По материалам РСК «МиГ»

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» разработала и начала внедрение новой системы интегрированной логистической поддержки истребителей МиГ-29, которая позволяет существенно продлить их жизненный цикл, упростить и удешевить техническое обслуживание, повысить его оперативность.
Комплекс мероприятий предполагает продление ресурса и срока службы истребителей, внедрение стратегии эксплуатации по техническому состоянию взамен планово-предупредительной, построение единой информационно-управляющей системы Заказчика и Поставщика для управления логистическими процессами, создание консигнационных складов и сервисных центров на территории стран-заказчиков. Данные мероприятия могут проводиться как по отдельности, так и в полном объеме. При проведении всего комплекса создается необходимая основа для функционирования интегрированной системы логистической поддержки, которая обеспечивает уровень, предлагаемый ведущими мировыми авиастроительными компаниями.
Улучшение системы послепродажного обслуживания стимулировалось результатами эксплуатации МиГ-29 в ВВС различных стран, в том числе европейских, которые наибольший интерес проявили к продлению ресурса и срока службы и переходу на стратегию эксплуатации по техническому состоянию. В 2003 г. указанные мероприятия проведены на истребителях МиГ-29 ВВС Венгрии, соответствующие контракты подписаны с Польшей, Словакией, Казахстаном, ведутся переговоры с рядом других стран.
Продление ресурса и срока службы МиГ-29 достигается за счет диагностики, доработки и усиления некоторых элементов планера, а также замены ряда агрегатов. В ходе доработок число агрегатов с ограниченным ресурсом уменьшается в 3,5 раза.
Документация на доработки подготовлена на основании многолетнего опыта эксплуатации МиГ-29 в ВВС России и более чем 25 других странах. Важную роль сыграл опыт эксплуатации МиГ-29 в ВВС Германии, где истребители использовались более интенсивно, чем предусматривалось при проектировании.
В результате доработок ресурс и срок службы истребителей МиГ-29 увеличивается с 2500 летных часов (20 лет службы) у ранее выпущенных до 4000 летных часов (40 лет) у доработанных. Для истребителей же нового семейства МиГ-29К/КУБ/М/М2 этот показатель составит уже 6000 летных часов (при этом срок службы не устанавливается). Первые самолеты с таким ресурсом получат в 2007 г. ВМС Индии в рамках контракта на поставку МиГ-29, подписанного в январе 2004 г.
При эксплуатации по техническому состоянию для МиГ-29 не устанавливаются фиксированные межремонтные сроки и ресурсы. Регламентируются лишь сроки проведения несложного периодического технического обслуживания (ТО) и оценки технического состояния, по результатам которых продляются ресурсы и сроки службы и, при необходимости, назначаются дополнительные диагностические и восстановительные мероприятия.
Ранее МиГ-29 эксплуатировались по планово-предупредительной стратегии, которая предусматривала, что периодическое ТО должно проводиться через 100 часов (12 месяцев), регламентные работы через 200 часов (24 месяца), капитальные ремонты на заводе через 800 часов (9 лет) и затем через 1500 часов (17 лет).
Для доработанных МиГ-29 и для истребителей нового семейства внедряется рациональный план технического обслуживания, который позволяет радикально уменьшить трудозатраты и увеличить сроки службы самолетов.
При эксплуатации по техническому состоянию периодическое ТО проводится в два раза реже (через 200 часов), исключаются такие сложные и дорогостоящие процедуры, как регламентные работы и капитальные ремонты на заводе, зачастую находящемся в другой стране. Вместо этих процедур проводится оценка технического состояния через 2000 часов (20 лет), а затем через каждые последующие 1000 часов. Причем и периодическое ТО, и оценка технического состояния проводятся в технико-эксплуатационной части авиационного подразделения (полка, эскадрильи), которое истребитель за весь срок службы не покидает для решения эксплуатационных проблем. В целом, при эксплуатации по состоянию расходы, связанные с поддержанием исправности самолетов, снижаются более чем в два раза.
Эксплуатация по техническому состоянию позволяет максимально использовать весь потенциал самолета без снижения уровня безопасности полетов, а также способствует снижению затрат почти на 40 %.
При проведении оценки технического состояния широко используется компьютерная обработка бортовой и наземной автоматизированных систем контроля. Это позволяет не только находить неисправности, но и формировать индивидуальный облик каждого самолета, а затем отслеживать его на протяжении всего срока службы. Таким образом, появляется возможность прогнозировать поведение тех или иных приборов или узлов каждого конкретного истребителя и своевременно принимать решение об их замене или ремонте. Причем это решение Заказчик может принимать по различным критериям в зависимости от обстановки, финансовых ресурсов и других факторов.
Максимально эффективное управление логистическими процессами становится возможным в случае построения единой информационно-управляющей системы Заказчика и Поставщика.
Управление логистическими процессами в такой системе опирается на взаимосвязанные массивы информации: оперативную логистическую базу данных, эталонную логистическую базу данных, электронные каталоги запасных частей, интерактивные технические руководства.
Оперативная логистическая база данных включает персональные сведения о каждом истребителе полка (эскадрильи), фондах запасных частей, возможностях конкретного пункта базирования и даже о личном составе, выполняющем эксплуатационные процедуры.
Эталонная логистическая база данных, которая создается РСК «МиГ», включает электронную модель самолета, инструкции по проведению различных операций, технологические карты и многое другое.
Форматы логистических баз данных определены международным стандартом Def Stan 00-60.
Электронные каталоги запасных частей, которые автоматизируют составление и идентификацию заявок на поставку, и интерактивные технические руководства, которые обеспечивают персонал данными о конструкции самолета и его обслуживании, создаются РСК «МиГ» на базе другого международного стандарта — AECMA 1000D.
РСК «МиГ» может, по запросу Заказчика, сформировать оперативную логистическую базу данных в распределенном (иерархическом) виде, что позволяет организовать взаимодействие всех звеньев, выполняющих оперативные и логистические функции: полк — склад запасных частей — сервисный центр — командование ВВС — Поставщик.
В рамках единой информационно-управляющей системы Заказчик-Поставщик оперативная и эталонная базы данных объединяются каналами связи со стандартными протоколами доступа (например, используемыми в сети Интернет).
Детальная информация о неисправности (включая, в частности, видеоизображение отказавшего узла) фиксируется во всех связанных между собой базах данных Заказчика и Поставщика и передается на те уровни, где может быть принято решение о необходимых восстановительных операциях. Оттуда информация немедленно поступает на склад, а в полк передаются подробные инструкции (включая видеоизображение) по устранению неисправности.
Расчеты показывают, что при таком подходе сроки обработки информации уменьшаются на порядок по сравнению с существующими «бумажными» процедурами.
РСК «МиГ» разработала и предлагает эксплуатантам МиГ-29 комплекс алгоритмических и программных средств «Аргос», позволяющий формировать единую информационно-управляющую систему Заказчика и Поставщика.
Также в качестве звеньев интегрированной системы логистической поддержки МиГ-29 корпорация «МиГ», по согласованию с Заказчиками, может создавать региональные консигнационные склады и сервисные центры. Это позволяет удовлетворять заявки на запасные части в течение 72 часов и минимизировать объем запчастей на собственных складах Заказчика. Консигнационные склады и сервисные центры создаются на коммерческой основе с широким привлечением существующих авиаремонтных предприятий и компаний стран-заказчиков.
Комплекс мер по совершенствованию системы послепродажного обслуживания позволяет довести техническую готовность парка самолетов до 80–90 %.