Вячеслав Богуслаев ОАО «Мотор Сич», отмечающее в 2007 году свое столетие, является одним из ведущих предприятий авиационной промышленности Украины и относится к числу старейших в мире компаний, приступивших к производству авиационных двигателей еще в годы Первой мировой войны.

Сегодня многие десятки тысяч газотурбинных авиационных двигателей с маркой «Мотор Сич» эксплуатируются в более чем в ста странах мира на борту летательных аппаратов, разработанных всемирно известными самолето- и вертолетостроительными ОКБ, носящими имена О.К.Антонова, Г.М.Бериева, А.Н.Туполева, А.С.Яковлева, М.Л.Миля и Н.И.Камова. Двигатели «Мотор Сич» устанавливаются на учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты компаний Aero Vodochody (Чехия) и HAIG Co Ltd (КНР).

Выпуск в 1916 году поршневого двигателя водяного охлаждения «Дека» М-100 для модификаций четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец» положил начало авиационному направлению деятельности завода.

Наше предприятие является традиционным участником проводимых в Москве международных двигательных салонов. В экспозиции ОАО «Мотор Сич» на девятом салоне «Двигатели-2006» представлены авиационные двигатели Д-436-148, АИ-25ТЛШ, АИ-22, ВК-1500С, ТВЗ-117В серии 02, АИ-450 и АИ-450-МС, а также промышленный газотурбинный привод Д-336-2.

Двигатель Д-436-148 предназначен для семейства самолетов Ан-148 вместимостью от 55 до 80 пассажиров, а в вариантах с удлиненным фюзеляжем – 90…100 человек.

Д-436-148 является очередной модификацией ТРДД Д-436, устанавливаемого на Ту-334, Бе-200 и созданного на базе лучших конструктивных решений, отработанных и проверенных многолетним опытом эксплуатации серийно выпускаемых двигателей семейства Д-36 (наработавших более 8,6 млн часов на самолетах Як-42, Ан-72 и Ан-74, с показателями надежности, соответствующими мировому уровню).

Настройка системы автоматического управления двигателем, соответствующая ближнему, дальнему, сверхдальнему и иным вариантам самолета Ан-148, обеспечивает получение взлетной тяги Д-436-148 от 6400 до 7400 кгс. Этот двигатель создается в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией в рамках кооперации ГП «Ивченко-Прогресс», ОАО «Мотор Сич», ФГУП ММПП «Салют» и ОАО «Уфимское МПО».

Высокие Летно-технические характеристики самолета Ан-148, возможность его использования на далеко не идеальных аэродромах за счет высокого расположения двигателей над взлетной полосой и небольшая стоимость жизненного цикла позволяют надеяться, что этот лайнер привлечет внимание авиакомпаний многих стран мира, имеющих развитую сеть внутренних и зарубежных авиалиний, и в первую очередь Российской Федерации.

В настоящее время заканчиваются сертификационные испытания Ан-148 и начаты проектные работы по созданию его грузовой и военно-транспортной модификаций, предназначенных для доставки 15 тонн груза на дальность до 2000 км, а 10 тонн – до 4500 км.

Для различных модификаций Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с маршевыми двигателями семейства Д-436 на ОАО «Мотор Сич» ведутся работы по созданию двухвального вспомогательного газотурбинного двигателя АИ-450-МС эквивалентной мощностью 276 кВт. Как можно догадаться из названия, этот двигатель разработан на базе газогенератора турбовального двигателя АИ-450, создаваемого ГП «Ивченко-Прогресс» при участии ОАО «Мотор Сич». Первый запуск АИ-450-МС состоялся 5 декабря 2003 года.

Высокая эффективность применения ВГТД АИ-450-МС достигается за счет низкого удельного расхода топлива, благодаря высоким параметрам термодинамического цикла и КПД узлов, выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также за счет низких эксплуатационных расходов.

В настоящее время сертификация двигателей Д-436-148 и АИ-450-МС вступила в завершающую стадию. Двигатели, устанавливаемые на самолеты Ан-148, успешно прошли испытания в условиях обледенения, высокогорья, низких и высоких температур.

