Анатолий Каневский Три жизненные вершины покорил этот неутомимый человек. Самую первую и, пожалуй, самую опасную Георгий Береговой преодолел за штурвалом своего верного боевого друга – штурмовика Ил-2.

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка Карловского района Полтавской области в семье служащего.
Здесь окончил школу. С 1938 по 1941 год учился в Ворошиловградской школе военных летчиков.
Три высоты взял в своей жизни Георгий Береговой.
Восхождение на первую из них – боевого летчика-фронтовика – начал 25 июня 1941 года в разведывательном авиационном полку. Был он молод – всего двадцать лет, но воевал не по годам умело. И даже в горькие дни отступления, наполнявшие ненавистью сердце, никогда не терял головы, точно выполнял каждое задание, в воздухе действовал хладнокровно. В конце года полк, в котором служил Георгий, получил на вооружение штурмовики Ил-2.
На Калининском фронте и Курской дуге, над днепровскими переправами и многострадальной землей Правобережной Украины, в небе Польши, Румынии, Венгрии пролегали боевые маршруты Ил-2 Георгия Берегового. Смерть подстерегала летчика и на земле, и в воздухе. Но он не давался ей в руки. Везло? Наверное, да. Но не только!
Было у летчика-штурмовика Берегового заветное правило: «Не будешь думать, собьют!». Этому учил он и своих подопечных. И слово не расходилось с делом. На Ил-2 с бортовым номером «22» Георгий ни разу не был сбит. В октябре 1944 года за мужество и героизм капитан Береговой был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 10 мая 1945 года Георгий Тимофеевич, будучи уже командиром эскадрильи, совершил свой последний 185-й боевой вылет.
После войны летчик-штурмовик начал восхождение на вторую высоту – летчика-испытателя.
Испытательный полет – уравнение со многими неизвестными, а короче говоря – то же самое боевое задание, но в мирное время. Всякое бывало: и остановка двигателя в воздухе, и отказ управления, и выход из строя жизненноважных систем самолета. Но боевой опыт и заветное правило всякий раз приходили на помощь. Ни одной машины не бросил в воздухе Георгий Тимофеевич, ни одну не повредил на земле. А прошло их через его руки немало: Як-17 и Як-25, МиГ-17ПФ и МиГ-19ПМ, Су-9 и Ту-28-80 – прототип Ту-128. В 1961 году Георгию Береговому присвоили звание заслуженного летчика-испытателя СССР.
Но уже показалась на горизонте новая вершина. В историю человечества ворвалась пилотируемая космонавтика. В 1964 году Георгий Тимофеевич добивается принятия в отряд космонавтов, проходит полный курс подготовки, а в октябре 1968 года полковник Береговой отправляется в полет на космическом корабле «Союз-3».
За мужество, проявленное в орбитальном космическом полете, ему вручают вторую Золотую Звезду Героя.
В 1972 году Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов, а через некоторое время защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
Невластно было над Георгием Тимофеевичем неумолимое время. Председатель Республиканского союза ветеранов Вооруженных Сил и воинов запаса, он всегда был в гуще событий, среди людей, навсегда преданных небу и верных Родине.
Три высоты взял в своей жизни летчик-штурмовик, летчик-испытатель, летчик-космонавт генерал-лейтенант авиации Георгий Береговой. Но главной из них он все же считал первую.
30 июня 1995 года Георгия Тимофеевича не стало. Но он живет в нашей памяти, в своих делах, в делах его учеников!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3,00 из 5, оценило: 2)
Загрузка...