинемся, доставим аппаратуру, консультант приедет…
Мы думаем, если у нас медико-десантных войск не предвидится, будем в белых халатах, но, например, с пятнами (возможно, Святослав Николаевич имел в виду камуфляж — Прим. авт.), выбрасываться вместе с аппаратурой в воздухе, если где-то самолету нельзя сесть, и спускаться к больному на парашюте».
На мой взгляд, идея эта возникла у Федорова на перекрестке высокого гражданского долга, истинного человеколюбия и определенного отчаяния. Она сродни стремлению летчика любой ценой выполнить боевую задачу — уничтожить противника тараном, когда все штатные и относительно безопасные возможности уже исчерпаны. Но вряд ли Святослав Николаевич рассчитывал на ее осуществление, хотя, несомненно, был готов к самопожертвованию. — Ее экстравагантностью он хотел привлечь внимание к больному на его взгляд вопросу, хотя и знал, какие злые иронии по этому поводу отпускают его недоброжелатели.
С высочайшим профессионалом в нем редчайшим образом сочетались романтик и гуманист. Надо помнить, что именно благодаря созданному Федоровым МНТК уровень цен на микрохирургические операции держится на доступном для народа уровне (по его словам, в 7 раз меньшем, чем в лучших подобного рода зарубежных учреждениях) и что, став в 1960-е годы ведущим хирургом Международного клуба имплантологов, он оставался им до конца своей жизни.
А тогда, 5 лет назад я живо представлял себе, как он с медицинской сумкой спускается на парашюте на лесную опушку и при этом бубнит, опасаясь за свой протез. Особого воображения для этого не требовалось — до того своими глазами видел Святослава Николаевича, скакавшего на коне, на фото — мчавшегося на мотоцикле, знал о его готовности к управлению вертолетом…
На отраслевой конференции 9 февраля 2005 г. руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ Александр Нерадько сообщил, что причины целого ряда авиапроисшествий на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке обусловлены нарушениями правил производства полетов: летчики, в стремлении оказать немедленную помощь больным, вылетают к ним в заведомо нелетную погоду. И в то же время, по его словам, авиация держится на человечности, самопожертвовании…
А авиакатастрофа 2 июня 2000 года имеет конкретные технические причины, тот роковой полет не был санитарным, но все жизненные устремления Федорова свидетельствуют, что его гибель — дань того же рода. Разница в том, что летчики по призванию — гуманисты по духу, а Святослав Федоров, являясь врачом по призванию, по духу всегда был летчиком.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...