Николай Якубович Правительство России приняло решение и дало поручение соответствующим ведомствам начать переговоры с украинской стороной о прекращении совместной работы по проекту создания самолета Ан-70. По словам вице-премьера — министра обороны РФ Сергея Иванова, «проект Ан-70 закладывался в середине 80-х гг. прошлого века. С тех пор прошло уже 20 лет, и за это время та ниша, для которой предназначался Ан-70, практически занята». Во-первых, модернизированным Ил-76, напомнил заместитель председателя правительства РФ, «а, во-вторых, у нас есть свой новый проект по созданию среднего транспортного самолета, который будет уже чисто российским». (ВПК №28 (144), 26.07.2006). В связи с этим предлагаем вниманию читателей информацию о самолетах Ан-70 и Ил-76МФ.

Ан-70

Ан-70Разработка Ан-70 началась в 1986 г. Основной задачей самолета была перевозка 20 т груза на дальность 3000 км с коротких грунтовых площадок прочностью 5 кг/см2 и длиной 600–800 м, а в перегрузочном варианте – 47 т на расстояние 3000 км с бетонированных ВПП. Размеры грузовой кабины должны обеспечить транспортировку всех грузов и техники, включая танк Т-80, находившейся на вооружении СА, что определило облик Ан-70.
Летные испытания Ан-70 начались 16 декабря 1994 г., но менее чем через два месяца он потерпел катастрофу из-за столкновения с самолетом сопровождения. С 1997-го по июнь 2006 г. Ан-70 совершил около 600 полетов, общей продолжительностью 700 ч, подтвердил основные данные, в том числе взлетный вес 116 т при нагрузке 20 т и рекомендовался к выпуску установочной серии.
За время испытаний на самолете отмечено около 40 случаев неустойчивой работы двигателей, причем 32 из них пришлись на начальный период. Во всех случаях автоматика управления двигателями выводила их из неустойчивого режима. После внедрения в 1999–2005 гг. мероприятий по повышению запасов газодинамической устойчивости, сбои в их работе практически прекратились. Лишь в нескольких случаях экипаж или автоматика выключали двигатели в полете из-за сбоев в работе винтовентиляторов, разработанных предприятием «Аэросила» из подмосковного Ступино. В частности, это имело место в Омске в 2001 г., когда Ан-70 совершил аварийную посадку.
В декабре 2001 г. главком ВВС РФ утвердил Акт по результатам государственных совместных испытаний (ГСИ) самолета. В соответствии с ним необходимо было завершить ГСИ и начать постройку установочной серии Ан-70.
В 2003–2005 гг. по просьбе ВВС РФ проведены специальные стендовые и летные испытания двигателя, подтвердившие, что «Д-27 типового конструктивного профиля в компоновке (…) Ан-70 обладает достаточными запасами газодинамической устойчивости во всем диапазоне исследованных скоростей и высот полета, что позволяет эксплуатировать двигатели Д-27 на (…) Ан-70 без дополнительных ограничений». 21 декабря 2005 г. МАК выдал на Ан-70-100 «Сертификат типа по шуму на местности», позволяющий эксплуатировать Ан-70 во всех странах, в том числе в Европе и Северной Америке.
В июне 2003 г. СМИ сообщили, что «в Генеральном штабе Вооруженных сил России сочли бесперспективной дальнейшую работу над Ан-70». Далее последовало утверждение о переходе Ан-70 из среднего класса – в тяжелый. Однако из уравнения существования самолета следует, что его взлетный вес будет около 130 т, и заказчику об этом было известно 20 лет назад.
Согласно сообщениям СМИ, Омский авиационный завод «Полет» готов к серийному производству Ан-70.

Ил-76МФ

Ил-76МФРазработка Ил-76МФ началась в начале 1990-х гг. В отличие от предшественника (Ил-76МД грузоподъемностью 47 т), машина имеет удлиненный фюзеляж за счет двух дополнительных секций длиной по 3,3 м, вставленных перед и за крылом.
В итоге объем грузового отсека возрос в 1,3 раза. Замена двигателей на ПС-90А-76 позволила, согласно рекламным данным, довести грузоподъемность самолета до 52 т и увеличить дальность полета. В то же время, в одном из информационных материалов АК им. С.В.Ильюшина показано, что грузоподъемность гражданского варианта (Ил-76ТФ) — 60 т.
Однако номенклатура перевозимых грузов на Ил-76МФ расширилась незначительно по сравнению с предшественником. Например, он по-прежнему может перевозить боевые вертолеты Ка-50/52, Ми-24 и Ми-28 лишь в частично разобранном виде, что снижает оперативность решения поставленных задач. В наследство от Ил-76МД досталась и прицельная система «Купол», разработанная еще для самолета Ан-22.
Ил-76МФ может применяться и в поисково-спасательном варианте, предназначенном для действий над морем. В этом случае он берет на борт два спасательных катера «Гагара», сбрасываемых на парашютах в районе бедствия.
Первый полет Ил-76МФ, построенного на Ташкентском авиационном заводе, состоялся 1 августа 1995 г. и спустя 17 дней он демонстрировался на авиасалоне МАКС.
На базе Ил-76МФ разработан гражданский вариант Ил-76ТФ, который по желанию заказчика может оснащаться зарубежными двигателями, в частности, CFM-56.
В 2003 г. в Чехии проходила презентация Ил-76МФ, которыми Россия хотела погасить свой внешний долг. Ранее Чехии предлагался Ан-70. Это мероприятие совпало с одобрением правительством Украины проекта закона об общегосударственной программе завершения испытаний самолета Ан-70 и его закупке. Однако оба самолета так и остались у себя на родине.
По словам гендиректора АК им. С.В.Ильюшина В.Ливанова (январь 2006 г.) до конца 2006 г. планируется завершить ГСИ Ил-76МФ. Самолет уже получил предварительное заключение российских ВВС о соответствии техническому заданию, что позволяет начать его серийное производство и с 2007 г. начать поставки заказчику.
В ближайшее время совместно с ВВС предстоит уточнить «техническое лицо» Ил-76МФ с учетом новых требований, после чего его госиспытания продолжатся.
Первым покупателем Ил-76МФ стали не российские ВВС, а Иордания, подписавшая летом 2005 года контракт на закупку двух самолетов Ил-76МФ и еще двух самолетов по опциону.
Специалисты отмечают, что по критерию «эффективность–стоимость» Ил-76МФ превосходит зарубежные аналоги, в том числе А-400, который только разрабатывается. Например, для перевозки 375 т груза на дальность 7000 км потребовалось бы 32 самолета А-400, 50 самолетов С-130 и только 10 Ил-76МФ. На эту операцию самолеты А-400 затратили бы 22,5 ч, С-130 – 58 ч, а Ил-76МФ – 12,5 ч.
По сообщению агентства АРМС-ТАСС от 31 мая 2006 г. Воронежское акционерное самолетостроительное общество готово приступить к производству Ил-76МФ для ВВС РФ.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...