Испытания на работоспособность при низких температурах проходили в условиях суровой якутской зимы. Когда на аэродроме ртутный столбик термометра опускался до минус 55–60°С, двигатели Д-436-148 и АИ-450-МС работали надежно, запускались как на земле, так и в полете на высотах до 7000 м.

Якутская экспедиция Ан-148 стала очередным шагом на пути к пассажиру нового регионального самолета, создаваемого объединенными усилиями российских и украинских самолето- и авиадвигателестроителей.

АИ-25ТЛШ предназначен для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов (УТС/УБС). Необходимо отметить, что создание двигателя для подобных самолетов – это искусство совмещения в одном двигателе противоречивых требований, характерных как для истребителей – многорежимность, малые удельная масса и габариты, способность работать при больших перегрузках и в условиях применения оружия, а также сохранения высокой тяги при полете с большими скоростями и высотами, – так и для гражданских воздушных судов, – высочайший уровень надежности (учитывая, что большинство УТС/УБС однодвигательные), большие ресурсы и сроки службы, низкая стоимость жизненного цикла и т.д. Добавьте сюда специфическое требование – способность прощать ошибки в управлении, характерные для курсантов, и станет понятно, почему далеко не все авиамоторостроительные компании, освоившие производство двигателей для истребителей, берутся за нелегкую задачу их создания.

В Советском Союзе именно авиамоторный комплекс, включающий наше предприятие и ГП «Ивченко-Прогресс», специализировался на создании и производстве таких двигателей. В их числе – АИ-25ТЛ для чешского L-39 и его модификация АИ-25ТЛК для китайского K-8J, двигатель ДВ-2 (серийно производился в Словакии) для чешского УБС L-59 и АИ-222-25 (создаваемый в настоящее время объединенными усилиями ГП «Ивченко-Прогресс», ФГУП ММПП «Салют» и ОАО «Мотор Сич») для УБС Як-130. Этот самолет в ближайшее время завершит государственные испытания и во второй половине 2006 г. начнет поступать в учебные центры ВВС Российской Федерации. На выставке АИ-222-25 представлен в экспозиции ФГУП ММПП «Салют».

АИ-25ТЛ был первым в Советском Союзе серийно выпускаемым специальным газотурбинным двигателем для УТС и остался единственным до настоящего времени. Он был создан в начале 1970-х годов на базе АИ-25, успешно эксплуатировавшегося на пассажирских самолетах Як-40 и имевшего показатели надежности выше предъявлявшихся к нему требований. Однако специфика работы двухвального двигателя в условиях высокоманевренного пилотирования и короткого многорежимного полетного цикла, характерных для УТС, привела к появлению ранее не встречавшихся проблем. С целью устранения выявленных в процессе эксплуатации недостатков, а также дальнейшего повышения надежности и ресурса двигателя (с 900 до 4000 часов) в конструктивный профиль АИ-25ТЛ ввели ряд технических решений, отработанных совместно с ЦИАМ им. П.И.Баранова и ГосНИИ ЭРАТ ВВС (ныне 13 ГНИИ МО РФ).

Мы благодарны специалистам этих институтов за совместные работы по повышению надежности межвального турбинного подшипника, оказавшегося особо нагруженным в условиях выполнения полетов на высший пилотаж. Внедрение подшипников из теплостойкой стали и методики периодической виброакустической диагностики в условиях эксплуатации позволили устранить выключение двигателей в полете по этой причине.

Отработанные на АИ-25ТЛ мероприятия в дальнейшем успешно использовались при создании и эксплуатации других двигателей для высокоманевренных самолетов. В настоящее время около 4000 двигателей АИ-25ТЛ и АИ-25ТЛК эксплуатируются в 37 странах мира. Суммарная их наработка приближается к 7 млн часов.

