Анатолий Каневский На рубеже 1920–1930-х годов СССР переживал промышленный подъем. Значительный рост темпов выпуска самолетов требовал и новых аэродромов. Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе в Москве, который не только обслуживал авиапассажиров, но и использовался для испытаний новой авиационной техники, стал тесен. Для военных подобрали место в Щелковском районе Подмосковья, а для гражданской авиации – в Быково.

Выбор места для аэропорта Быково связан с именем старшего пилота ГВФ Петра Козбенко и был неслучаен, поскольку рядом проходила московская железная дорога, да и расстояние до столицы, около 30 км, уже считалось небольшим. В те годы руководство страны принимало решения быстро и требовало безотлагательного их исполнения. Уже весной 1932 года началось строительство первого московского аэропорта.
Тогда же по инициативе П.М. Козбенко на аэродроме организовали курсы подготовки летно-технического состава, которые окончили 50 летчиков.
Одновременно проводились учебно-тренировочные и демонстрационные полеты.
В 1936 году Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе был закрыт на реконструкцию. Функции аэропорта столицы полностью передали в Быково. Именно с этого времени аэропорт 3-го класса Быково, подчинявшийся Московскому Управлению ГВФ, упоминается в списке эксплуатационного Управления Аэрофлота.
13 сентября 1936 года из аэропорта Быково начались регулярные авиарейсы по центральному расписанию. Эту дату можно считать днем рождения аэропорта.
На рубеже 1930–1940 годов летали быковцы на самолетах У-2, «демобилизованных» разведчиках Р-5, К-5, АНТ-9, Г-2, Сталь-3.
В истории аэропорта много славных страниц, связанных с важными вехами в развитии отечественного воздушного транспорта, освоением новых типов самолетов.
С самого начала Великой Отечественной войны Быково интенсивно работал в интересах фронта. Все четыре года, даже в ходе эвакуации промышленности Москвы, аэропорт функционировал на пределе своих возможностей. В июле 1944-го в Быково организовали Московский отдельный авиаотряд, предназначенный для восстановления местных авиалиний, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и медиыбор места для аэропорта Быково связан с именем старшего пилота ГВФ Петра Козбенко и был неслучаен, поскольку рядом проходила московская железная дорога, да и расстояние до столицы, около 30 км, уже считалось небольшим. В те годы руководство страны принимало решения быстро и требовало безотлагательного их исполнения. Уже весной 1932 года началось строительство первого московского аэропорта.
Тогда же по инициативе П.М. Козбенко на аэродроме организовали курсы подготовки летно-технического состава, которые окончили 50 летчиков.
Одновременно проводились учебно-тренировочные и демонстрационные полеты.
В 1936 году Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе был закрыт на реконструкцию. Функции аэропорта столицы полностью передали в Быково. Именно с этого времени аэропорт 3-го класса Быково, подчинявшийся Московскому Управлению ГВФ, упоминается в списке эксплуатационного Управления Аэрофлота.
13 сентября 1936 года из аэропорта Быково начались регулярные авиарейсы по центральному расписанию. Эту дату можно считать днем рождения аэропорта.
На рубеже 1930–1940 годов летали быковцы на самолетах У-2, «демобилизованных» разведчиках Р-5, К-5, АНТ-9, Г-2, Сталь-3.
В истории аэропорта много славных страниц, связанных с важными вехами в развитии отечественного воздушного транспорта, освоением новых типов самолетов.
С самого начала Великой Отечественной войны Быково интенсивно работал в интересах фронта. Все четыре года, даже в ходе эвакуации промышленности Москвы, аэропорт функционировал на пределе своих возможностей. В июле 1944-го в Быково организовали Московский отдельный авиаотряд, предназначенный для восстановления местных авиалиний, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и медицинского обеспечения населения.
В первые послевоенные годы в стране особенно велика была потребность в воздушных перевозках. Аэропорт Быково приступил к мирному труду. На летном поле появились грузовые С-47 и их советский вариант ТС-62 с двигателями АШ-62, а с 1948 года и отечественные пассажирские Ли-2, чуть позже – первые отечественные послевоенные авиалайнеры Ил-12, затем знаменитые Ил-14.
В середине 1950-х Быковская авиагруппа вошла в состав Московского Управления транспортной авиации. На территории аэропорта построили единый командно-диспетчерский пункт и установили обзорный радиолокатор. Затем построили бетонированную взлетно-посадочную полосу длиной 1400 м, позволившую круглый год эксплуатировать не только самолеты типа Ил-14, но и пришедшие им на смену турбовинтовые Ан-24.
С созданием на базе авиагруппы в 1963 году Быковского объединенного авиаотряда (ОАО), с переводом его в Управление Гражданской авиации Центральных районов и Арктики, самолеты Быковского ОАО выполняли работы по проводке морских судов в северных широтах. Летали на Новую Землю и о. Шпицберген.
В 1968 году Быковскому объединенному авиаотряду поручили ответственное задание – проведение эксплуатационных испытаний первого в мире реактивного пассажирского самолета для местных авиалиний Як-40. Свой первый рейс по маршруту Быково – Кострома – Быково Як-40 совершил 30 августа этого же года, открыв новую страницу в «биографии» аэропорта. Пилотировал самолет экипаж под руководством пилота первого класса Ф.И. Новосельцева.
Внедрение новой техники позволило быковцам преодолеть в 1970-м своеобразный рубеж – в том году аэропорт обслужил миллион пассажиров.
30 апреля 1975 года произошло еще одно значительное событие – вошел в строй новый аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час.
