Анатолий Квочур Двухмесячным я летал в мамином сне

Я родился и вырос в тихом украинском селе. О летчиках и летной профессии в родной Мазуровке практически ничего не было известно. Но, наверно, есть у каждого человека своя судьба, и мне на роду было написано стать именно летчиком. С чего я это взял? Мама мне рассказывала, что когда мне было два месяца, ей приснился сон – я в пеленке, как на крыльях, летал по комнате.
Моя мама, Федора Марковна, истинно русская женщина, у которой мудрости и доброты хватает на всех. Ее сон очень своеобразно рассказал ей о будущей жизни сына. Папа, Николай Петрович, всю свою сознательную жизнь посвятил земле. По профессии агроном, он занимался разнообразными работами в этой области. Образованность и высокая общая культура выделяли папу среди односельчан. Он всегда с желанием и ответственностью относился к работе и старался это чувство привить нам, своим детям. Низкий ему поклон – все это в дальнейшей жизни и в выбранной профессии очень пригодилось. Мой дед по маминой линии, Марк Климович Грабченков, был особенным, незаурядным человеком. Он очень много знал и продолжал учиться всю жизнь. Его самодисциплина во всем, трудолюбие, жизнестойкость восхищали окружающих. Его пытливость, желание узнать как можно больше, умение анализировать и обобщать со временем передались и мне. Он научил меня очень многому, но главное – упорству в достижении поставленной цели.
Рождение мечты стать летчиком я могу условно разделить на два этапа. Первый очень ранний, неосознанный. В четыре года мне довелось в первый раз увидеть самолет. Очень хорошо запомнились его очертания. Пролетавшей над селом маленькой серебристой машиной со скошенным крылом, скорее всего был МиГ-15. Он летел высоко, и за ним оставался прерывистый след из облачков белого цвета. Это произвело на меня такое сильное впечатление, что спустя несколько дней мне приснилось, будто этот самолет залетел к нам на веранду и я бегал за ним, пытаясь его поймать. Все это глубоко отложилось в детской памяти, и когда я стал постарше, то начал очень живо интересоваться всем, что имело отношение к самолетам и авиации. Когда мне было лет, наверно, семь, я смастерил свою первую модель самолета. Конечно, это была простая поделка. Сбитые крест на крест дощечки и прибитый к одной из них гвоздиком пропеллер, который я выстругал, как умел, сам. Но это было собственноручное творение. Пропеллер от движения воздуха вращался. Испытания модели мы проводили с моим двоюродным братом Мишей, с которым очень дружили. Мне казалось, если разбежаться так, что пропеллер начнет вращаться быстро-быстро, мой самолет полетит. Миша был младше меня на год и, естественно, тоже верил в это. Старания изо всех сил были напрасны – полета не получалось. Наверно это было началом второго осознанного этапа зарождения мечты.
Первого сентября 1959 года я пошел в первый класс. В нашем селе в то время было три начальные школы, одна из них была совсем рядом с нашим домом. Моя первая учительница Надежда Петровна умела привить ребятам вкус к учебе. Учиться мне нравилось. В пятом классе меня, как и многих моих одноклассников, приняла в свои стены школа-десятилетка. Березовская сельская средняя школа была единственной в селе, и внимание ей районное начальство и колхозные руководители уделяли достаточно. Сюда направляли, по всей видимости, лучших представителей учительских кадров. Наш колхоз был миллионером и имел возможность обеспечить учителям неплохие условия работы и жизни. Благодаря усилиям преподавательского коллектива, школьная жизнь протекала очень интересно. Здесь была хорошая библиотека, работали разные спортивные секции, технические и творческие кружки. Когда я узнал, что в школе есть авиамодельный кружок, то, естественно, стал его участником. Модели мы делали разные и макеты, и летающие. Школа всячески содействовала нашему увлечению. Когда кружковцы приняли решение сделать летающую кордовую модель с реальным двигателем для моделей, директор школы Николай Петрович Стаднейчук распорядился закупить все необходимое. Работали мы с увлечением. Дошло даже до того, что я отказался ехать в «Артек» – летние каникулы были самым подходящим временем для завершения работы и полетов. Разве мыслимо было отвлекаться на какой-то отдых у моря. К сожалению, у нас ничего не получилось, до полетов дело так и не дошло. Остались в кровь разбитые, при попытках запустить мотор, пальцы и понимание того, что мы многого не умеем. Но это был опыт, пусть не совсем удачный, но все же положительный.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...