Николай Якубович

Судя по всему, основной и все возрастающий объем пассажирских авиаперевозок на сверхдальних маршрутах в ближайшие 20 лет придется на 250 – 300-местные широкофюзеляжные авиалайнеры. Ведущими производителями подобных машин сегодня являются компании «Эрбас» и «Боинг», разрабатывающие в условиях жесткой конкуренции перспективные самолеты А350 и В-787. Анализ рынка показал, что для удовлетворения потребностей авиакомпаний потребуется около 3100 таких воздушных судов. Основное отличие подходов «Эрбас» и «Боинг» к разработке новых дальнемагистральных авиалайнеров заключается в том, что европейская компания следует принципу последовательного наращивания пропорции освоенных новых технологий от модели к модели, тогда как американский производитель выбрал путь внедрения беспрецедентного числа новых технических решений. Чей подход более оправдан покажет будущее.
Как известно к созданию обоих лайнеров привлекли российские фирмы, которые будут участвовать не только в изготовлении ряда готовых компонентов (для компании «Эрбас») или поставке полуфабрикатов, но и в разработке отдельных узлов самолета. Прогресс создания перспективной авиационной техники на лицо, но до сих пор никто не ответил на вопросы, как ремонтировать поврежденные участки планера, изготовленные из композиционного материала, и как их утилизировать после списания. Вопросы не праздные и отвечать на них необходимо уже сегодня, в противном случае авиакомпании, эксплуатирующие сверхсовременные авиалайнеры, могут понести серьезные убытки и, чем больше доля композитов в конструкции планера, тем выше вероятность негативных последствий.

А350

В середине 2004 г. в ответ на запросы своих заказчиков о необходимости дополнения существующего семейства широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов средней вместимости более экономичными моделями с увеличенной дальностью полета президент компании «Эрбас» Ноэль Форжар сообщил о начале разработки нового авиалайнера А350. В декабре 2004 г. «Эрбас» сделала первые предложения авиакомпаниям по продаже А350. Проектом предусматривается создание двух вариантов лайнера: А350-800 и большей вместимости — А350-900. Запуск программы производства А350 состоялся в октябре 2005 г.

Следует отметить, что в процессе взаимодействия с заказчиками с конца 2004 г. до середины 2005 г. концепция А350 претерпела значительные изменения от глубокой модификации проверенных в эксплуатации самолетов А330 до практически полностью обновленного авиалайнера. В создании А350 оптимально сочетается широкое применение новых технологий, отработанных по программе А380, с внедрением еще более новых технических решений. В планере А350 сохранится не более 10 % компонентов серийно выпускаемых самолетов семейства А330/А340. 60 % планера нового самолета составят конструкционные материалы с улучшенными свойствами (доля более легких и прочных алюминиево-литиевых сплавов составит 20 %), а объем композитов достигнет 40 %. Крыло А350 будет выполнено из композиционных материалов.

Самолет может оснащаться новейшими двигателями — Genx 1А фирмы «Дженерал Электрик» или «Трент-1711» компании «Роллс-Ройс». Для А350 разработан новый дизайн салонов. Благодаря увеличенной ширине салона, у пассажиров будет большее индивидуальное пространство, и, одновременно, увеличится вместимость отсеков для ручной клади. Комплекс бортового оборудования А350 обеспечит оптимальные условия работы экипажа и должный комфорт для пассажиров. При этом на А350 в полной мере распространяется общность эксплуатационных процедур со всеми эксплуатируемыми и выпускаемыми дальнемагистральными широкофюзеляжными самолетами «Эрбас». А350 также будет однотипным в части пилотирования с А330.

К середине декабря 2005 г. 12 авиакомпаний заказали 166 самолетов А350. Планируется начать эксплуатацию самолета в 2010 г.

Расчеты, проведенные специалистами «Эрбас», показывают, что вес самолета, приходящийся на одного пассажира и эксплуатационные расходы на кресло самолета А350 ниже, по сравнению с озвученными для конкурирующей машины. Однако конкретные их значения не сообщаются. Видимо, всему свое время.

А350-800 А350-900
Взлетная тяга двигателей, кгс 28000-33300 28000-33300
Размах крыла, м 61,1 61,1
Длина самолета, м 58,8 65,2
Диаметр фюзеляжа, м 5,64 5,64
Взлетный вес максимальный, т 245 245
Запас топлива, максимальный, л 139100 139100
Посадочный вес, т 182 192,5
Число пассажиров в типовой трехклассной компоновке, чел. 253 300
Крейсерское число М 0,82 0,82
Дальность полета, км 16300 13900
Расчетная цена, $ млн 153,5 170,5

Боинг-787

После закрытия программы трансзвукового пассажирского самолета «Соник Крузер» наиболее приоритетным направлением компании «Боинг» стало создание дальнемагистрального авиалайнера В-787 «Дримлайнер» к разработке которого приступили в 2002 г. По топливной эффективности лайнер должен на 15–20 % превосходить предшественников. Для этого сделали ставку на новые ТРДД «Дженерал Электрик» GENX и «Трент» 1000 компании «Роллс-Ройс» с уменьшенными на 15–20 % удельным расходом топлива и на 20 % — эмиссией, а также на снижение веса планера за счет увеличения доли композиционных материалов до 50 %.
Это почти в четыре раза больше по сравнению с авиалайнерами, выпускаемыми «Боингом». При этом целые секции фюзеляжа длиной до семи метров будут изготавливаться из композитов.
Для повышения комфорта пассажиров повысили давление в салоне до величины, соответствующей высоте 1800 м, и в систему кондиционирования ввели режим регулирования влажности воздуха.
За счет увеличенного диаметра фюзеляжа, на борту «Боинг-787» установят кресла, почти на 4 см превосходящие по ширине, применяемые в настоящее время на самолетах аналогичного класса. Ширина проходов в салоне экономического класса возрастет до 55 см, а в салоне бизнес-класса — до 65 см. Будут установлены более вместительные «индивидуальные» багажные полки для ручной клади пассажиров. Возрастет площадь и туалетов, что позволит сделать их доступными для пассажиров в инвалидных креслах. Одновременно размеры иллюминаторов возрастут до 48 см по высоте и до 28 см по ширине, что усилит впечатление пассажиров от полета.
В кабине экипажа установлены пять мониторов с экраном 30,5 х 23,1 см и двойные индикаторы на лобовом стекле. Сходство кабин экипажа «Боинг-777» и «Боинг-787» для пилотов, имеющих опыт пилотирования «Боинг-777», позволит сократить переподготовку для полетов на «Боинг-787» до пяти дней.
Совет директоров компании «Боинг» санкционировал начало продаж нового лайнера в конце 2003-го, а 25 сентября 2005 г. окончательно утвердил конфигурацию лайнера.
На 16 декабря 2005 г. компания «Боинг» получила 354 заказа на самолеты В-787 от 26 авиакомпаний, в т.ч. 241 твердый и 113 предварительно оплаченных.
Летные испытания первого экземпляра самолета «Боинг-787» планируется начать в 2007-м, а поставки авиакомпаниям — в следующем году.

В-787-8 В-787-9
Взлетная тяга двигателей, кгс 25000-32000 25000-32000
Размах крыла, м 60 60
Длина самолета, м 62
Диаметр фюзеляжа, м 5,84 5,84
Взлетный вес максимальный, т 226,8
Запас топлива, максимальный, л
Число пассажиров в типовой трехклассной компоновке, чел. 220-223 257-259
Крейсерское число М 0,85 0,85
Дальность полета, км 15700 15400
Расчетная цена, $ млн 142-150
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...