В 1979 году удлинили до 2200 метров взлетно-посадочную полосу. Одновременно обновили светосигнальное оборудование с применением светосигнальных огней высокой интенсивности. Тогда же установили новейшее радионавигационное и связное оборудование, которое по своим возможностям не уступало имеющемуся в более крупных аэропортах Московского аэроузла. Это позволило эксплуатировать самолеты третьего поколения.
В 1980 году Быковскому авиапред-приятию поручили освоение и внедрение на трассы Аэрофлота самолета третьего поколения – 120-местного Як-42. 22 декабря экипаж Л. И. Филатова выполнил на Як-42 первый регулярный рейс в Краснодар и обратно.
В 1981 году в аэропорту ввели в эксплуатацию автоматизированную систему управления воздушным движением «Теркас», объединившую все московские аэропорты. К тому времени коллектив освоил эксплуатацию и обслуживание самолетов Ан-24, Ан-26, Як-40 и Як-42.
Аэропорт работал в напряженном режиме, перевозя более 1 500 000 пассажиров в год. Авиалинии идущие из Быково связывали столицу с Украиной, северным Казахстаном, Молдавией, Белоруссией, центральными и южными районами России.
В связи с происшедшими в 1990-х годах радикальными переменами в стране и в отрасли произошло резкое сокращение пассажирских авиаперевозок, в том числе из Быково. Аэропорт переживал трудные времена. Однако опытный коллектив аэропорта нашел пути к обновлению. В 2004 году ситуация стабилизировалась, а в 2005-м – наметился незначительный рост перевозок. В текущем, 2006 году количество рейсов и объем перевозок выросли в несколько раз. Растет и количество авиакомпаний, постоянно базирующихся в аэропорту Быково. На сегодняшний день их более десяти. В их числе крупные самолетные и вертолетные авиапредприятия. Количество постоянно находящихся в Быково воздушных судов возросло в несколько раз.
Среди базирующихся на территории аэропорта – перспективная авиационная компания «Авиа Менеджмент Групп», осуществляющая перевозки по проекту воздушного такси. На самолетах М-101 она начала выполнять рейсы в рамках центрального расписания по маршруту Москва – Нижний Новгород – Москва. Сейчас на стоянке аэропорта находится восемь ее самолетов. В перспективе их будет несколько десятков. В планах компании расширение географии полетов до уровня выполняемых из Быково в начале 1990-х годов.
В 2005 году началось обновление наземной спецтехники, необходимой для обслуживания самолетов и поддержания безопасной работоспособности аэродрома. Отремонтирован целый ряд машин и агрегатов, предназначенных для послеполетного и предполетного обслуживания воздушных судов. В аэропорту в полной мере функционирует топливо-заправочный комплекс с лабораторией для проведения анализа горюче-смазочных материалов.
Работа аэропорта полностью восстановлена. Это дает основание рассчитывать на возобновление сотрудничества с авиакомпаниями, летающими из Воронежа, Липецка и ряда других городов. Осуществляется ремонт искусственного покрытия аэродрома. Оборудуются и ремонтируются стоянки для малой авиации. Аэропорт вкладывает в это немалые собственные средства.
Работы большого объема проведены по линии службы аэродромной безопасности. Причем львиная доля – в рамках мероприятий антитеррористического характера.
Выполнен значительный объем работ, направленных на обеспечение сертификации производственных процессов. В 2006 году получены необходимые сертификаты на аэродромную деятельность: общий сертификат и сертификаты на деятельность всех служб, обеспечивающих безопасность полетов и качественное обслуживание воздушных судов (САБ, СПАСОП, СОП, ТЗК и др.).
Руководство аэропорта прилагает усилия к возобновлению регулярных пассажирских рейсов. Основные надежды аэропорта связаны с возрождением и созданием авиационных компаний, осуществляющих перевозки в центральных районах России и в ближнем зарубежье.
В настоящее время аэропорт способен круглые сутки принимать и выпускать вертолеты, ближне- и среднемагистральные самолеты, в том числе зарубежные Боинг-737 и А-321, а также отечественные Ту-204 и тяжелые Ил-76.
Используя новейшие технологии обеспечения пассажирских и грузовых перевозок, включая информационные, аэропорт Быково имеет возможность достичь и превзойти в будущем свою прежнюю пропускную способность. А в разгар его деятельности за сутки выполнялось до 550 рейсов!
Выгодным для аэропорта и его потенциальных клиентов является географическое положение. От московской кольцевой дороги до перрона аэропорта Быково можно доехать на машине примерно за 20 минут, на автобусе – не более чем за полчаса. Примерно за 40 минут можно добраться с Казанского вокзала на электричке, в том числе и скоростной.
В настоящее время идет объективный процесс роста бизнес- и корпоративных перевозок на судах среднего и малого класса. Аэропорт Быково в силу своей нынешней загруженности и в связи с отсутствием дальних и большегрузных рейсов является на сегодняшний день наиболее оптимальным для размещения самолетов ближнемагистрального класса.
Старейший аэропорт России набирает силу, переживает второе рождение. Генеральный директор аэропорта Быково Александр Зверев не без основания считает, что слаженная работа коллектива даст свои плоды: «Мы уверены, что начавшийся в последнее время процесс возрождения ближне- и среднемагистральных перевозок необратим. Наш аэропорт готов к приему и обслуживанию не только отечественных, но и зарубежных самолетов. Встречая 70-летний юбилей, мы с оптимизмом смотрим в будущее!»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...