Тот факт, что самолеты с АИ-25ТЛ являются однодвигательными и пилотируются в большинстве случаев малоопытными курсантами, требует нашего повышенного внимания к вопросам обеспечения их безотказности. В связи с этим вызывает озабоченность проблема ремонта АИ-25ТЛ. С начала 1990-х годов из России в ремонт на ОАО «Мотор Сич» не поступил ни один двигатель АИ-25ТЛ, практически не закупались ремкомплекты. Договор с авиаремонтным предприятием о конструкторском и технологическом сопровождении был подписан только в 2005 году. Таким образом, практически 15 лет ремонт АИ-25ТЛ выполнялся без учета разработанных и внедренных за это время конструкторских и технологических мероприятий по дальнейшему повышению надежности.

За этот период не поступала информация об эксплуатации парка двигателей, что не позволяет выполнить объективную оценку их надежности. К сожалению, аналогичная ситуация наблюдается и по вертолетным двигателям семейства ТВЗ-117.

Возвращаясь к АИ-25ТЛШ, необходимо отметить, что он явился результатом модернизации двигателя АИ-25ТЛ с целью дальнейшего повышения летно-технических и эксплуатационных характеристик самолетов L-39 и K-8J.

АИ-25ТЛШ имеет увеличенную максимальную тягу (на взлете с 1720 до 1850 кгс, а при полете около земли со скоростью, соответствующей числу М–0,6 и температуре наружного воздуха +30°C тяга возросла с 1100 до 1250 кгс) и вдвое уменьшенное время приемистости. Все это значительно повышает безопасность выполнения учебных и боевых полетов, особенно на малых высотах, и позволяет продлить эффективную эксплуатацию самолетов L-39 еще на 10–15 лет.

Межведомственные испытания двигателя АИ-25ТЛШ успешно завершились 16 февраля 2006 года, и к нему проявили интерес страны, как эксплуатирующие самолеты L-39, так и рассматривающие модернизированный ТРДД в качестве варианта для комплектации модернизируемых и вновь создаваемых учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов.

Одно из главных мест в производственной программе ОАО «Мотор Сич» занимают двигатели для вертолетов. Это является исторической традицией, ведущей свое начало с конца 1940-х годов, – от создания и серийного производства двигателя АИ-26 для первого советского массового вертолета Ми-1.

Сегодня основу нашей вертолетной программы составляют двигатели семейства ТВЗ-117. С начала серийного производства выпущено около 25 000 двигателей семейства ТВЗ-117, почти половина из которых продолжает эксплуатироваться на гражданских и военных вертолетах «Ми» и «Ка». Их суммарная наработка превысила 15 млн часов. Двигатели ТВ3-117 зарекомендовали себя как неприхотливые и надежные в эксплуатации.

С целью значительного повышения Летно-технических характеристик вертолетов и их боевой эффективности при эксплуатации в высокогорных районах стран с жарким климатом совместно с ФГУП «Завод им. В.Я. Климова» был создан двигатель ВК-2500. В настоящее время на ОАО «Мотор Сич» ведутся работы по созданию двигателя ТВЗ-117В серии 02 с еще более высокими летно-техническими и эксплуатационными характеристиками при меньшей стоимости жизненного цикла. Он будет полностью взаимозаменяем с двигателями семейства ТВЗ-117 и может быть установлен на все ранее выпущенные вертолеты практически без каких-либо их доработок.

Система автоматического управления двигателя ТВЗ-117В серии 02 позволяет, в зависимости от типа вертолета, настраивать взлетную мощность в диапазоне от 2000 л.с. (поддерживается до температуры +51°С) до 2500 л.с. (поддерживается до +35°С). При этом на чрезвычайном режиме развивается мощность 2800 л.с., вне зависимости от варианта настройки взлетной мощности.

Двигатель ТВЗ-117 оказался настолько удачным, что послужил основой для создания двух турбовинтовых двигателей. Прежде всего, это находящийся в эксплуатации ТВЗ-117ВМА-СБМ1, устанавливаемый на 52-местный пассажирский самолет Ан-140. В эксплуатации находятся 41 двигатель, суммарная наработка приближается к 53 тысячам часов.

