Николай Якубович В сентябре 2005 г. 929й Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) им. В.П.Чкалова отметил свое 85-летие. Сегодня на фоне практически полного уничтожения отечественного авиастроения трудно поверить, что в голодном и холодном 1920 г. российское правительство изыскало средства для развития отечественной авиации.
Начальник ГЛИЦ  им. В.П.Чкалова  генерал-лейтенант  Юрий Трегубенков

Начальник ГЛИЦ им. В.П.Чкалова генерал-лейтенант Юрий Трегубенков

Биография ГЛИЦ ведет отсчет с 21 сентября 1920 г., когда в Москве в соответствии с приказом Реввоенсовета республики организовали Научно-опытный аэродром (НОА). Свою деятельность НОА начал с разработки методик летных испытаний, а также требований к перспективным крылатым машинам, вооружению, двигателям и оборудованию, что вскоре привело к повышению его статуса и превращению в Научно-испытательный институт.
В конце 1920х Центральный аэродром столицы стал тесен для НИИ ВВС и в Подмосковье вблизи железнодорожной станции Томская (с 1937 г. — Чкаловская) построили аэродром с ангарами, корпусами для многочисленных лабораторий и жилой городок. В 1932 г. первую посадку на Шелковский аэродром совершил самолет ТБ-3, пилотируемый В. Чкаловым.
К середине 1930-х НИИ ВВС, когда его возглавил Н. Бажанов, достиг своего расцвета, на аэродроме соорудили первую в стране бетонную дорожку, предназначенную для разбега тяжело нагруженных самолетов, отправлявшихся в дальние перелеты. В те годы мировую известность получил Валерий Чкалов, открывший кратчайший воздушный путь из Москвы в США.
В конце 1930-х в НИИ ВВС развернулась главная борьба по созданию авиационной техники, вынесшей все тяжести борьбы с гитлеровской Германией, а затем и реактивной авиации. В 1944 г. институт наградили орденом Красного Знамени, и с тех пор он стал сокращенно именоваться ГК НИИ ВВС.
В конце 1950-х, когда в стране началось сокращение вооруженных сил, уменьшился и объем испытаний авиационной техники, закрывались полигоны в Подмосковье. Выходом из этой ситуации стало перебазирование института в Астраханскую область. При этом ГК НИИ ВВС объединили с 6-м ГосНИИ ВВС и в г. Ахтубинске образовали 8-й Государственный научно-испытательный Краснознаменный институт (ГНИКИ) ВВС. В подмосковной Чкаловской остались лишь несколько испытательных управлений. Испытаниями летательных аппаратов, предназначенных для авиации ВМФ, также стали заниматься специалисты НИИ ВВС, но в Феодосии. Девять лет, начиная с 1961 г., институт возглавлял М.С. Финогенов, а в 1970-м его на этом посту сменил И.Д.Гайдаенко.
Начиная с 1965 г., начался очередной подъем отечественного авиастроения, тогда же получили дальнейшее развитие лабораторная и испытательная база института. Одним из выдающихся достижений в истории института стал кругосветный перелет в декабре 1990 г. экипажа НИИ ВВС во главе с его начальником Л.В.Козловым на самолете Ан-124. Тогда еще никто не знал, что через два года СССР уйдет в прошлое, а институт преобразуют в ГЛИЦ.
Шли годы, менялись руководители и названия организации, но задача, стоящая перед сотрудниками ГЛИЦ оставалась неизменной: помочь стране обрести эффективные, безопасные и удобные в эксплуатации боевые машины — залог ее могущества. В настоящее время ГЛИЦ им. В.П. Чкалова возглавляет Герой России генерал-лейтенант Ю. Трегубенков, под его руководством удалось сохранить не только уникальную испытательную базу, но и кадры.
За годы существования НИИ ВВС в нем проходили службу 92 Героя Советского Союза, из них пятеро — дважды Герои и девять удостоены звания Героев России. Высокой оценкой работы Центра является то, что только в 2004 г. 487 военнослужащих награждены орденами и медалями, а летчику-испытателю В.Петруше присвоено звание Героя России.
Сегодня экипажи летательных аппаратов, испытываемых в ГЛИЦ, имеют налет, сопоставимый с тем, что был в годы «холодной войны». Хотя количество полетов сократилось, но продолжительность их существенно возросла.
В заключение отмечу, что 929-й ГЛИЦ — единственная в стране организация, способная проводить полномасштабные летные испытания всех видов авиационной техники и выдавать свои заключения и рекомендации по принятию ее на вооружение.
День 85-летия ГЛИЦ стал настоящим праздником не только для его сотрудников, но и жителей Ахтубинска.
На стоянке можно было не только увидеть, но и потрогать руками настоящую боевую технику, а в полете свое мастерство демонстрировали летчики-испытатели промышленности и Центра показа авиационной техники из подмосковной Кубинки.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...