Владимир Карнозов Изделия российского РСК «МиГ» и украинского ГП «Антонов» заняли заметное место среди экспонатов авиационнай выставки Dubai’2005. Она прошла 20–24 ноября 2005 г. в выставочном комплексе Fairs-Exhibitions на территории аэропорта г. Абу-Даби. По сравнению с событием 2003 г. ее площади увеличились на 25 %. На статической площадке и в воздухе были продемонстрированы сто летательных аппаратов всех типов. Продукция отечественных самолетостроителей была представлена четырьмя крылатыми машинами. Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» выставила два истребителя МиГ-29СМТ, а Харьковское Государственное авиационное производственное объединение — транспортный самолет Ан-74ТК-200 и бизнес-джет Ан-74ТК-300Д. «МиГи» и «Аны» ежедневно поднимались в воздух в рамках программы летного показа.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в основном делают покупке на Западе. Однако им приглянулись и некоторые изделия отечественного оборонно-промышленного комплекса. Так, после первой войны в Заливе ОАЭ закупили большую партию БМП-3 производства «Курганмашзавода», укомлектованных 100-мм пушкой, способной «стрелять» управляемыми противотанковыми ракетами. В настоящее время идут переговоры по серьезной модернизации БМП-3. А это значит, что Эмираты намерены и далее продолжать эксплуатацию российской техники. Кроме бронемашин, ОАЭ заказали новейшую разработку русских «зенитчиков» — ЗРК «Панцирь» С-1.
В области авиации самой заметной покупкой стала поставка одного Ан-124-100, достроенного в 2004 г. на заводе КиГАЗ «Авиант». Этот гигант обслуживает интересы королевской фамилии, перевозя крупногабаритное оборудование, необходимое шейхам в путешествиях. А летом этого года генеральный директор «Авиастар-СП» Виктор Михайлов сказал корреспонденту «АП», что он ведет переговоры с ОАЭ по финансированию достройки двух Ан-124-100 из последних остатков задела советской эпохи. Посчитав, что задел уже во многом выбран, российские авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полет» не решились вложиться в достройку этих двух самолетов. Их опасения не разделяет генеральный директор КиГАЗ «Авиант» Олег Шевченко. Комментируя ситуацию, он сказал, что «Авиастар», с помощью «Авианта» и «Антонова», вполне способен достроить и реализовать еще два «Руслана». Кроме единственного Ан-124-100 в «авиационном гареме» у шейхов служит и пара Ан-72/74 — они занимаются перевозкой различных грузов, в том числе колесной техники.
Поэтому интерес шейхов к представленным на салоне двум Ан-74 в двух новых вариантах «ТК-200А» и «ТК-300VIP» был совсем не праздным. После церемонии открытия Dubai-2005, заключающегося в торжественом разрезания символической «красной ленты», последовал обход линейки выставленных летательных аппаратов высшими руководителями страны>огранизатора в сопровождении высокопоставленных иностранных гостей. Группу «VIP» вел за собой наследный принц эмирата Дубай шейх Мохаммед бин Рашид Аль-Мактоум. Его высочество носит звание генерала и занимает пост министра обороны Объединенных Арабских Эмиратов. Мохаммеда сопровождал шейх Ахмед бин Саед Аль-Мактоум. Тоже принц, Ахмед возглавляет Департамент гражданской авиации ОАЭ и председательствует в совете директоров национального перевозчика — авиакомпании Emirates. Компанию принцам составили министр обороны султаната Оман его превосходительство шейх Бадр бин Сауд бин Хареб Аль-Боссаеди и начальник штаба ВС Кувейта генерал-лейтенант Фахад Аль>Амир. А также еще до сотни представителей «голубых кровей» соседних арабских стран.
Заранее распланированная траектория движения группы «VIP» строго выдерживалась организаторами выставки, от имени которых действовала председатель правления Fairs&Exhibitions англичанка Вирджиния Керн. Только в одном случае случилась серьезная «накладка». Знакомый с повадками и спецификой поведения жителей Персидского залива, энергичный генеральный директор харьковского авиазавода (ХГАПП) Павел Науменко сумел пробиться через плотный кордон охраны. Силовым приемом «оттеснив» Вирджинию с ее «законного» слева от принца, Павел Олегович схватил шейха Мухаммеда за руку. На английском языке он попросил «старого друга» исполнить данное на прошлом авиасалоне обещание осмотреть внутреннее убранство новейшего VIP-варианта самолета Ан-74ТК-300Д. Эта машина, принадлежавшая правительственному отряду ГАК «Украина», вместе с военно-транспортным Ан-74ТК-200 стояла в конце статической площадки. Шейх поморщился, но не стал нарушать данное два года назад обещание.
В результате Ан-74ТК-300Д стал единственным самолетом делового класса из числа представленных на выставке «бизнес-джетов», которые наследный принц лично «проинспектировал изнутри», заглянув внутрь пассажирской кабины.
