Николай Якубович

Натурный макет НМ-1

Сегодня каждый школьник знает, что для выведения космических аппаратов на орбиту вокруг Земли используются многоступенчатые или, как их еще называют, составные ракеты-носители. Но далеко не всякому известно, что данное техническое решение родом из авиации. Пытаясь решить задачу увеличения дальности полета самолета, авиаконструкторы на рубеже 1920–1930-х годов прошлого столетия предлагали летательные аппараты, состоявшие из носителя (авиаматки) и отделяемого самолета.
После Второй мировой войны эта идея получила свое дальнейшее развитие и, в частности, рассматривалась при разработке межконтинентальных реактивных бомбардировщиков в ОКБ, возглавлявшихся В.М. Мясищевым, А.Н. Туполевым и П.В. Цыбиным.
В 1954 г. Цыбин при поддержке Рахматулина (сотрудника НТК ВВС, впоследствии ставшего генералом) предложил разработать самолет с прямоточными ВРД, стартующий с дозвукового бомбардировщика Ту-95 и способный летать со скоростью 3000 км/ч на высотах от 18 до 25 км. При этом его дальность с бомбовой нагрузкой 800–1000 кг доходила до 4000 км. Другой особенностью самолета должна была стать отделяемая кабина летчика, но впоследствии от этой, технически сложной идеи отказались. Разрабатывая компоновку машины, конструктор разместил планирующий ядерный боеприпас в ее хвостовой части, использовав крыло атомной бомбы в качестве стабилизатора самолета. Для управления же в канале тангажа на самолете предусмотрели переднее горизонтальное оперение. ЦАГИ поддержал предложение и изыскал возможность организовать группу конструкторов и расчетчиков.
В мае 1955 г. вышло постановление правительства о создании бомбардировщика, получившего название «РС» — «Рекорд скорости» (так его расшифровал Павел Владимирович во время одного из разговоров со мной).
Расчетные данные машины были без преувеличения выдающимися. Правительственным документом предусматривалась организация ОКБ-256 и постройка двух опытных самолетов.
Первый из них с ПВРД после отделения от носителя должен был разгоняться до сверхзвуковой скорости
ускорителями с ЖРД. При этом задавались максимальная скорость 3000 км/ч на высотах 20–25 км и
дальность совместного полета с авиаматкой 12500–13500 км (в автономном полете — 3000–3500 км). Сблизившись с целью, «РС» должен был подняться на высоту 25–30 км и сбросить ядерную бомбу весом 1300 кг.
Для второй машины с ТРДДФ Д-21 задавались максимальная скорость 3000–3500 км/ч, высота 30–35 км, дальность после отделения 3500–4000 км, при весе бомбы 2500–3000 кг.
На разработку «РС» ушло свыше трех лет, когда стало ясно, что подвесной самолет не обеспечит заданную дальность, да и безопасное отделение его от Ту-95 вызывало большие сомнения.
В итоге в 1959 г. руководство ГКАТ во избежании чего-либо прекратило финансирование ОКБ-256. Обеспокоенный произошедшим, Цыбин направил докладную записку зампреду Совмина СССР Д.Ф. Устинову, где сообщал: «В настоящее время агрегаты самолета («РС» – прим. авт.) строятся по договорам на заводах № 99 и № 119. В ОКБ-256 проработаны и представлены в ГКАТ и ВВС предложения по обеспечению заданной дальности «РС» с двигателями Д-21. «РС» изготавливается на заводе № 256 уже с этими двигателями. …Руководство ГКАТ прекратило финансирование (…) «РСР» и дало помимо ОКБ указание о прекращении изготовления экспериментального бомбардировщика «РС» и аппаратуры управления для него…».
Ответ не заставил себя ждать и через неделю на стол Устинова легло объяснение от председателя ГКАТ Дементьева из чего следовало, что спустя три года помимо снижения дальности «РС» обнаружились трудности с посадкой самолета без двигателя, поскольку ПВРД на таких скоростях не работал, а сама посадка, исходя из опыта ЛИИ, относилась к категории аварийных.
Кроме этого старт с Ту-95 на жидкостных ускорителях для разгона «РС» и обеспечение запуска ПВРД оказались чрезвычайно трудными и вынудило перейти от прямоточных к турбореактивным двигателям Д-21. Последнее обстоятельство потребовало коренной перекомпоновки самолета и переноса сроков его изготовления и начала летной отработки.
На состоявшемся в конце 1958 года научно-техническом совете ГКАТ с участием представителей ВВС, НИИ и ОКБ единодушно рекомендовалось дальнейшие работы по «РС» не проводить. Более того, ЦАГИ выразил сомнение в достижении самолетом «РСР» характеристик заданных постановлением правительства в 1956 году…
В итоге разработку «РС» прекратили, но к тому времени успели доработать и облетать носитель Ту-95, а также опробовать в воздухе натурную модель НМ-1.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...