Вторым турбовинтовым двигателем, создаваемым на основе ТВЗ-117, стал ВК-1500. Двигатель, демонстрирующийся на выставке на стенде ОАО «Мотор Сич», развивает на взлетном режиме мощность 1500 л.с. и предназначен для самолета Ан-3 – модификации не подвластного времени ветерана Ан-2, а также для пассажирского Ан-38 и проектируемого Бе-132.

Посетители выставки на стенде ОАО «Мотор Сич» увидят самый маленький вертолетный двигатель АИ-450, развивающий на взлетном режиме мощность 465 л.с. Двигатель, создаваемый ГП «Ивченко-Прогресс» при участии нашего предприятия, предназначен для легкого многоцелевого вертолета Ка-226, а также ремоторизации Ми-2 – он заменит давно снятый с производства ГТД-350.

Завершает нашу авиационную экспозицию двухконтурный двигатель АИ-22 в классе тяги 4000 кгс. Его совместная разработка началась в конце 1990-х годов ГП «Ивченко-Прогресс», ОАО «Мотор Сич» и специалистами Казанского моторостроительного производственного объединения. Двигатель предназначался для установки на пассажирские и административные самолеты семейства Ту-324, а его последующая модификация – на самолеты аналогичного назначения Як-48. На разработку АИ-22 и изготовление его опытных образцов предприятия затратили много сил и средств, однако отсутствие со стороны Правительства Российской Федерации поддержки программы создания Ту-324 привело к тому, что двигатель до настоящего времени не сертифицирован. Тем не менее, он успешно работает на стендах ГП «Ивченко-Прогресс», уже убедительно подтвердив соответствие своих параметров техническому заданию, полученному от ОАО «АНТК им. А.Н.Туполева».

Необходимо отметить, что в последнее время интерес к этому двигателю начали проявлять разработчики проектов стратегических разведывательных БПЛА типа Global Hawk, поскольку высокая экономичность АИ-22 позволяет БПЛА длительное время находиться в зоне патрулирования.

Наряду с производством авиационных двигателей одним из приоритетных направлений деятельности ОАО «Мотор Сич» является выпуск газотурбинных приводов (ГТП) для различных промышленных установок мощностью 1; 2,5; 6,3; 8 и 10 МВт и электростанций на их базе. В нашей экспозиции представлен один из таких приводов, Д-336-2, мощностью 6,3 МВт. На сегодняшний день 57 ГТП семейства Д-336 в составе новых и модернизированных газоперекачивающих агрегатов успешно эксплуатируются на компрессорных станциях Российской Федерации, Украины, Беларуси, Туркменистана, Турции, Ирана и Болгарии.

Мы начали также производство и поставку газотурбинных электростанций ЭГ-6000 мощностью 6 МВт с приводом семейства Д-336.

В Российской Федерации совместно с нашим партнером по производству двигателей Д-436Т1/ТП – ОАО «Уфимское МПО» – осваивается выпуск ГТП семейства Д-336 для предприятий ОАО «Газпром».

ОАО «Мотор Сич» уделяет большое внимание качеству и надежности выпускаемой продукции. Поэтому наше предприятие было одним из первых на постсоветском пространстве, чья система качества была сертифицирована транснациональной фирмой BUREAU VERITAS QUALITY INTERNATIONAL (BVQI) на соответствие требованиям ISO 9001: 2000, применительно к производству, ремонту и техническому обслуживанию авиадвигателей, газотурбинных приводов и проектированию газотурбинных электростанций. Производство и ремонт авиадвигателей сертифицированы АР МАК. ОАО «Мотор Сич» также признан АР МАК как разработчик авиационных двигателей гражданских воздушных судов.

90-летний опыт работ по разработке, производству, ремонту и сопровождению в эксплуатации авиационных двигателей позволяет уверенно предлагать нашу продукцию и услуги заказчикам по всему миру.
В заключение хочу отметить, что наше предприятие всегда открыто для партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном и перспективном сотрудничестве по созданию, производству и сопровождению в эксплуатации авиационной и наземной газотурбинной техники. Наша цель – производить долговечные и надежные изделия, в полной мере удовлетворяющие требования своих заказчиков и создающие максимальные удобства потребителям.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...