Николай Якубович

Сегодня вряд ли у кого возникнут сомнения, в том, что обеспечить безопасность полетов можно лишь объединением всех усилий международного сообщества. Этим в России занимается Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов», объединяющее авиакомпании, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и прессу.

По инициативе Партнерства Всемирный фонд безопасности полетов провел в ноябре этого года в Москве 58-й международный форум. Одним из ключевых на форуме был доклад Владимира Кофмана (МАК), Владимира Полтавца (ЛИИ им. М.М. Громова) и Рудольфа Теймуразова (МАК), посвященный сравнению уровня безопасности полетов основных типов отечественных самолетов с газотурбинными двигателями с зарубежными аналогами одного поколения.

Статистика охватывала самолеты Ан-24, Ил-62 и Ил-62М, DC-8, B-707, B-737, DC-9, F-28, BAC-111, Tу-154 и Ту-154М, Ту-134, Як-40, DC-10, L-1011, А300B2 и А300B4, В-747, Ил-86. Эти самолеты эксплуатируются в гражданской авиации свыше 30 лет и имеют достаточную базу для достоверной оценки показателей.

Сравнительный анализ показал, что совершенствование авиационной техники, методов и средств подготовки, обеспечения и выполнения полетов в отечественной авиации и ведущих зарубежных странах шло одинаковыми темпами с учетом мирового опыта авиастроения. Средние значения уровня безопасности полетов отечественных реактивных воздушных судов в составе авиационно-транспортной системы были и остаются не хуже аналогичных по классу зарубежных самолетов. По существу, они отражают уровень мирового развития авиационной инфраструктуры, науки и техники на период создания этих самолетов и дальнейшего их совершенствования.

Анализ причин авиационных происшествий, связанных с отказами систем самолетов показал, что у сравниваемых типов машин проявились одинаковые технические аспекты. Подавляющее большинство авиационных происшествий по техническим причинам обусловлено отказами, в основном, взлетно-посадочных устройств (шасси) и силовой установки. Это также свидетельствует об одинаковом уровне технического совершенства этих типов самолетов.

Одним из важнейших документов, подписанных в декабре этого года между Партнерством «Безопасность полетов» и авиастроительной корпорацией «Эрбас» стало Соглашение, предусматривающее, в частности, сотрудничество в области проведения семинаров по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и во время посадки (ALAR) в России и странах СНГ. Вряд ли кому надо доказывать, что эти режимы полета являются одними из самых ответственных и сложных.

Соглашение с компанией «Эрбас» предусматривает также сотрудничество в области обучения авиационных специалистов России английскому языку в свете новых требований ИКАО и предоставление Партнерству «Безопасность полетов» документов компании по безопасности полетов.

Этот шаг компании «Эрбас» может стать достойным примером для авиастроителей мира, поскольку безопасность полетов зависит не только от технических решений, заложенных в воздушное судно, но и от создания наиболее благоприятных условий для работы экипажей на их борту.

Следует отметить, что сотрудничество компании «Эрбас» и Партнерства «Безопасность полетов» началось задолго до появления этого документа. В качестве примера можно привести тот факт, что Партнерство «Безопасность полетов» распространило между своими коллективными членами учебное пособие по выводу воздушных судов из режима сваливания (Airplant Upset Recovery — AUR), разработанное «Эрбасом» совместно с фирмой «Боинг». В настоящее время Партнерство «Безопасность полетов» завершает перевод этого важнейшего для летного состава документа на русский язык.

Партнерство «Безопасность полетов» занимается не только организацией различных форумов и семинаров, связей между компаниями, но и в меру своих возможностей — анализом летных происшествий. Например, исследования, проведенные В.Б. Захарьиным в связи с разгерметизацией самолета «Боинг-737» летом этого года, показали, что за период с начала 2004 г. по ноябрь этого года только в России зафиксировано 107 случаев, связанных с разгерметизацией, растрескиванием остекления воздушных судов, отказами систем наддува и задымлением кабин экипажа и салонов. Справедливости ради следует отметить, например, что из 15 случаев разгерметизации — восемь пришлось на воздушные суда, построенные в дальнем зарубежье.

Особое внимание в последнее время в мире уделяется изучению английского языка, ставшего для авиации международным. С этой целью Партнерство занимается организацией обучения английскому языку в Учебном центре «Англо-Континентэл» (Великобритания).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...