А вот с МиГ-29СМТ, стоявщем в противоположном конце площадки, принц подробно ознакомиться не смог. Или не пожелал. Правда, он обощел его полным кругом. Ни один другой экспонат выставки не удостоился подобного знака внимания. Но на этот раз охранники были на высоте. Они не повторили «ошибки» с Науменко и не допустили к принцам «лиц славянской национальности». Поэтому зря «под крылом самолета» потратили время в ожидании высокого гостя руководитель Инженерного Центра им. А.И.Микояна Владимир Барковский и заместитель генерального диркетора — генерального конструктора РСК «МиГ» по маркетингу и послепродажному обслуживанию Владимир Выпряжкин.
Надо сказать, что арабские военачальники хорошо знакомы с разработками ОКБ им. А.И.Микояна.
МиГ-29 стоят на вооружении в Сирии и Йемене. Были они и у иракцев до окупации их страны американскими войсками. Кроме того, МиГ-29 имеются у Судана, Эритреи и Ирана. Модификация «СМТ» — наиболее современная из выпускающихся сегодня самолетов типа МиГ-29. На выставке с ней ознакомились многие. Сразу после открытия к русскому истребителю подошли высокопоставленные делегации Иордании и Алжира. Наибольший интерес проявили алжирцы. Их страна ведет переговоры по приобретению 42 МиГ-29СМТ и 7 МиГ-29УБТ. Стоимость сделки оценивается в $1,5 млрд.
Определенный интерес к МиГ-29 имеется и у хозяев Dubai’2005. В 2000–2001 гг. ВВС ОАЭ рассматривали возможность лизинга учебно-боевых «спарок» МиГ-29УБ. Реализации сделки помещало несовершенство законодательной базы, в частности, по лизингу имущества МО РФ иностранным государствам. Поэтому тогда «МиГи» из состава ВВС России к шейхам не попали.
Однако интерес к ним сохраняется. Перед ВВС ОАЭ стоит задача по подготовке достаточного количества летчиков-истребителей на базах собственной страны. В настоящее время идет конкурс по выбору т.н.«учебных самолетов с высокой тяговооруженностью». Лизинг МиГ-29УБ мог бы стать хорошим решением вопроса. Возможно, арабы терпеливо ожидают, пока русские, наконец, решат собственные проблемы в их стране и взаимовыгодное сотрудничество станет возможным.
А если нет, то, как говорится, «мир не без добрых людей». ОАЭ настойчиво предлагают свою продукцию другие страны мира. Среди предложений есть итальянский М346 и корейский Т-50, а также китайско-пакистанский К-8. Эти машины были представлены на выставке и каждый день участвовали в программе летного показа. К сожалению, самый «продвинутый» из российских УТС самолет Як-130 в Dubai’2005 не участвовал — его международный дебют «приберегли» для LIMA’2005 в Малайзии.
Что касается РСК «МиГ», то он уже показывал МиГ-АТ на предыдущих салонах в Абу-Даби. Эту машину арабы знают достаточно хорошо. Сегодня идут переговоры с ОАЭ, Саудовской Аравией и Египтом на тему лицензионной сборки МиГ-АТ. Вместе с самолетами, РСК «МиГ» готов поставить элементы комплексной системы обучения наземных и летных экипажей.
Такие, как различные тренажеры и интерактивные компьютерные классы. В несколько стран мира поставлены самолетные тренажеры боевого применения нового поколения СТБП-29. А сегодня специалисты РСК «МиГ» работают над суперсоверменным ПТС-29К для Индии. У него будет шесть степеней свободы, лазерная система проекции изображения AVIOR немецкой фирмы STN ATLAS ELEKTRONIK.
СТБП-29 и ПТС-29К как небо и земля отличаются от устаревшего КТС-21, созданного 25 лет назад. Тренажеры КТС-21 и по сей день используются в системе подготовки летчиков-истребителей ВВС России. А число тренажеров нового поколения, поставленных заказчикам, пока исчисляется единицами. И все они находятся за рубежом (кроме опытных установок в составе собственного центра обучения РСК «МиГ»). По словам сотрудников фирмы, некоторые из поставленных за рубеж СТБП-29 работают по 16 часов в сутки. Между тем потребность в новых тренажерах ВВС России, по ее собственным (заниженным) оценкам, составляет минимум семь единиц. Пока же о заказах не слышно. Известная ситуация, метко характеризующаяся русским высказыванием «сапожник без сапог».
Благополучие страны-организатора Dubai’2005 строится на продаже нефти. На выручку от реализации «черного» золота Эмираты покупают самые совершенные боевые самолеты. Такие, такие, как F-16 Block 60.
Два самолета этой марки из состава ВВС ОАЭ были представлены в эскпозиции его производителя американской фирмы Lockheed-Martin. Нефтедоллары также используются для закупок самых совершенных пассажирских лайнеров Airbus А380, A340-500/600, А330-200, Boeing 777 и  747-400. Эти самолеты можно было увидеть как среди экспонатов выставки, так и на территории аэропорта им.Шейха Рашида в раскраске местного авиаперевозчика — авиакомпании Emirates. Остается непонятным, почему в России, экспортирующей черного «золота» больше, чем ОАЭ и почти столько же, что и Саудовская Аравия, средства «нефтяного бюджета» не используются столь же активно, как в арабских странах, на обновление самолето-моторного парка и развитие всей инфраструктуры гражданской авиации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...