Николай Якубович История отечественной авиации и космонавтики хранит немало имен ее первопроходцев и не последнее место в ней занимает конструктор П.В. Цыбин, чье 100-летие со дня рождения 23 декабря отметили авиационные специалисты и общественность, сотрудники РКК «Энергия».

Павел Владимирович родился в Петербурге в семье музыкантов и будучи одаренным человеком прекрасно рисовал и пел под собственный аккомпанемент, владея несколькими музыкальными инструментами. Казалось, были направления для применения своего таланта, но начало ХХ века стало временем массового увлечения авиацией, и Павел Владимирович не стал исключением. Свою творческую деятельность, а процесс создания летательного аппарата иначе не назовешь, он начал с постройки балансирного планера, когда ему исполнилось … 14 лет.
В 1928 г. Цыбин окончил военно-техническую школу в Гатчине и спустя год построил свой второй планер ПЦ-3. Примерно в то же время Павел Владимирович освоил пилотирование самолетом У-2 (По-2).
Увлечением планеризмом привело П.В.Цыбина к знакомству с будущим основоположником практической космонавтики С.П.Королевым. Тогда никто и не предполагал, что спустя десятилетия Павел Владимирович и Сергей Павлович объединят свои усилия в создании космической техники.
В начале Великой Отечественной войны П.В.Цыбин и Д.Н.Колесников разработали самый большой в те годы 20-местный десантный планер КЦ-20. Запущенный в серийное производство в 1942 г., планер широко использовался для снабжения партизанских отрядов. В те годы Павел Владимирович не только продолжал заниматься разработкой новых планеров, но и руководил десантными операциями по доставке грузов в партизанские отряды, за что был удостоен медали «Партизану Отечественной войны».
Последним десантным планером, созданным в 1944 г. под руководством Цыбина, стал военно-транспортный Ц-25. Это единственный в мире планер, который в 1950-м пролетел над Северным полюсом и произвел посадку в районе дрейфующей станции СП-2 с целью проверки возможности его использования для строительства и жизнеобеспечения авиабаз советских ВВС на ледовых аэродромах.
Сразу же после войны, когда началось бурное развитие реактивной авиации, в КБ Цыбина разработали семейство планеров с прямым и стреловидными крыльями. Оснащенные твердотопливными двигателями, они предназначались для исследований аэродинамических характеристик крыльев, в том числе и с обратной стреловидностью, на скоростях, где сказывалось влияние сжимаемости воздуха.
В январе 1946 г., когда на посту министра авиационной промышленности А.И.Шахурина сменил М.В.Хруничев, многие заслуженные конструкторские коллективы были расформированы. Попал в их число и коллектив Цыбина. Но период «опалы» длился недолго, в 1954 г. Павел Владимирович предложил стратегический бомбардировщик «РС» («Рекорд скорости»). Эта машина по своему облику и скорости почти на 10 лет опередила знаменитый американский разведчик SR-71, созданный на фирме «Локхид» под руководством Келли Джонсона. Но «РС» по ряду причин, в том числе и связанных с политикой, проводимой ГКАТ, так и не достроили.
Остался на земле и разведчик «РСР», созданный на базе «Рекорда скорости». По словам Павла Владимировича ему просто не везло, только развернешься с очередным проектом, как изменение политической обстановки в мире приводило и к пересмотру приоритетов в авиации.
В конце 1950-х, когда Цыбина перевели в ОКБ-23 Мясищева, Павел Владимирович начал разрабатывать пассажирский вариант сверхзвукового бомбардировщика М-50. Подумать только, ставилась задача долететь до Америки за 2,5 часа, но не для того чтобы разбомбить Нью-Йорк, а доставить туда цивильных граждан. В то время, когда умы авиаторов были поглощены разработкой средств доставки ядерных бомб, Цыбин стал переводить боевую машину на мирные рельсы. Но и здесь политики сыграли с ним злую шутку. ОКБ-23 Мясищева перепрофилировали на создание ракетной техники. Но Павел Владимирович не остался без работы. Его пригласил к себе старый друг — С.П.Королев.
Работая на предприятии, возглавляемом самым секретным Главным конструктором, Цыбин одним из первых в стране сформировал облик космического самолета многоразового использования. Под его руководством был создан и испытан космический фоторазведчик «Зенит», проведены первые испытания корабля «Союз». Но каждый раз, при первой же возможности, он обращался к крылатым космическим аппаратам.
Когда началось проектирование многоразовой космической системы, ныне именуемой «Энергия» – «Буран», он сосредоточил свои усилия на поиски полностью возвращаемых космических аппаратов многоразового использования. Мне довелось обсуждать с Павлом Владимировичем, один из его проектов — двухступенчатый аппарат, состоящий из самолета-разгонщика и орбитального воздушно-космического самолета (ВКС), выполненных по схеме несущий корпус. Но венцом его изысканий стал одноступенчатый ВКС с горизонтальными взлетом и посадкой.
Павел Владимирович всегда находился в творческом поиске и свою неистощимую энергию он направлял на решение новых, ранее не стоявших перед человечеством задач.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...