Соб. инф.

ФГУП «ММПП «Салют» продолжает собственную программу развития авиационного двигателя АЛ-31ФН с нижним расположением коробки приводов, предназначенного для одномоторных самолетов. Различные варианты этого мотора разработаны для нового китайского истребителя J-10 и модернизированных самолетов строя МиГ-23 и МиГ-27.

В настоящее время ведутся испытания АЛ-31ФН М1. В них задействован испытательный бокс, недавно введенный в эксплуатацию на территории московского завода. Испытательный бокс создан совместными усилиями «Салюта», ЦИАМ и МАИ. Уникальное тестовое оборудование и программное обеспечение позволяют снимать более тысячи параметров, проводить опытные и исследовательские работы, а также обеспечивать компьютерное архивирование снимаемых данных.

АЛ-31ФН М1 отличается от ранее поставленных в Китай нескольких десятков АЛ-31ФН, которые установлены на первый протип и предсерийные экземпляры истребителя J-10. «Это — модернизированный вариант, у которого тяга повышена с 12500 до 13500 кгс. Кроме того, он оснащен системой управления вектором тяги — на нем установлено всеракурсное сопло», — сказал генеральный директор «Салюта» Юрий Елисеев.

Всеракурсное сопло разработано в КБ «Салюта» на основе конструкции, предложенной ФГУП «Завод им. В.Я. Климова» (KliVT — Klimov Vectored Thrust, или «Вектор тяги Климова»). «Сопло уже отработано на межремонтный ресурс 750 часов. Планируем довести эту цифру до 1000 часов» — сказал Елисеев. «В отличие от отклоняемого в одной плоскости сопла серийного мотора АЛ-31ФП двухдвигательного многоцелевого истребителя Су-30МКИ, KliVT — всеракурсное. Это крайне необходимо именно для одномоторного самолета» — добавил собеседник «АП».

В рамках программы модернизации истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и МиГ-27 разработан специальный вариант АЛ-31ФН — «Изделие 99 серии 30С». Он заменит штатный Р-29-300. «Что дает такая модернизация? Минус 200 кг веса, плюс тонна тяги, удвоенный ресурс двигателя, экономия топлива 10–15 % и, соответственно, увеличенный радиус действия», — суммирует Елисеев. На первом этапе «Изделие 99 Серии 30С» будет иметь межремонтный ресурс 500 часов и назначенный — 1500 часов. Затем его доведут до 1000 и 2000 часов соответственно.

Во время посещения Инженерного Центра им. А.И. Микояна министром обороны Индии высокому гостю продемонстрировали модернизированный МиГ-27МЛ. Тогда, в ноябре 2005 г., специалисты РСК «МиГ» проводили макетирование с использованием массо-габаритного макета двигателя МГ99-30С. После завершения стендовых испытаний этого мотора МиГ-27МЛ поступит на ЛИС. Первый полет самолета ожидается в январе-феврале 2006 г.

Пакет заказов ФГУП «ММПП «Салют» на 2006 и 2007 г. уже сформирован. «Объемы производства в ближайшие два-три года будут повышаться минимум на 10–15 %, — заявил генеральный директор «Салюта» Юрий Елисеев — до 2008 г. мы видим четко загрузку, а на подходе еще несколько крупных заказов, над согдасованием которых мы сейчас работаем». В начале следующего года ожидается подписание контрактов c МО РФ, другими российскими и иностранными заказчиками как по военной, так и гражданской продукции. Собеседник «АП» отметил положительную тенденцию по увеличению госзаказа: «В 2005 г. госзаказ был в два раза больше, чем в 2004 г., а на в 2006 г. мы ожидаем очередное увеличение». Между правительством РФ и предприятиями ОПК «начало устанавливаться взаимопонимание», — утверждает Елисеев. Однако объем госзаказа остается небольшим в сравнении с производственными возможностями «Салюта». В общем объеме производства двигателей для истребителей гособоронзаказ пока составляет не более 20 %. Доля экспорта достигает 70 %. В основном, это моторы для истребителей Су-27 и J-10, а также различные работы по поддержке в эксплуатации ранее выпущенных авиационных двигателей, в частности Р15-300 на МиГ-25 и АЛ-21Ф на фронтовых бомбардировщиках Су-24 и истребителях-бомбардировщиках Су-22. Среди заказчиков — МО десяти стран, в том числе Китая, Индии, Алжира, Сирии, Вьетнама и Эфиопии. Кроме того, «Салют» поставляет в Швейцарию и Германию гражданскую продукцию — различные промышленные установки и шестерни. Небольшие заказы имеются и от иностранных моторостроительных компаний на различные детали для авиадвигетелей CFМ56, PT6 и PW Series 100. «Газпром», РАО ЕС и правительство г. Москвы закупает различные наземные энергетические установки, как на базе снятых с эксплуатации авиационных двигателей АЛ-21Ф, так и специально разработанных на «Салюте» мощностью от 1 до 60 МВт. Для МЖД создана силовая установка газотурбовоза мощностью 1000 квт. Говоря о достижениях «Салюта» в этом году, генеральный директор Юрий Елисеев сказал, что прошел полный цикл государственных испытаний цифровой регулятор двигателя в варианте для АЛ-31Ф (на замену менее точного и надежного аналогового устройства). Серийное производство регулятора начнется в 2006 г. Практически завершен первый этап государственных испытаний модернизированного двигателя АЛ-31Ф с тягой, поднятой с 12500 кгс до 13500 кгс и увеличенным ресурсом. В результате удалось добиться значительного снижения стоимости жизненного цикла силовой установки самолета при повышении общей боевой эффективности авиационного комплекса. В качестве первого заказчика модернизированного АЛ-31Ф выступает ВВС России. К нему также проявляют интерес другие страны, обладающие самолетами семейства Су-27. Иностранные контракты последуют после оформления акта государственных испытаний и разрешения на экспорт. Поскольку модернизированный двигатель полностью взаимозаменяем с серийным, его установку можно проводить неспосредственно в частях и на авиаремонтных заводах заказчика.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...